Права взрослых под угрозой: как ошибки депутатов уничтожили легальный рынок и спровоцировали детский вейпинг
Каждый год миллионы людей по всему миру умирают от болезней, вызванных курением. В России, по последним, официально опубликованным в 2021 году данным ВОЗ, смертность от болезней, ассоциированных с курением, составила за год более 224 тысяч человек. Курение — это не просто вредная привычка, это настоящая эпидемия, которая убивает медленно, но неумолимо. Основной вред исходит не столько от никотина, сколько от процесса горения табака, при котором выделяются смолы, угарный газ и канцерогены. Но что, если есть способ снизить этот вред? Что, если миллионы людей могли бы перейти на менее опасные альтернативы, такие как электронные системы доставки никотина (ЭСДН)?
Казалось бы, это логичный шаг в борьбе за здоровье нации. Однако вместо того чтобы поддержать этот переход, депутаты своими популистскими решениями не только уничтожили легальный рынок, но и создали условия для роста нелегального оборота, спровоцировав настоящую эпидемию детского вейпинга. Как это произошло? Давайте разберёмся.
Электронные сигареты: не идеально, но лучше, чем курение
Электронные сигареты — это не панацея, и никто не утверждает, что они абсолютно безопасны. Но для миллионов людей они стали реальным шансом отказаться от традиционного курения, которое убивает. Да, аэрозоль электронных сигарет содержит вредные вещества, но их количество значительно меньше, чем в дыме обычных сигарет. Это не делает вейпинг безвредным, но делает его менее опасной альтернативой для тех, кто не может или не хочет полностью отказаться от никотина.
В России уже около 9% взрослых граждан перешли на электронные сигареты, осознанно выбрав менее вредный способ потребления никотина. Это миллионы людей, которые сделали шаг в сторону более безопасной альтернативы. Но вместо того чтобы поддержать этот переход и создать условия для регулируемого рынка, депутаты своими решениями разрушили легальный бизнес, открыв двери для нелегального оборота.
Как депутаты разрушили легальный рынок
Всё началось с введения акцизов на электронные сигареты и жидкости для них, как раз в тот момент, когда на рынок была выведена одна из марок нагреваемых табачных изделий. Специалисты табачной отрасли, опираясь на многолетний опыт, прекрасно знают, что лояльность к их бизнесу определяется отчисляемыми налогами. Поэтому они сразу определились с необходимостью обложения акцизами своих нагреваемых табачных изделий, сыграв на схожести потребителей новой и традиционной табачной продукции. При этом они «попросили» сделать ставку для новинки слегка пониже. и почему то на килограмм нагреваемого табачного наполнителя. Не забыли они и про потенциальных конкурентов — ЭСДН. Для них тоже была установлена ставка, но какая? Никто, кроме многоопытных экспертов, не знал «порога отсечки» и не пытался сравнивать потребительский потенциал двух существенно разных продуктов.
Депутаты, следуя рекомендациям ВОЗ и иностранных филантропических организаций, решили защитить здоровье населения, забыв, что несмотря на некоторое снижение, в стране продолжает курить по данным ВЦИОМ около 24% населения (более 18% постоянно курят исключительно традиционные сигареты). Однако, не разобравшись в деталях, они продолжили бездумно одобрять поправки в Налоговый Кодекс, касающиеся ЭСДН. В результате размер ставки акциза на электронные сигареты был доведён до одного из самых высоких в мире. Даже в самом начале ставка акцизов была высока, учитывая тогдашнюю рецептуру низкоконцентрированных жидкостей для ЭСДН, рассчитанную на мощные устройства. Такая заградительная фискальная политика в отношении ЭСДН, не то что не позволила собрать какие то значимые суммы, но по сей день провоцирует рост нелегального рынка.
