ЕС смягчает тон в отношении табачных изделий
Источник: Brussels Signal
Брюссель распространил пересмотренное, менее агрессивное, компромиссное предложение по единой позиции ЕС в отношении Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ).
Оно было распространено в преддверии предстоящей 11-й Конференции сторон (COP11), которая пройдет с 17 по 22 ноября в Женеве, Швейцария.
Документ, отправленный делегатам 27 октября и увиденный Brussels Signal, представляет собой смягчение более раннего, более агрессивного проекта, который вызвал тревогу у сторонников снижения вреда и породил опасения по поводу введения полного запрета или повышения налогов на вейпинг и другие альтернативы никотину.
Стремясь достичь консенсуса между 27 странами ЕС, новый текст смягчает формулировки по спорным вопросам, таким как потенциальный запрет на сигаретные фильтры и строгие меры в отношении электронных сигарет, нагреваемых табачных изделий и никотиновых пакетиков.
Если в первоначальном проекте явно призывалось к «жесткому регулированию или потенциальному запрету» этих продуктов, представляя их как путь к зависимости, а не как средство для отказа от курения, то в последней версии используется более сдержанный тон.
В ней делается акцент на подходах, основанных на фактических данных, и сбалансированных соображениях общественного здравоохранения, призывая «учитывать конкретные подходы и политику отдельных сторон».
Это изменение отражает лоббирование со стороны государств-членов, опасающихся чрезмерных мер, а также более широкие дебаты о принципах снижения вреда от табака, закрепленных в самой РКБТ.
Первоначальный просочившийся документ вызвал резкую критику за свою агрессивную риторику. В нем предлагалось распространить ограничения, аналогичные ограничениям на табак, — включая запрет на ароматизаторы, строгие правила упаковки и экологические ограничения — на все негорючие никотиновые изделия, в том числе не содержащие табака.
Теперь ЕС призывает к запрету или ограничению агрессивной рекламы, продвижения и спонсорства. Он настаивает на том, чтобы альтернативные продукты строго регулировались на основе научных данных, оценок воздействия и принципа предосторожности. Однако он не идет так далеко, как некоторые чиновники ранее, которые называли эти продукты «крайне вредными».
Компромисс также смягчает другие предложения.
Ранее высказанные призывы к полному запрету фильтров, которые были описаны как потенциально вводящие в заблуждение конструктивные особенности, были переформулированы как «рассмотрение вариантов регулирования» в соответствии со статьями 9 и 10 РКБТ, которые регулируют состав продуктов и выбросы.
Теперь в тексте подчеркивается необходимость научного обоснования перед принятием каких-либо мер, избегая предписывающих формулировок.
Положения, касающиеся вейпинга и аналогичных устройств, были смягчены с требований «полного запрета» до рекомендаций «соразмерного регулирования», которые признают динамику двойного использования, когда курильщики переходят на менее вредные альтернативы, при этом сохраняя меры защиты молодежи.
Ограничения на ароматизаторы остаются возможными, но теперь они зависят от усмотрения национальных властей, что является уступкой таким странам, как Швеция, где снюс и пакетики способствовали рекордно низким показателям курения.
Сохраняется поддержка сокращения использования одноразового пластика в табачных изделиях, включая фильтры и сопутствующие материалы. Однако в предложении сокращены амбиции в отношении обязательных глобальных мандатов, вместо этого отдавая предпочтение необязательным «руководящим принципам поощрения устойчивых практик».
Несмотря на эту умеренность, в текущем проекте по-прежнему отвергается снижение вреда как «нарратив индустрии» и рассматриваются вейпы, пакеты и нагреваемый табак как риски для общественного здоровья, которые могут оправдывать дополнительное налогообложение.
Эти изменения знаменуют собой прагматичную переоценку, которая оставляет место для национальной автономии.
С COP11 ЕС движется к окончательному определению своей позиции.
Смягчение позиции последовало за широкой тревогой, вызванной утечкой первоначального проекта, которая вызвала резонанс по всему континенту.
Такие правозащитные группы, как World Vapers’ Alliance, осудили предыдущую версию как «бессмысленную войну с никотином» и призвали государства-члены отклонить то, что они назвали антинаучной повесткой дня.
Внутри ЕС такие комментаторы, как Клайв Бейтс, директор The Counterfactual, который в основном занимается вопросами вейпинга никотина как альтернативы курению, предупреждали, что такая политика рискует вернуть пользователей к курению сигарет, подрывая основную цель договора по сокращению смертности, связанной с табаком.


