Без рубрики

Борьба табачных альтернатив: Корпорации начинают, люди проигрывают

Интересная невидимая война гремит сейчас на табачном рынке. Под предлогом заботы о нашем здоровье табачные гиганты устроили натуральный жабогадюкинг: стики против вейпов. И стики, похоже, одерживают уверенную победу — не без помощи лоббистов в правительстве и Госдуме.

Источник: Царьград

Удар по вейпам

Достаточно сказать, что рост акцизов на вейпы с 2017 года составил более 320%, притом что на другие виды табачных и других никотинсодержащих изделий акцизы выросли лишь на 60-77%.

Угадайте, к чему это привело. Правильно, сегодня стоимость нелегальной продукции почти в 10 раз меньше стоимости легальной, из чего следует пугающий факт: порядка 98% вейп-рынка России оказалось в нелегальном поле, где невозможно контролировать состав жидкости, качество устройств, недоступность несовершеннолетним и отчисления в госбюджет.

О том, что результаты такого «креативного» применения налоговых мер на самом деле противоречат принципу охраны здоровья граждан, в официальных отчётах почему-то умалчивается. На самом деле спрос на вейпы в текущих условиях не просто не сокращается — он повышается. Вот только это спрос на нелегальную продукцию — ввиду её повсеместности и существенной дешевизны.

Чтобы окончательно «добить» умирающие продажи легальных вейпов, некоторые депутаты периодически вносят инициативы о полном запрете категории, а фактически — о вытеснении её в нелегальное поле, куда-то к героину и солям.

Напрямую запретить вейпы не удалось — потому что невозможно показать, что они вреднее сигарет и стиков. Тогда противники вейпов решили зайти с другой стороны: они активно лоббируют запрет добавок, которые способствуют усилению зависимости или повышению привлекательности вейпов. В частности, продвигается запрет всех вкусов, кроме табачных или ментоловых (по статистике, их выбирают сейчас около 1% потребителей вейпов). Такая инициатива, по сути, сопоставима с полным запретом категории.

Нет, если б это всё делалось действительно для сокращения употребления никотинсодержащей продукции, вопросов бы не было. Однако мы постоянно видим информационные сообщения, демонизирующие вейпы, «доказывающие» опасность и маргинальность их употребления: в том числе сообщения об отравлении или даже гибели подростков от употребления таких веществ. Действительно, подросткам категорически противопоказан никотин, но ни одного официального подтверждения того, что причинами печальных случаев являлись легальные вейпы, найти не удалось. И особенно занянтно, что негатив в СМИ распространяется только на вейпы, а про обычные сигареты и так называемые стики (система нагревания табака) все просто забыли — их как будто не существует.

Потому что именно продавцы стиков объявили войну продавцам вейпов.

Большая игра в стики

Системы нагревания табака (стики) и электронные средства доставки никотина (вейпы) создавались как альтернатива обычным сигаретам, при курении которых выделяется более 4000 очень вредных продуктов горения, которые являются ключевыми факторами возникновения онкологии. У стиков и вейпов эта проблема решена за счёт отсутствия процессов горения и доставки никотина через пар.

Вот только так случилось, что вейпы как технология стали намного популярнее стиков. По данным ВЦИОМа, 5% жителей России используют исключительно вейпы (и ещё 4% совмещают их с другой никотинсодержащей продукцией) и лишь 2% — исключительно стики (и те же 4% «совместителей»).

Почти все они так или иначе откололись от потребления обычных сигарет, что хорошо видно по статистике Минздрава, который постоянно докладывает о снижении количества курильщиков сигарет. В целом это позитивный тренд.

И всё бы хорошо, но есть нюанс: в России за вейпами стоит большое количество мелких и средних игроков. А вот за стиками — крупные транснациональные табачные корпорации с огромными бюджетами и огромным опытом лоббирования своих интересов. Речь идёт прежде всего о Philip Morris International (PMI). Именно эта кампания занимает доминирующее положение на российском рынке стиков. Да и во всём мире IQOS — самый популярный бренд в сегменте систем нагревания табака.

На этом историю можно было бы и закончить, оставив коммерческие разборки большого с маленькими. Как у них там в Америке говорят: ничего личного, только бизнес. Вот только PMI (читай «американцы») в погоне за собственными доходами активно вмешивается во внутренние дела России, оказывая существенное влияние на государственную политику в области здравоохранения и на доходы федерального бюджета.