Примечательно, что ещё до последнего увеличения акцизов в два раза часть чиновников и законодателей, понимая фатальность фискальной политики для легального рынка, открыто заявляли о необходимости снижения ставок. Однако их голоса, полные здравого смысла, оказались едва слышны среди хора воплей экстаза популистов, требующих запрета разумного выбора, сделанного миллионами полноправных граждан.
Этих разумных и дальновидных представителей власти должны поддержать не только потребители, но и все здравомыслящие граждане, а также другие проницательные чиновники, которые пока не заявили о своей взвешенной и ответственной гражданской позиции. Только так можно остановить разрушительную политику запретов и вернуть рынок в правовое поле, где интересы здоровья граждан и их право на осознанный выбор будут защищены.
При этом остальные депутаты, не глядя, в числе многочисленных поправок, практически единогласно неоднократно принимали увеличение акцизов, вносимые правительством. Ставка на электронные сигареты повышалась с опережением ставок на традиционные табачные изделия, а с начала 2024 года резко превысила их более чем в два раза. Правительство, в свою очередь, практически до последнего момента, когда система окончательно пошла в разнос, руководствовалось мнением так называемых высокопрофессиональных экспертов. В их число входили в основном представители транснациональных табачных корпораций, которые активно способствовали блокировке ЭСДН, стремясь сохранить рынок исключительно для табачных изделий.
С самого начала фискальная политика стала основным рычагом выдавливания категории ЭСДН из легальной зоны и жёсткой блокировки наиболее успешных и прозрачных участников рынка. Многочисленные разъяснения чиновников Минфина, которые ФТС и ФНС принимали как нормативные акты, привели к фатальным последствиям для бизнеса. Кроме того, задним числом доначислялись акцизы, что противоречило не только российскому законодательству, но и нормам ЕАЭС. Отдельной проблемой стало налогообложение расходных материалов и запасных частей для устройств как полноценных ЭСДН.
Это лишь часть проблем, но ключевое заключается в том, что разрушение устойчивой системы легального рынка началось в тот момент, когда на веру были установлены ставки на ЭСДН, мало сопоставимые с акцизами на традиционные и вновь появившиеся нагреваемые табачные изделия. Это одномоментно сломало картину потребительского восприятия. В отличие от сигарет, на которые акцизы поднимались плавно в течение десятилетия, акцизы на никотиносодержащие жидкости возникли для потребителя внезапно, буквально затягивая его в объятия нелегальной торговли.
С начала 2024 года и так необоснованно высокие акцизы увеличились в два раза, оказавшись более чем вдвое выше, чем на обычные сигареты. Это решение не только противоречит здравому смыслу, но и идёт вразрез даже с позицией ВОЗ, руководствующейся в этом вопросе указанием агрессивных глобалистов, для которых уничтожение вейпинга является малой частью политики влияние на политику развивающихся стран. Так вот, Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует устанавливать акцизы на продукцию ЭСДН ниже, чем на традиционные сигареты. Цель такой политики — предотвратить вовлечение детей в использование электронных устройств, но при этом не допустить рецидива курения у взрослых, которые перешли на ЭСДН как на менее вредную альтернативу.
Стороны [РКБТ ВОЗ], могут рассмотреть следующие варианты:
d. налогообложение ЭСДН/ЭСДПН на уровне, который делает эти устройства и е-жидкости недоступными по стоимости для несовершеннолетних, с тем чтобы удержать эту возрастную группу от их использования. В то же время уровень налогообложения изделий, сжигающих табак, должен быть выше, чем для ЭСДН/ЭСДПН, чтобы воспрепятствовать приобщению и сократить возвращение к курению
FCTC/COP/7/11
Запрет лишает потребителей права на выбор
Одним из самых тревожных последствий действий депутатов является угроза полного запрета электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Такой шаг не только уничтожит легальный рынок, но и лишит миллионы взрослых потребителей права на уже сделанный ими осознанный выбор в пользу менее вредной альтернативы.
