Без рубрики

Российские вейперы против запрета ароматизированных жидкостей для ЭСДН

Об этом они написали письмо Председателю Правительства РФ

Общественное движение «Национальное сообщество потребителей никотина» создано для защиты прав никотинозависимых граждан России, отказавшихся от традиционного курения с помощью альтернативных никотин(о)содержащих продуктов.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» устанавливается целевая задача по увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни.

По данным, приведенным в девятом докладе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) о глобальной табачной эпидемии 2003 года[1], ежегодно в мире от болезней, связанных с курением, умирает 8,7 миллионов человек. В докладе также говорится, что из этого огромного количества смертей, связанных с курением, 1,3 миллиона ежегодно происходят среди некурящих людей, подвергающихся воздействию пассивного курения, что почти равно количеству людей, ежегодно погибающих в дорожно-транспортных происшествиях.

В более раннем докладе ВОЗ «О глобальной табачной эпидемии, 2021 г.: решение проблемы новых и появляющихся изделий»[2] авторы доклада указывают, что «недавний Кокрановский обзор[3] заявляет, что электронные сигареты могут

помочь курильщикам бросить курить [Обновленные данные исследования опубликованы 08.01.2024 г.]. Этот обзор сравнивал ЭСДН с поведенческой поддержкой и другой никотинзаместительной терапией никотиновой зависимости (НЗТ), а объединение результатов четырех исследований выявило статистически значимое увеличение показателей отказа от курения среди пользователей ЭСДН. Результаты показали, что из 100 человек, использующих НЗТ, шесть, вероятно, успешно бросят курить, а 10 из 100 человек, использующих электронные сигареты для отказа от курения, вероятно, добьются успеха».

Также ВОЗ в своей информационной записке «Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином»[4] указывает, что «полный и быстрый переход взрослых небеременных курильщиков от использования зажигаемых табачных изделий к использованию только чистых и надлежащим образом регулируемых ЭСДН/ЭСДПН может способствовать снижению их риска для здоровья».

Для курящих взрослых полный переход от сигарет к ЭСДН может снизить воздействие многих вредных химических веществ, присутствующих в сигаретах. Однако важно полностью перейти от сигарет к электронным сигаретам, чтобы получить максимальную пользу для здоровья.[5]

Данные об эффективности использования электронных сигарет (ЭСДН) для отказа от курения довольно многочисленны. Так, например, в апреле 2024 года Королевский колледж врачей (RCP, Великобритания) опубликовал новый отчет[6], в котором рассматривается роль электронных сигарет в предотвращении смертности, инвалидности и неравенства, связанных с употреблением табака. В докладе, содержащем более 50 рекомендаций, делается вывод о том, что электронные сигареты остаются важным инструментом для облегчения бремени потребления табака, как можно использовать электронные сигареты для поддержки большего числа людей в попытках бросить курить и в то же время препятствовать тому, чтобы молодые люди и некурящие не начинали использовать электронные сигареты.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 23.02.2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотин(о)содержащей продукции»: «В отношении никотин(о)содержащей жидкости, безникотиновой жидкости и растворов никотина (в том числе жидкостей для электронных средств доставки никотина) Правительство Российской Федерации вправе определить перечень веществ, направленных на повышение привлекательности такой продукции, и (или) добавок, усиливающих никотиновую зависимость, при добавлении которых не допускается выпуск в обращение соответствующей продукции».

Министерство здравоохранения Российской Федерации 15.05.2024 года направило в ряд Федеральных органов исполнительной власти на согласование проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня веществ, направленных на повышение привлекательности никотин(о)содержащей жидкости, безникотиновой жидкости и растворов никотина (в том числе жидкостей для электронных средств доставки никотина), и (или) добавок, усиливающих никотиновую зависимость, при добавлении которых не допускается выпуск в обращение соответствующей продукции, а также обоснования включения веществ в Перечень.

В указанный выше перечень веществ включены, в том числе:

  1. пищевые добавки, разрешенные для применения при производстве пищевой продукции (за исключением глицерина, дистиллированного для пищевой промышленности с чистотой не менее 94 % и пропиленгликоля с чистотой не менее 95%), в том числе биологически активные добавки к пище (БАД);
  2. ароматизаторы пищевые (ароматизаторы), а также вкусоароматические химические вещества, разрешенные для применения при производстве пищевых ароматизаторов;
  3. природные и синтетические сахара, в том числе глюкоза, фруктоза,декстроза, сахароза, лактоза, мальтоза и их комбинации, природные или столовые подсластители.

