Без рубрики

Португалия дает отпор: экономические и общественные риски реформы налогообложения табачных изделий в ЕС

Источник: GINN

В то время как Европейская комиссия продвигает самую амбициозную реформу налогообложения табачных изделий за последнее десятилетие, Португалия выступила решительным противником ключевых элементов этого предложения. Эта радикальная реформа, призванная привести законодательство в соответствие с планом ЕС по борьбе с раком и ввести минимальные уровни налогообложения для новых никотиновых продуктов, таких как вейпы и паучи, получила высокую оценку со стороны защитников общественного здоровья. Однако она также сталкивается с растущей критикой со стороны стран, которые предупреждают о непреднамеренных последствиях. В авангарде этого сопротивления находится Португалия, которая утверждает, что предлагаемое повышение налогов может подорвать цели в области общественного здравоохранения, нанести ущерб национальным бюджетам и стимулировать незаконную торговлю.

В этом блоге рассматриваются предпосылки налоговой реформы, конкретные экономические и политические возражения, выдвинутые Португалией, а также более широкие последствия для усилий по снижению вреда от табака (THR) в Европе.

Что предлагает Комиссия

16 июля 2025 года Европейская комиссия обнародовала план по пересмотру Директивы о налогообложении табачных изделий (TTD) и созданию нового источника доходов для ЕС за счет собственных ресурсов от акцизов на табачные изделия (TEDOR). Основные компоненты включают:

  • Повышение минимальных акцизов на сигареты на 139% и на табак для самокруток на 258%.
  • Введение минимальных налогов в масштабах ЕС на жидкости для вейпинга (40 % от розничной цены), никотиновые пакетики (50 % от розничной цены) и нагреваемый табак (55 % от розничной цены)
  • Перечисление 15 % национальных доходов от акцизов на табачные изделия в бюджет ЕС в рамках TEDOR
  • Гармонизация цен на табачные изделия в странах-членах для борьбы с незаконной торговлей

По оценкам Комиссии, эти меры могут принести дополнительные налоговые поступления в размере 15 млрд евро и сэкономить 6 млрд евро в год на расходах на здравоохранение.

Аргументы Португалии против реформы

Португалия ответила твердой и подробной критикой, выдвинув возражения по трем основным темам: экономические последствия, политика снижения вреда и национальный фискальный суверенитет.

  1. Равное налогообложение неравных продуктов
    Португалия утверждает, что предлагаемая реформа не учитывает относительные профили риска никотиновых продуктов. Применяя аналогичные или идентичные акцизы к сигаретам, электронным сигаретам, нагреваемому табаку и никотиновым пакетикам, предложение лишает курильщиков финансовых стимулов для перехода на менее вредные альтернативы. Лиссабон настаивает на том, что налоговая политика, основанная на охране здоровья, должна поощрять снижение вреда, а не наказывать его, и призывает к дифференцированной налоговой схеме, отражающей риск продукта. Швеция и Румыния поддержали эту точку зрения, указав на свои собственные успехи в снижении вреда как доказательство того, что не все никотиновые продукты должны облагаться одинаковым налогом.
  2. Риск незаконной торговли и потери доходов
    Предлагаемое повышение цен на сигареты в Португалии на 24 % (1,22 евро за пачку) может подтолкнуть больше потребителей к покупке незаконных табачных изделий. Португалия предупреждает, что черный рынок будет расширяться, подрывая законные налоговые поступления и угрожая общественному здоровью нерегулируемыми продуктами. Аналогичные результаты были наблюдались в таких странах, как Франция и Венгрия, после предыдущих резких повышений акцизов. Хотя Комиссия утверждает, что сближение цен снизит стимулы для контрабанды, критики утверждают, что в краткосрочной перспективе может произойти обратный эффект.
  3. Потеря фискальной автономии
    Возможно, наиболее спорным вопросом для Португалии является TEDOR, требование перечислять 15% национальных налоговых поступлений от табака в ЕС. Для Португалии это означало бы потери в размере до 1,5 млрд евро в течение бюджетного периода 2028–2034 годов. Лиссабон называет эту меру «неприемлемой», предупреждая, что она создает опасный прецедент для посягательства ЕС на национальные налоговые полномочия.

Дилемма вейпинга и никпэков

Одним из самых спорных элементов реформы является отношение к вейпингу и оральным никотиновым продуктам. Эти продукты приобрели популярность как средства снижения вреда, и такие страны, как Великобритания и Швеция, сообщают о значительном снижении уровня курения благодаря их доступности. Португалия утверждает, что, облагая эти продукты налогом наравне с сигаретами, ЕС подрывает свои собственные цели в области общественного здравоохранения. Официальные лица предупреждают, что некоторые пользователи вейпов могут даже вернуться к курению, если цены на вейпы станут недоступными.

В то время как некоторые группы общественного здравоохранения утверждают, что высокие налоги необходимы для предотвращения потребления молодежью новых никотиновых продуктов, другие считают, что взрослым курильщикам должны быть предоставлены практичные и доступные альтернативы. Результат этой дискуссии определит, будет ли пересмотренный TTD в конечном итоге способствовать или препятствовать инновациям в области снижения вреда.

Общая картина: цели в области здравоохранения против экономической реальности

Противодействие Португалии поднимает более глубокий вопрос: сможет ли Европа достичь своих целей по борьбе с табакокурением, не вызвав негативной реакции в странах-членах, которые уже борются с экономическими трудностями, контрабандой через границы и нестабильной системой здравоохранения?

Для принятия налоговой директивы и TEDOR требуется единодушное согласие стран ЕС. Это дает Португалии и другим скептически настроенным странам существенное преимущество в переговорах. Для обеспечения широкой поддержки могут потребоваться уступки, возможно, в виде поэтапного внедрения, дифференцированных налоговых ставок или снижения процентных ставок TEDOR.

В GINN мы считаем, что любая реформа должна балансировать между амбициями и прагматизмом. Снижение вреда от табака является важным инструментом для сокращения заболеваний и смертности, связанных с курением. Регулирование должно проводить различие между горючими и негорючими продуктами и поддерживать доступ взрослых к более безопасным альтернативам. Пересмотренный TTD должен стать основой для более разумного налогообложения, а не тупым инструментом, который сдерживает инновации и подрывает цели в области общественного здравоохранения.

По мере развития переговоров сопротивление Португалии может помочь сформировать более тонкий и эффективный подход к политике, который позволит Европе сохранить лидерство в борьбе с табакокурением, уважая при этом экономическое разнообразие и национальную автономию.


Добавить комментарий