Для многих людей переход на электронные сигареты стал реальным шансом отказаться от традиционного курения, которое наносит гораздо больший вред здоровью. Запрет ЭСДН не только отбросит их назад, к более опасным привычкам, но и создаст условия для роста нелегального рынка, где контроль за качеством продукции будет отсутствовать.
Потребители имеют право на доступ к менее вредным альтернативам. Запрет лишает их этого права, навязывая патерналистский подход, при котором законодатели решают за граждан, что им можно, а что нельзя. Это не только нарушает принципы личной свободы, но и игнорирует реальные потребности людей, которые уже сделали выбор в пользу более безопасного способа потребления никотина.
Китайские одноразовые устройства и нелегальный рынок
В результате разрушения легального производства российский рынок ЭСДН стал компрадорским, полностью зависимым от импорта. Дешёвые китайские одноразовые устройства, запрещённые в Китае для внутреннего рынка, но разрешённые для экспорта, заполонили, как и во всём мире, российский рынок. Китайских производителей не волнует, кто и как будет продавать их продукцию в других странах. Эти устройства стали идеальным товаром для нелегальных торговцев благодаря низкой цене и простоте использования.
Разрушение легального рынка ЭСДН привело к потере тысяч рабочих мест и закрытию российских производств, как отмечает в своём письме Президенту РФ «Опора России». Однако главная проблема — это ущемление прав потребителей, которые лишились доступа к качественным и безопасным продуктам. Вместо поддержки отечественного бизнеса депутаты создали условия для процветания китайского нелегального импорта, который заполонил рынок низкокачественными и опасными устройствами.
Эпидемия детского вейпинга: всё ли под контролем?
Но самое страшное — это эпидемия детского вейпинга. Сегодня уже с содроганием, но без удивления, можно увидеть даже первоклассника с яркой цветной электронной сигаретой в руках. Нелегальные торговцы, пользуясь стремлением подростков заработать немалые «карманные» деньги, наладили сбыт через несовершеннолетних. Завербованные нелегальными оптовыми поставщиками, подростки создали настоящий высокодоходный бизнес, продавая устройства с опасными дозами никотина своим сверстникам и даже младшим школьникам. Этот канал сбыта оказался не только прибыльным, но и крайне сложным для контроля.
Опыт других стран показывает, что полный запрет ЭСДН не решает проблему, а лишь усугубляет её. В условиях запрета нелегальный рынок начинает предлагать устройства не только с никотином, но и с запрещёнными веществами. Корпуса электронных сигарет могут стать «обёрткой» для более опасных веществ, создавая новые угрозы для общества.
Бесконтрольный нелегальный сбыт через несовершеннолетних, втянутых барыгами в «теневой» оборот, чреват не только вовлечением детей в потребление никотина, но превращением школьных «рынков» электронок в очаги сбыта дешёвых синтетических наркотиков.
Что делать? Либерализация и контроль
Запреты никогда не решают проблем, а лишь создают новые. Вместо них необходима либерализация рынка: снижение акцизов, упрощение процедур регистрации и сертификации, поддержка легальных производителей. Только так можно вытеснить нелегальных торговцев и обеспечить контроль за качеством продукции.
Сегодня регуляторика в России формально одна из самых жёстких в мире, но её избыточность не решает проблему. Основная беда — отсутствие надлежащего правоприменения. Большинство законодательных мер направлены на наказание, но не предлагают эффективных методов контроля.
Ключевым шагом должно стать создание тестовых лабораторий на основе государственно-частного партнёрства. На основании их заключений продукция будет вноситься в национальный каталог и маркироваться кодами обязательной маркировки. Это обеспечит контроль качества и безопасность для потребителей, а также создаст условия для возврата легального рынка.
Борьба с детским вейпингом
Эпидемия детского вейпинга требует решительных мер. Для начала необходимо расширить действие статьи 20.22 КоАП РФ, включив в неё случаи курения и потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними. Это позволит налагать штрафы на родителей курящих детей, но важно понимать, что штрафы — не основная цель.