ВОЗ указывает на то, что ароматизаторы повышают привлекательность как никотин(о)содержащей (в том числе жидкостей для ЭСДН), так и табачной (например, ментол или корица) продукции.

В докладеii ВОЗ 2021 года говорится, что из более чем из 16 тысяч [включая композиции] ароматов, половина ароматов — это те, которые нравятся детям и подросткам, в то время как другие фруктовые и ментоловые ароматы могут также нравиться определенным группам взрослых (в том числе этническим).

По данным обзора RCP vi лишь 3% взрослых пользователей ЭСДН используют «неароматизированные» продукты (то есть просто раствор пропиленгликоля и глицерина с никотином или без него, который имеет естественный сладкий вкус).

«В нынешних условиях свободного выбора вкусов почти никто из курильщиков не предпочитает использовать неароматизированные [жидкости для] ЭСДН. Есть также данные, свидетельствующие о том, что использование нетабачных вкусов (в основном фруктовых и ментоловых) связано с более успешным отказом от курения. Необходимы дальнейшие исследования влияния запрета конкретных вкусов (если нет опасений по поводу их воздействия на здоровье), которые должны включать оценку рисков непредвиденных последствий, включая увеличение продаж табачных изделий. Однако это требует дальнейшего изучения, особенно в отношении вкусов, которые гораздо более популярны среди детей, чем среди взрослых», — говорится в обзореvi.

По данным опросов ASH[7], среди взрослых чаще всего выбирают фруктовые ароматы (47%), затем ментоловые/мятные (17%), затем табачные (12%), а сладкие (шоколад, десерт, конфеты или леденцы) используют 6%.

В исследовании, подготовленном для Управления по вопросам здравоохранения Правительства Великобритании, говорится, что доступ к разнообразным вкусам может стимулировать использование электронных сигарет для отказа от курения. Людям, которые собираются перейти от курения к использованию ЭСДН (вейпингу), важно экспериментировать со вкусами (а также с крепостью никотина и типом устройства), пока они не найдут тот, который им подходит[8].

Очень немногие люди используют только один вкус, и предпочтения обычно меняются с момента начала использования ЭСДН (вейпинга) до более длительного использования.[9] На вкусовые предпочтения и их влияние на отказ от курения также влияет статус курения. Использование жидкостей с нетабачными вкусами связан с более частым отказом от курения среди взрослых.

В продольном исследовании Population Assessment of Tobacco and Health Study (сбор данных проводился с 2013 по 2018 год), включавшем 5 984 взрослых в возрасте 18-54 лет, которые перешли от курения к использованию ЭСДН (вейпингу), шансы бросить курить у тех, кто использовал нетабачные ароматизаторы, были в 2,3 раза выше, чем у тех, кто использовал электронные сигареты со вкусом табака.[10]

Среди 886 человек в США, Канаде, Англии и Австралии в 2016-18 годах, которые одновременно курили и использовали ЭСДН, те, кто использовал электронные сигареты с фруктовым/сладким вкусом, имели больше шансов полностью бросить курить, чем те, кто использовал электронные сигареты с табачным вкусом.x

Существует несколько возможных причин, по которым электронные сигареты с нетабачным вкусом могут помочь взрослым перейти от курения к использованию ЭСДН (вейпингу)[11],[12].

Вкусовые качества ароматизаторов и ассортимент доступных ароматизаторов позволяют людям выбирать ароматы в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями. Использование вкусов, отличных от табачного, ассоциируется с большей удовлетворенностью и удовольствием от использования ЭСДН по сравнению с курениемix. Отсутствие неприятных ощущений от использования ЭСДН (а также доставка никотина и устранение желания курить) могут повысить приверженность к использованию электронных сигарет в качестве средства отказа от курения. Сохранение такой удовлетворенности может снизить вероятность возврата к курению. Баланс между регулированием, обеспечивающим доступ к разнообразным вкусам для курящих взрослых, и решением проблем, связанных с потреблением среди молодежи и возможными рисками для здоровья, важен для поощрения и поддержания потребления электронных сигарет для отказа от курения.vi

В пояснительной записке Минздрава к проекту перечня веществ авторы указывают на то, что «В аэрозолях ЭСДН обнаруживаются вещества, как присутствующие в дыме обычных сигарет, так и принципиально другие вещества». Однако авторы не указывают, что содержание вредных веществ в аэрозолях как минимум в 8-10 раз ниже, чем дыме традиционных сигарет, что подтверждается как исследованиямиv, приводимыми в качестве примера ВОЗii, так и наиболее известными исследованиями, проводимыми PHE (Public Health England (правительственная организация Великобритании, переименованная в Office for Health Improvement & Disparities) с 2015 года[13] и регулярно обновляемыми[14]:

  • в краткосрочной и среднесрочной перспективе вейпинг представляет собой лишь небольшую часть рисков, связанных с курением;
  • значительно более низкое воздействие вредных веществ при вейпинге по сравнению с курением, о чем свидетельствуют биомаркеры, связанные с риском развития рака, респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний;
  • нет значительного увеличения токсических биомаркеров после кратковременного пассивного воздействия вейпинга среди людей, которые не курят и не используют ЭСДН.

