Снижение вреда или создание вреда? Переосмысление глобальной политики в отношении табака
В отчете CAPHRA содержится призыв к реформе, основанной на фактических данных, в котором подчеркивается, почему запрет не работает, и настоятельно рекомендуется снижение вреда на основе фактических данных для реальной защиты здоровья и спасения жизней.
Источник: Vaping Post
Коалиция сторонников снижения вреда от табака в Азиатско-Тихоокеанском регионе (CAPHRA) недавно опубликовала убедительный доклад «Право на здоровье и политика в области общественного здравоохранения», авторами которого являются C.Y. Виргино и N.E. Лукас. В докладе раскрывается печальное противоречие. Хотя правительства ссылаются на право человека на здоровье, закрепленное в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, они продолжают вводить высокие налоги на сигареты (тем самым поддерживая доходы государства), одновременно подавляя более безопасные альтернативы, такие как вейпы и никотиновые пакетики.
В своей основе CAPHRA утверждает, что право на здоровье основано на четырех принципах: доступность адекватного медицинского обслуживания, недискриминационный доступ, культурная и научная уместность, а также качество, основанное на доказательствах. К сожалению, в отчете отмечается, что правительства не справляются со всеми этими задачами: системы общественного здравоохранения по-прежнему испытывают хроническое недофинансирование, профилактическая помощь подчиняется реактивной политике, и даже пандемия COVID-19 выявила системы, плохо приспособленные для обеспечения устойчивости или справедливости. Вместо того чтобы уделять приоритетное внимание основанным на доказательствах профилактическим стратегиям, слишком многие политические меры служат политическим или финансовым интересам — или тому, что авторы называют «платной» экономикой общественного здравоохранения, которая усугубляет вред в уязвимых сообществах.
Право на здоровье предано
Эксперты предупреждают, что подход Австралии — это не только провал в области общественного здравоохранения, но и глобальное предупреждение о том, что запретительная, идеологически мотивированная политика может усилить организованную преступность, оставив взрослым курильщикам меньше, а не более безопасных вариантов.
Группы по снижению вреда от табака последовательно настаивают на том, что защита права на здоровье не должна быть факультативной. Правительства и международные органы должны взять на себя обязательства по обеспечению подотчетности, прозрачности и снижению вреда на основе фактических данных — в противном случае они рискуют усугубить глобальное неравенство в области здравоохранения и привести к гибели бесчисленного количества людей. К сожалению, чаще всего происходит именно последнее.
Их послание звучит особенно убедительно, если учесть провал табачной политики Австралии. Несмотря на введение одних из самых высоких в мире налогов на сигареты — пачка стоит до 50 австралийских долларов — с 2019 года уровень курения в Австралии упорно держится на уровне около 11 процентов. Эти карательные меры не только не снизили вред, но и способствовали бурному росту нелегальной табачной экономики, стоимость которой составляет 6,3 миллиарда австралийских долларов, усилив влияние преступных сетей.
Разрушения были жестокими: с 2023 года произошло более 125 поджогов, повсеместные беспорядки в сообществах и потрясающие 156 миллионов австралийских долларов, вложенные в правоприменение — но насилие продолжается. Эксперты предупреждают, что подход Австралии — это не только провал в области общественного здравоохранения; это глобальное предупреждение о том, что запретительная, идеологически мотивированная политика может усилить организованную преступность, оставив взрослым курильщикам меньше, а не более безопасных вариантов.
Сравните это с Новой Зеландией, которая приняла прагматичный подход, направленный на снижение вреда. Благодаря широкому доступу к более безопасным альтернативам никотину, уровень курения среди взрослых снизился с 15,1% в 2018 году до 6,9% в 2024 году. Это свидетельствует о том, чего может достичь научно обоснованная, ориентированная на потребителя политика, когда идеология уступает место результатам.
