Война против вейпов – это просто глупость
Источник: The Critic
Эпидемия дезинформации о рисках вейпинга является одной из величайших катастроф в области общественного здравоохранения в этом столетии и тем более постыдна, что ее развязали люди, в должностных названиях которых присутствуют слова «общественное здравоохранение». Миф о «попкорновом легком», мистификация EVALI и бесконечная серия пугающих статей в таблоидах — в сочетании с укоренившимся заблуждением о том, что никотин вызывает рак — полностью изменили представление общественности. Как показывает график ниже, в два раза больше британцев считают, что вейпинг так же опасен, как курение, если не хуже, чем те, кто правильно полагает, что он гораздо менее вреден.

Если бы вакцины или парацетамол подвергались такому же уровню дезинформации, специалисты в области общественного здравоохранения бы лихорадочно работали над тем, чтобы сдвинуть восприятие общественности в сторону реальности. Но, как ни странно, они делают прямо противоположное. Правительственный законопроект о табаке и вейпах даст министру здравоохранения Генриху VIII полномочия регулировать вейпы так же, как сигареты, тем самым закрепляя в сознании общественности представление о том, что риски для здоровья сопоставимы. Правительство поддерживается разношерстной группой двуличных ученых и активистов в области «общественного здравоохранения», которые на словах признают преимущества электронных сигарет, но при этом делают все возможное, чтобы подавить спрос на них.
Особенно вопиющий пример этого был описан газетой Independent на этой неделе. Члены небольшой, финансируемой государством, запретительной группы давления Action on Smoking and Health объединились с исследователями из King’s College, чтобы потребовать введения простой упаковки для электронных сигарет. Конечно, есть только один другой продукт, который продается в простой упаковке: горючий табак.
В их исследовании, опубликованном в Lancet Regional Health, используется та же некачественная методология, что и в десятках исследований, проведенных десять лет назад с целью продвижения простой упаковки табака. Исследователи показали людям электронные сигареты в обычной упаковке, а затем показали им макет того, как будут выглядеть электронные сигареты в простой упаковке, и спросили, какая из них кажется более привлекательной. Очевидно, что большинство людей говорят, что брендовая упаковка выглядит лучше, чем упаковка, которая была специально сделана скучной, и авторы интерпретируют это как означающее, что меньше людей будут покупать продукт, если бренд будет удален.
Из нашего опыта с простой упаковкой сигарет мы знаем, что это не так. Ожидаемое падение продаж сигарет после появления простых упаковок на прилавках в 2017 году так и не произошло. Но ученые, занимающиеся «общественным здравоохранением», не могут позволить себе унывать из-за печального провала, поэтому они пытаются снова.
Однако есть одно усложнение. Авторы признают, что «нормативные акты, регулирующие упаковку вейп-продуктов, должны обеспечивать тонкий баланс между тем, чтобы не отговаривать курильщиков от использования этих продуктов для отказа от курения, и тем, чтобы отговаривать молодежь и людей, которые никогда не курили, от их пробования». Это неудобно, потому что все псевдонаучные исследования, которые предполагали, что простая упаковка табачных изделий будет эффективной, также предполагали, что она в равной степени отпугнет взрослых и подростков. В новом исследовании авторы обходят эту проблему, задавая взрослым и несовершеннолетним разные вопросы. Взрослым был задан вопрос «Какой из следующих продуктов вы бы хотели попробовать?», а подросткам — «Какой из следующих продуктов люди вашего возраста хотели бы попробовать?». Авторы утверждают, что было бы неэтично спрашивать несовершеннолетних, хотят ли они купить электронную сигарету, но это имеет важное значение, потому что люди склонны считать, что другие люди более подвержены влиянию маркетинга, чем они сами.
Как и следовало ожидать, молодежь ответила, что их сверстники с меньшей вероятностью купят вейп в простой упаковке. Некурящие взрослые также ответили, что с меньшей вероятностью купят вейп в простой упаковке. Увы, курящие взрослые ответили так же. То же самое ответили и взрослые, которые используют вейпы. Отвратить курильщиков от вейпинга — это единственное, чего мы пытаемся избежать. Мы также не хотим, чтобы вейперы вернулись к курению. Это исследование показывает, что простая упаковка для вейпов может привести к обоим результатам.
Авторы сосредоточились на странном выводе исследования, который предполагает, что если поместить вейп в простую упаковку и изменить название продукта (например, Blue Razz Lemonade станет FR17), это отпугнет некурящих, но не отпугнет курящих. Это, мягко говоря, удивительно, и доказательства этого не слишком убедительны, но, возможно, это не имеет значения, потому что мы знаем, что то, что люди говорят в этих опросах, не приводит к изменению поведения.
Даже если бы это было так, что с того? В этом исследовании помещение вейпа в простую упаковку и изменение его названия увеличило количество некурящих молодых людей, которые считали, что их друзья не будут заинтересованы в покупке этого продукта, с 26,2% до 29,5%. Это совершенно несущественно. Важно то, что 56 % населения настолько невежественны, что считают вейпинг таким же вредным для здоровья, как курение, или даже более вредным, а среди курильщиков этот показатель лишь немного ниже (53 %). Применение к электронным сигаретам регулирования, которое ассоциируется исключительно с курением, обязательно даст общественности понять, что относительные риски действительно сопоставимы. Предупреждения о вреде для здоровья, запреты на рекламу и простая упаковка были применены к сигаретам, потому что, как нам сказали, риски курения несоизмеримо выше рисков других потребительских товаров. Сигареты, как нам говорят, являются «уникальным продуктом», который требует уникального регулирования. Опыливание антитабачной стратегии и внедрение тех же старых политик в отношении продукта, который не только намного безопаснее сигарет, но и является их прямым заменителем, не только скучно и предсказуемо. Это опасно.