При надлежащем контроле легальное производство жидкостей с использованием ароматизаторов является сдерживающим фактором увеличения теневого рынка и количества опасной продукции.

В пояснительной записке авторы также ссылаются на то, что в п.4.2 ГОСТ Р 58109-2018 основными компонентами жидкостей являются [применяется сырье]:

1) никотин (соли никотина авторы почему-то не указывают);

2) глицерин дистиллированный для пищевой промышленности с чистотой не менее 94%;

3) пропиленгликоль с чистотой не менее 95%.

Однако, в качестве сырья ГОСТ допускает применять другое сырье и ингредиенты, за исключением ограничений веществ, уже существующих в данном ГОСТ. К такому разрешенному сырью, может относиться, например, дистиллированная вода. Авторы же записки акцентируют внимание на том, что ароматизаторы пищевые (ароматизаторы) и пищевые добавки, помимо уже перечисленных в ГОСТ Р 58109-2018 (!), а также указанные в пункте 2 проекта предлагаемого ими Перечня вещества не являются неотъемлемой составляющей жидкостей для электронных систем доставки никотина, без которых производство данной продукции невозможно.

Массовая доля сырья (кроме никотина), поименованного в качестве основного в ГОСТ Р 58109‑2018, действительно является наибольшей, т.к. является нейтральным носителем, используемым для доставки никотина в организм потребителя в составе аэрозоля.

Большинство потребительских свойств продукта определяется его вкусоароматическими характеристиками. Данные характеристики являются основными для продуктов, потребляемых человеком, так же, как и в иной никотин(о)содержащей продукции и препаратах никотинзаместительной терапии (НЗТ).

Авторы пояснительной записки ссылаются на технический регламент ТР/ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», при этом упуская из вида ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», в котором говорится, что ароматизатор пищевой (ароматизатор) — продукт, не употребляемый человеком непосредственно в пищу, содержащий [в том числе] вкусоароматическое вещество, которое в свою очередь [согласно определению ТР ТС 029/2012] является химически определенным (химически индивидуальным) веществом со свойствами ароматизатора. При этом перечень вкусоароматических химических веществ, разрешенных для применения при производстве пищевых ароматизаторов в соответствии с ТР ТС 029/2012 включает в себя более 2100 позиций.

Большинство из этих позиций является веществами со сложной молекулярной структурой. Часть из них может быть отнесена и к органическим кислотам (так же указаны в перечне Минздрава отдельно).

Включение в предлагаемый Минздравом Перечень «запрещаемых» веществ проверенных химически определенных веществ, безопасность которых подтверждена использованием в пищевой промышленности и позволяет проводить проверку продукции по определенным критериям, не исключает использование вновь созданных путем синтеза иных органических веществ, обладающих свойствами, схожими с вкусоароматическими веществами, входящими в пищевые ароматизаторы.

В результате на рынке может появиться нелегальная продукция, содержащая не только легальные пищевые ароматизаторы, но и новые вещества, потенциально опасные для здоровья и жизни человека. Некоторое время назад аналогичная ситуация наблюдалась на нелегальном рынке психоактивных веществ, когда формулы менялись практически ежедневно, что привело к появлению еще более опасных неподконтрольных веществ.

В августе 2023 года Минздрав РФ уже представлял аналогичный проект Перечня веществ. В соответствии с ним проверка наличия ароматизаторов в составе жидкостей для ЭСДН должна была проводится методом ГХ-МС (газовая хромато-масс-спектрометрия). Однако для новых веществ спектры не всегда могут быть определены, что также не исключает возможного нелегального применения веществ, не являющихся пищевыми ароматизаторами, и может привести не только к потреблению контрафактных «ароматизаторов», но и новых синтетических ПАВ.

Если при «фабричном» производстве жидкостей для ЭСДН производители чаще всего используют пищевые ароматизаторы, предназначенные и апробированные для изготовления жидкостей для ЭСДН (в том числе термически стабильные), то в случае кустарного изготовления потребителем ароматизированных жидкостей для ЭСДН безопасность потребления таких смесей вызывает сомнение.

