Зависимость любой ценой
Разоблачение Филип Моррис Интернэшнл
Источник: Tobacco Control
Скачать полный текст отчёта (англ., PDF)
Компания Philip Morris International (PMI) потратила миллионы долларов, рассказывая общественности о том, что она хочет добиться «мира без курения». Исследователи STOP проанализировали это заявление и задали два вопроса:
- Соответствуют ли действия PMI ее риторике?
- Следует ли доверять PMI в вопросе снижения вреда от вызванной ею табачной эпидемии?
Проведя обширное исследование общедоступной информации, данных отраслевых аналитиков и документов компании, мы пришли к выводу, что PMI подсаживает людей на свой продукт IQOS, потому что ее сигаретный бизнес находится под угрозой. Выживание компании зависит от привлечения нового поколения пользователей, в том числе молодежи, к ее продукции.
ЕДИНСТВЕННЫЙ мотив это деньги, а не здоровье.
Бизнес, находящийся под угрозой, создает новую эпидемию ради прибыли
За последнее десятилетие мировые продажи сигарет сократились примерно на 20 %, в основном благодаря эффективной политике, такой как налоги на табачные изделия и запрет на маркетинг. Наш анализ показывает, что PMI запустила IQOS на тех рынках, где люди уже меньше курили [в том числе, благодаря распространению ЭСДН] и где правила регулирования были сильнее.
Маркетинговая и ценовая стратегия PMI в отношении IQOS, по-видимому, направлена скорее на создание престижного бренда, чем на стимулирование курильщиков к отказу от сигарет. На самом деле PMI продолжает делать все возможное, чтобы продать как можно больше сигарет.
Портфель продуктов, вызывающих привыкание в каждой стране, — это рецепт долгосрочной прибыли, а не долгосрочного здоровья.
Утечка документов PMI 2014 года раскрывает правду о концепции PMI по борьбе с курением: «Продукты с пониженным риском» считаются необходимыми для «обеспечения будущего роста», «нормализации» имиджа компании и предоставления ей возможности формировать регулирование в своих интересах.
То, что говорит PMI, не соответствует тому, что она делает
Внутренний документ Philip Morris 1981 года гласил: «Сегодняшний подросток — это завтрашний потенциальный клиент». Такое отношение сохраняется: PMI рассчитывает на новых молодых потребителей, чтобы выжить. И она выживает. Факты подтверждают, что PMI продолжает ориентировать свои сигареты на молодежь, например, рекламируя их на молодежных мероприятиях, таких как музыкальные фестивали. А для продвижения IQOS PMI набирает людей в возрасте 19 лет.
К ноябрю 2019 года IQOS был запущен в странах, где курение снижается, а регулирование усиливается.

Тем временем PMI продолжает увековечивать уже вызванную ею табачную эпидемию. Не отказываясь от сигарет, она инвестирует в новые сигаретные бренды, покупает новые сигаретные предприятия, создает новые производственные сделки, оспаривает эффективное регулирование и намеренно подрывает первый в мире глобальный договор о здоровье — Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака.
В 2018 году PMI продала 740 миллиардов сигарет по всему миру и заверила инвесторов, что по-прежнему «стремится сохранить лидирующую долю в международной категории сигарет».
Табачная промышленность использует «снижение вреда» для увеличения продаж и улучшения своего имиджа
Всякий раз, когда табачные компании сталкивались с серьезной угрозой, они представляли новые продукты, обещая, что они будут менее вредными. Они использовали эти продукты, чтобы защитить свои продажи, позиционировать себя как часть решения проблемы и восстановить связи с политиками. В конечном итоге они лишь подрывали прогресс, предоставляя индустрии новый способ зарабатывать деньги.

1950-е — 1970-е гг.
Фильтры для сигарет и «легкие сигареты»
1970-е — 2000-е гг.
Порционный бездымный табак и снюс
2000-е — настоящее время
Электронные системы нагревания табака [иногда также намеренно называемые электронными сигаретами как и ЭСДН]
Подставная группа PMI, призванная запутать потребителей и политиков
Фонд за мир без курения утверждает, что он является независимым, прозрачным, научным органом. На самом деле Фонд полностью зависит от финансирования PMI. Наше исследование объясняет, как деятельность Фонда координируется с PMI. Мы пришли к выводу, что Фонд эффективно работает как подразделение табачной компании, занимающееся связями с общественностью и лоббированием.
Очевидная координация между «Филип Моррис» и Фондом в 2018 и 2019 годах


По мнению STOP, Фонд потерпел неудачу в своем стремлении обрести легитимность и влияние.
- PMI остается его единственным спонсором.
- Многие заслуживающие доверия исследователи отказались от финансирования.
- Заслуживающие доверия журналы отвергли его исследования.
- Рекламное агентство Ogilvy объявило, что больше не сотрудничает с фондом, «чтобы избежать конфликта с его клиентами в сфере здравоохранения».
- Текучесть кадров высокая
- Мероприятия отменяются из-за отсутствия интереса.
- Несмотря на миллионы долларов, вложенные в PR, освещение в СМИ в основном скептическое.
Критически настроенные ВОЗ и сотни мировых экспертов в области общественного здравоохранения заявили, что не будут сотрудничать с Фондом.
Мы пришли к выводу, что PMI преследует зависимость любой ценой, а ее мотив прибыли несовместим со здоровьем.
STOP рекомендует:
- Политикам исключить табачную промышленность и исследования, финансируемые или связанные с табаком, из обсуждения политики по борьбе с табаком и альтернативных продуктов
- Адвокатам и общественное здравоохранение продолжать требовать от индустрии ответственности.
- Потребителям не поддерживать бизнес, который создает портфель продуктов, вызывающих привыкание и приводящих к смерти, одновременно борясь с усилиями по сокращению курения.
- Журналистам оспаривать несоответствие между заявлениями PMI и ее фактическим поведением
- Университетам отказываться от финансирования всех табачных компаний и их союзников, таких как подставная группа PMI, Фонд за свободный от курения мир.
- Научным журналам отказываться публиковать исследования, финансируемые табачными компаниями и их союзниками