Разрушение замкнутого пузыря
На Азиатском форуме по никотину (AFN25), запланированном на 27 августа 2025 года, CAPHRA осветит эти контрасты. Форум, модератором которого выступит Лукас, соберет региональных экспертов по снижению вреда в регионе, где проживает более половины из 1,1 миллиарда курильщиков в мире. Основное внимание будет уделено тому, как группы по защите прав потребителей остаются в стороне от глобального политического процесса, в том числе от РКБТ ВОЗ, которая допускает гораздо меньше наблюдателей от НПО, чем Конвенция ООН по климату. Такой «закрытый пузырь» подавляет разнообразие точек зрения, что заставляет ВОЗ удвоить свои усилия по борьбе с вейпингом, даже несмотря на то, что такие страны, как Швеция, Япония и Великобритания, ясно демонстрируют, что доступ к более безопасным альтернативам никотину ускоряет сокращение курения.
Еще большую актуальность повестке дня форума придают непреднамеренные последствия, наблюдаемые в Канаде и Австралии, где действуют модели «только в аптеках». В Канаде (по состоянию на июль 2025 года) никотиновые пакетики и вейпы с низким содержанием никотина доступны исключительно в аптеках. Фармацевты оправдывают это необходимостью проверки возраста и обеспечения безопасности клиентов. С октября 2024 года Австралия разрешает продажу вейпов с низким содержанием никотина в аптеках (с проверкой удостоверения личности и ежемесячными ограничениями), но для более сильных никотиновых продуктов по-прежнему требуется рецепт.
Запрет способствует росту вреда и преступности
На практике эти системы провалились. Многие аптеки отказываются от них, ссылаясь на нагрузку, многие необразованные врачи не желают выписывать эти продукты, а легальные продажи остаются незначительными, в то время как процветают нелегальные рынки и растут доходы организованной преступности. Эта динамика усиливает реальность: ограничение более безопасных продуктов аптеками может казаться разумным, но оно создает барьеры для взрослых курильщиков, стимулирует нелегальные продажи (часто более доступные для молодежи) и подрывает цели снижения вреда.
Запрет не является чем-то новым, и уроки из него ясны. Один из обзоров запрета на ментоловые сигареты в Массачусетсе показал, что уровень курения практически не снизился, но значительно возросла деятельность нелегального рынка, а также непропорционально возросло влияние правоприменения на сообщества меньшинств. Уроки, извлеченные из запрета на алкоголь в США, по-прежнему остаются поучительными: хотя потребление алкоголя сначала снизилось, организованная преступность резко возросла, распространились токсичные нерегулируемые продукты, а преступность и насилие значительно возросли. Аналогичным образом, строгие запреты на табак исторически приводили к нелегальной торговле и коррупции в правоприменении.
Всемирный банк и другие глобальные институты подтверждают эту точку зрения: незаконная торговля часто процветает наряду с запретом и слабым правоприменением, особенно там, где существуют пробелы в управлении и фрагментация управления. Сигареты могут попадать в незаконные каналы поставок, изобилующие загрязнителями — исследования документально подтвердили, что незаконный табак содержит свинец, кадмий, плесень и даже человеческие отходы. Эти продукты усугубляют риски для здоровья и усугубляют неравенство.
Идеология против фактов: почему необходимо перейти к снижению вреда
Так как же должен выглядеть путь вперед? Для CAPHRA и сторонников снижения вреда ответ очевиден: политика должна уделять приоритетное внимание взрослым курильщикам, расширяя доступ к более безопасным альтернативам, регулируя их ответственно, а не запрещая их полностью или ограничивая доступ потребителей через аптеки. Правительства должны адекватно финансировать системы здравоохранения, инвестировать в профилактическую помощь, учитывать мнение потребителей при разработке политики и разрабатывать регулирование на основе реальных результатов, а не моральной паники. AFN25 предлагает платформу для таких изменений.
В соответствии с реальными данными, отчет CAPHRA показал, что запрет, основанный на идеологии, не снижает вред — он перенаправляет его в криминальные сети и усугубляет неравенство. Напротив, прагматичное снижение вреда может сократить курение вдвое за несколько лет. Путь вперед требует мужества: отказаться от пустой символики, сосредоточиться на опыте потребителей и обеспечить, чтобы политика защищала право на здоровье на практике, а не только в принципе. Правительства должны сделать выбор: удвоить ставку на провальные догмы или принять науку и права человека, которые спасают жизни.