Кроме кустарного производства возможно появление вспомогательных устройств для доставки ароматизированного аэрозоля в организм потребителя, например мундштуков или комбинированных устройств. Схожий механизм применяется в традиционных сигаретах, снабженных ароматическими капсулами, встроенными в фильтр. Так же существуют мундштуки для традиционных сигарет с ароматическими картриджами.

Рамочная конвенция по борьбе с табаком, направленная на централизацию контроля над производством табака и устранение независимых игроков на этом рынке, а не на полный отказ от курения, никак не соотносится с производством и использованием ЭСДН, являющихся менее вредной альтернативой для курящих.

Продвигая «Частичные руководящие принципы», частная организация, которой является ВОЗ, навязывает свое спорное мнение правительствам многих стран, в первую очередь, странам со средним и низким уровнем доходов [терминология ВОЗ].

Ссылаясь на данные нескольких профинансированных фондами Майка Блумберга предвзятых исследований, ВОЗ в последнее время сосредоточила свои усилия именно на запрете ароматизаторов. Обосновывая такие запреты защитой молодежи от никотиновой зависимости, такие действия ведут к устранению менее вредной альтернативы курению и сохранению объема (возможно, и увеличению) рынка традиционного табака.

Основанное на «руководящих принципах» РКБТ ВОЗ предложение Минздравом РФ перечня предполагаемых к запрету веществ, приведет к росту количества нелегальной продукции, повышая именно ее привлекательность, потенциальной возможности отравлений кустарными смесями, к возможному появлению новых синтетических опасных химических веществ.

Учитывая то, что на российском рынке сохранятся ароматизированные табачные изделия и ароматизированные изделий с нагреваемым табаком, можно говорить об исчезновении контролируемой легальной продукции категории ЭСДН, рецидиве курения у отказавшихся от традиционных табачных изделий и возобновлении такого явления как пагубное курение среди детей и молодежи.

В условиях недостаточно контролируемого в настоящее время теневого рынка контрафактной продукции, для формирования компетентного мнения о введении дополнительных запретов на и так чрезмерно зарегулированном законодательством рынке необходимо проведение в нашей стране собственных исследований в области применения ЭСДН. Предлагаемый Минздравом РФ перечень к исключительному запрету веществ для производства ЭСДН не аргументирован и требует более тщательных исследований различными ведомствами на предмет общей токсикологии и в первую очередь предпочтений различных групп потребителей, не приемлющих курение.

Результат таких исследований должен быть направлен на снижение пагубного курения традиционного табака, а не на уничтожении легальной продукции с пониженным риском. Это в действительности будет способствовать снижению заболеваний и смертности, вызванных курением. В итоге будет достигнута цель увеличения качества и продолжительности жизни россиян.

Пробел в исследованиях и необоснованные запреты подрывают борьбу с вредным курением. Отсутствие всесторонних исследований в области использования электронных систем доставки никотина (ЭСДН) в России существенно затрудняет принятие обоснованных решений о регулировании. Предложение Министерства здравоохранения России о запрете определенных веществ в жидкостях для ЭСДН не подкреплено достаточными данными и требует тщательного изучения. Предлагаемый перечень запрещенных веществ не учитывает в достаточной мере токсикологию, опираясь в большинстве своем на устаревшие исследования. Он не учитывает данные о предпочтениях взрослых потребителей, отказавшихся от курения. Необходимо провести комплексные исследования с участием различных ведомств, в том числе не только чиновников от медицины, но и промышленных токсикологов, психологов, в том числе аддиктологов, а также технологов пищевой промышленности для того, чтобы определить потенциальные риски и преимущества каждого вещества.

Запрет исключительно на ароматизированные ЭСДН, а не на ароматизированные табачные изделия и ароматизированные изделия с нагреваемым табаком не устранит проблему потребления никотина и, скорее всего, приведет к негативным последствиям.

Сохранится приоритет табачной продукции. Курильщики, которые уже перешли на ЭСДН, могут вернуться к традиционным сигаретам, что увеличит количество связанных с курением заболеваний. Кроме того, запрет создаст благоприятные условия для нелегального рынка контрафактной продукции, что подорвет усилия по регулированию отрасли и защите потребителей. Повысится вероятность вовлечения несовершеннолетних и молодежи в принимаемое обществом традиционное курение.

Такая политика противоречит общей цели снижения вреда от курения.

