Без рубрики

Рост популярности вейпинга замедляется, поэтому крупные табачные компании ищут спасительную соломинку

Продажи легальных электронных сигарет теряют динамику, поскольку потребители обращаются к альтернативным продуктам, а регулирование снижает спрос.

Источник: Financial Times

Рост продаж электронных сигарет замедляется по обе стороны Атлантики, что ставит под сомнение прогнозы о том, что устройства для вейпинга станут доминирующей альтернативой курению и обеспечат устойчивую жизнедеятельность крупных табачных компаний.

British American Tobacco, группа FTSE 100, стоящая за электронными сигаретами Vuse, заявила на прошлой неделе, что ожидает падения продаж своих устройств для вейпинга на 10-15% по всему миру в первом полугодии.

В США, крупнейшем в мире рынке вейпинга, согласно данным Nielsen, за последние два года продажи регулируемых устройств падали почти каждый месяц по сравнению с предыдущим годом. Между тем в Великобритании, втором по величине рынке, распространенность вейпинга стабилизировалась.

«Когда вейпинг впервые появился в начале 2010-х годов, многие прогнозировали, что к настоящему времени он заменит курение. Это мнение оказалось ошибочным», — сказал Рэй Мэйл, аналитик Panmure Liberum.

Замедление роста произошло после более чем десятилетия активного роста, который ускорился в период с 2021 по 2024 год в связи с распространением одноразовых электронных сигарет в США и Великобритании, где они недавно были запрещены.

Продажи вейпов в США снижались год за годом почти каждый месяц с августа 2023 года

Снижение продаж ставит под угрозу миллиарды фунтов стерлингов инвестиций гигантов табачной индустрии, которые ищут новые пути роста, чтобы компенсировать долгосрочное снижение продаж сигарет. По данным Всемирной организации здравоохранения, с 2000 года потребление табака сократилось более чем наполовину.

Производитель сигарет Marlboro, компания Philip Morris International, которая инвестировала более 14 миллиардов долларов в разработку альтернатив сигаретам, стремится к 2030 году получать две трети своих доходов от «бездымных» продуктов. BAT хочет к 2035 году стать «преимущественно бездымным» бизнесом.

Аналитик Euromonitor Шейн МакГилл сказал, что снижение продаж электронных сигарет затрудняет табачным компаниям достижение своих целей и «заставляет их переосмыслить свои стратегии».

Рост популярности вейпинга вызывает споры. Производителей обвиняют в том, что они способствуют развитию никотиновой зависимости у детей, производя ароматизаторы, такие как сахарная вата и зеленые мармеладные мишки.

Общемировые продажи вейпов стали расти значительно медленнее чем у других альтернатив сигаретам

Однако есть признаки того, что эта тенденция спадает. В сентябре Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) обнаружило, что количество школьников, использующих электронные сигареты, снизилось до самого низкого уровня за последнее десятилетие. Согласно опросу, 1,6 млн респондентов заявили, что в прошлом году они использовали электронные сигареты, по сравнению с 2,1 млн в 2023 году.

Длительный и дорогостоящий процесс утверждения FDA означает, что только 34 устройства для вейпинга были одобрены для продажи в США.

Аналитик Citi Саймон Хейлз сказал, что произошел «массовый сдвиг» в расходах с регулируемых на нерегулируемые электронные сигареты. Американские магазины продают неавторизованные одноразовые вейпы, произведенные в основном китайскими производителями, включая Elf Bar и Lost Mary.

Кingsley Wheaton, главный корпоративный директор BAT, заявил, что продажи электронных сигарет компании падают, потому что потребители покупают нерегулируемые продукты, которые, по оценкам BAT, составляют примерно 8 млрд долларов из 10 млрд долларов рынка вейпинга в США. Wheaton утверждает, что усиление регулирования приведет к «возврату» продаж на легальный рынок.

Генеральный директор PMI Яцек Ольчак заявил Financial Times, что считать, что «все перейдут на вейпинг [чтобы бросить курить], неправильно». Ольчак сказал, что потребители вместо этого обращаются к никотиновым пакетикам, ароматизированным саше, которые прижимаются к десне и высвобождают никотин, и что продажи устройства PMI для нагрева табака IQOS остаются стабильными.

Обеспокоенность воздействием одноразовых вейпов на окружающую среду — значительным фактором роста популярности электронных сигарет в последнее время — привела к запрету этих продуктов в Великобритании.

Согласно исследованию Университетского колледжа Лондона, в месяцы, предшествовавшие вступлению в силу запрета в этом месяце, продажи всех устройств для вейпинга снизились.

Уровень вейпинга в Великобритании выровнялся

«[Использование электронных сигарет] демонстрировало довольно резкий рост», — сказала профессор Университетского колледжа Лондона Сара Джексон, но после заявления правительства эта тенденция «стабилизировалась».