Доля России в общемировых продажах PMI составляет 9%, а по IQOS — и вовсе 15%. Это означает, что Россия — ключевой рынок для компании. Поэтому PMI, ещё в 2022 году заявившая об уходе с российского рынка, на самом деле никуда не собирается. Более того, её стратегический план — добиться запрета вейпов и занять освободившуюся нишу своим IQOS. Каждый миллион новых потребителей IQOS в России даёт PMI $40 миллионов дополнительной выручки в год, то есть на кону для них — $400 миллионов или утроение собственного бизнеса в этом сегменте, а если смотреть на общий тренд перехода курильщиков к альтернативным средствам доставки никотина, то гораздо больше.

Николас Хопкинсон, профессор респираторной медицины в Имперском колледже Лондона, сказал: «Исходя из своей доли на рынке (около 15%) и глобального числа смертей от курения (более 8 миллионов в год), Philip Morris ежегодно убивает по меньшей мере миллион человек». В России, получается, около 90 тысяч в год. Но это абсолютно не мешает PMI через недобросовестных чиновников, отраслевые ассоциации и союзы, общественные организации, СМИ и соцсети активно давить на вейпы, влиять на изменение законодательства и правоприменительную практику. И это не только в России, а во всех странах — от беднейших африканских до США.

К примеру, американский производитель вейпов Juul был одним из самых успешных стартапов Кремниевой долины. В 2018 году Altria, материнская компания Philip Morris, купила 35% Juul за 12,8 млрд долл., после чего у стартапа внезапно начались огромные проблемы. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) вдруг начало изучать маркетинговые стратегии Juul. Угадайте, откуда они у них оказались?

А вот Центр контроля заболеваний (CDC) сообщил, что за последний месяц 27,5% старшеклассников в США использовали электронные сигареты, и серия несчастных случаев и смертей, связанных с вейпингом, вызвала опасения по поводу безопасности.

Администрация Трампа также призвала Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов запретить все электронные сигареты без запаха табака, чтобы снизить уровень вейпинга среди подростков.  

Отметим, что ранее генеральный директор PMI Андре Каланцопулос обвинил Juul в «эпидемии» вейпинга среди подростков в США.

То есть одна рука табачного гиганта фактически навязывает свою риторику властям, а другая — покупает долю в производителе вейпов, чтобы уничтожить не только компанию, но и весь рынок вейпов.

Впоследствии Altria списала большую часть своих инвестиций, но зато теперь продаёт в США IQOS, который 5 лет назад не мог проникнуть на премиальный американский рынок, так как вейпы полностью доминировали в этом сегменте менее вредных продуктов.

То есть вейпы — настолько серьёзная проблема для PMI, что они готовы тратить десятки миллиардов долларов, лишь бы задушить конкурента в самом начале.

Теряем миллиарды

В российском Минфине прекрасно понимают происходящее. Там не были в восторге от идеи «взрыва» акциза на вейпы и уж тем более от полного их запрета. Здравомыслие Минфина подтверждают даже простейшие математические расчёты: по данным ВЦИОМа, в 2014 г. (спустя год после принятия №15-ФЗ о жёстком регулировании табачного рынка) число регулярно курящих совершеннолетних граждан РФ составляло 35%. К 2023 г. показатель составил 30%. То есть за все эти годы жёсткого регулирования — снижение всего на 5 процентных пунктов.

На фоне такого мизерного снижения количества курильщиков в России шокирующе выглядит сокращение объёмов производства легальной табачной продукции (с 363 млрд шт. сигарет в 2012 г. до 186 млрд шт. в 2023 г.), а также стремительный рост нелегального табачного рынка (с 0,8% в 2012 г. до 17% в 2023 г. — в 21 раз) и стремительный рост потерь федерального бюджета (с 2,37 млрд руб. в 2012 г. до 187,53 млрд руб. в 2023 г.).

И это только по рынку в целом. По вейпам же, очевидно, ситуация ещё хуже.

Что с того?

Должна ли Россия бороться с негативными последствиями употребления никотина?

Безусловно, но только следуя напутствию президента России В.В.Путина о том, что важно помнить про уже имеющийся у страны негативный опыт перегибов в регулировании и соблюдать грань, переход которой ведёт к обратному результату.

И уж точно не «под дудку» и не в интересах американской компании, которая зарабатывает миллиарды на смертях и болезнях миллионов людей по всему миру.


Только и думаете о “Борьба табачных альтернатив: Корпорации начинают, люди проигрывают

Добавить комментарий