Вместо того, чтобы настаивать на запретах, лучше сосредоточиться на исследованиях и разработке политик, направленных на снижение потребления традиционных сигарет. Это включает в себя снижение налогов (в сравнении с сигаретами) на никотин(о)содержащие изделияvi [15], ограничение доступности сигарет и проведение кампаний по борьбе с традиционным курением. Также следует исследовать и регулировать использование новых продуктов с пониженным риском, таких как ЭСДН, чтобы максимизировать их потенциал для снижения вреда от курения. Опираясь на данные исследований и свидетельства, в России можем быть разработан всеобъемлющий подход к снижению потребления табачной продукции, который защитит здоровье населения и сократит бремя связанных с курением заболеваний и смертности.

В итоге будут достигнуты целевые показатели увеличения продолжительности жизни и улучшения качества жизни взрослого населения Российской Федерации.


Ссылки

  1. World Health Organization. (‎2023)‎. WHO report on the global tobacco epidemic, 2023: protect people from tobacco smoke. World Health Organization.https://iris.who.int/handle/10665/372043

  2. Всемирная организация здравоохранения. (‎2022)‎. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2021 г.: решение проблемы новых и появляющихся изделий. Всемирная организация здравоохранения. https://iris.who.int/handle/10665/363101

  3. Hartmann-Boyce, J, McRobbie H, Lindson N, Bullen C, Begh R, Theodoulou A et al. Electronic cigarettes for smoking cessation. Cochrane Database Syst Rev. 2020; 10: Cd010216.https://doi.org/10.1002/14651858.CD010216.pub8

  4. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. (‎2020)‎. Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином: информационная записка. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. https://iris.who.int/handle/10665/350475

  5. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine. 2018. Public Health Consequences of E-Cigarettes. Washington, DC: The National Academies Press.https://doi.org/10.17226/24952

  6. E-cigarettes and harm reduction: An evidence review. Report published in April 2024, Copyright © Royal College of Physicians 2024, ISBN 978-1-86016-883-3https://www.rcp.ac.uk/policy-and-campaigns/policy-documents/e-cigarettes-and-harm-reduction-an-evidence-review/

  7. Action on Smoking and Health. Use of e-cigarettes (vapes) among adults in Great Britain. Factsheet, August 2023.https://ash.org.uk/uploads/Use-of-e-cigarettes-among-adults-in-GreatBritain-2023.pdf

  8. McNeill A, Simonavičius E, Brose L et al. Nicotine vaping in England: an evidence update including health risks and perceptions. A report commissioned by the Office for Health Improvement and Disparities, 2022. https://www.gov.uk/government/publications/nicotine-vaping-in-england-2022-evidence-update/nicotine-vaping-in-england-2022-evidence-update-main-findings

  9. Du P, Bascom R, Fan T et al. Changes in flavor preference in a cohort of long-term electronic cigarette users. Ann Am Thorac Soc 2020;17:573–81.https://doi.org/10.1513/AnnalsATS.201906-472OCix Friedman AS, Xu S. Associations of flavored e-cigarette uptake with subsequent smoking initiation and cessation. JAMA Netw Open 2020;3:e203826.

  10. x Li L, Borland R, Cummings KM et al. How does the use of flavored nicotine vaping products relate to progression toward quitting smoking? Findings from the 2016 and 2018 ITC 4CV surveys. Nicotine Tob Res 2021;23:1490–97. https://doi.org/10.1093/ntr/ntab033

  11. Konstantinos E. Farsalinos, Giorgio Romagna, Dimitris Tsiapras, Stamatis Kyrzopoulos, Alketa Spyrou, Vassilis Voudris. Impact of Flavour Variability on Electronic Cigarette Use Experience: An Internet Survey, Int. J. Environ. Res. Public Health 2013, 10(12), 7272-7282;https://doi.org/10.3390/ijerph10127272

  12. Farsalinos, K., Russell, C., Polosa, R. et al. Patterns of flavored e-cigarette use among adult vapers in the USA: an online cross-sectional survey of 69,233 participants. Harm Reduct J 20, 147 (2023).https://doi.org/10.1186/s12954-023-00876-w

  13. E-cigarettes: an evidence update. A report commissioned by Public Health England. PHE. https://assets.publishing.service.gov.uk/media/5b6c3f57ed915d30f140f822/Ecigarettes_an_evidence_update_A_report_commissioned_by_Public_Health_England_FINAL.pdf

  14. Nicotine vaping in England: 2022 evidence update main findings. Office for Health Improvement & Disparities https://www.gov.uk/government/publications/nicotine-vaping-in-england-2022-evidence-update/nicotine-vaping-in-england-2022-evidence-update-main-findings#health-risks

  15. Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотиномДоклад ВОЗ FCTC/COP/7/11 август 2016 г.