Главная задача — выстроить цепочку от малолетнего потребителя до взрослого нелегального поставщика. Факт нарушения позволит, при содействии родителей провинившегося, выявить несовершеннолетнего продавца, а через него — взрослого оптовика, организующего нелегальный оборот. Только так можно добраться до корня проблемы.
Наказание для несовершеннолетних продавцов должно быть таким же, как и для взрослых. Если несовершеннолетний занимается продажей никотинсодержащей продукции другим несовершеннолетним, на него должны распространяться соответствующие статьи КоАП и УК. Если нарушитель не достиг 16 лет, штрафы должны налагаться на его родителей или опекунов.
Для взрослых оптовиков, организующих каналы поставок, необходимо ввести ответственность, аналогичную статье 150 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»). Только так можно пресечь этот опасный бизнес и защитить детей.
Патернализм и недальновидные запреты
Одной из ключевых проблем является патерналистский подход депутатов, которые считают, что государство должно решать за граждан, что им можно, а что нельзя. Такой подход не только лишает людей права на осознанный выбор, но и создаёт условия для принятия недальновидных решений.
Вместо того чтобы информировать граждан о рисках и преимуществах различных способов потребления никотина, депутаты предпочитают запрещать. Это не только не решает проблему, но и усугубляет её, создавая почву для нелегального рынка и лишая людей возможности выбирать менее вредные альтернативы.
Особую тревогу вызывает то, что такая политика во многом навязана западными «благотворителями» и иностранными филантропическими организациями. Их цель — продвижение ультраглобалистских антиникотиновых инициатив, которые часто игнорируют местные реалии и потребности граждан. При этом их рекомендации, слепо принятые депутатами, привели к разрушению легального рынка ЭСДН и созданию условий для роста нелегального оборота.
Параллельно транснациональные табачные компании, стремясь сохранить монополию на рынке, активно лоббируют свои интересы. Они используют фискальные меры и законодательные ограничения, чтобы вытеснить конкурентов, включая производителей электронных сигарет. Хотя задачи филантропов и табачных компаний разные, их действия в итоге сходятся в одном: ограничении прав граждан на выбор менее вредных альтернатив.
Такая политика, навязанная извне и поддержанная внутренними лоббистами, сродни деятельности иноагентов. Вместо защиты здоровья населения она лишь усиливает зависимость от зарубежных советов и подрывает суверенитет государства в вопросах регулирования.
Заключение: кто ответит за ошибки?
Депутаты своими решениями уничтожили легальный рынок, создали условия для роста нелегального оборота и спровоцировали эпидемию детского вейпинга. Вместо исправления ошибок они требуют полного запрета, желая убрать созданную ими проблему из правового поля и от внимания общества. Кто ответит за разрушенный рынок, за детей, ставших жертвами нелегального оборота, за взрослых, лишённых права на выбор?
Общество платит высокую цену за ошибки депутатов. Вместо запретов нужна либерализация, вместо популизма — разумное регулирование. Только так можно защитить здоровье граждан и дать им шанс на улучшение качества жизни.
Электронные сигареты — не панацея, но при грамотном использовании они могут помочь миллионам людей отказаться от более вредных привычек. Для этого необходимы не запреты, а взвешенная политика, учитывающая интересы как общественного здоровья, так и прав граждан.
Дмитрий Владимиров
Председатель движения за права российских вейперов «Национальное сообщество потребителей никотина»
Об авторе

Дмитрий Владимиров
Председатель общественного движения «Национальное сообщество потребителей никотина» (НСПН). В 2017 году стал инициатором создания «Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий» (СПИНИ), которым руководил до осени 2023 года. Сосредоточив усилия на развитии Движения НСПН, кране необходимого для представления интересов миллионов потребителей НСДН во власти, игнорирующей сам факт их существования, продолжает активно участвовать в работе СПИНИ в качестве члена правления. До прихода в вейп отрасль в 2015 году в течение 20 лет занимал руководящие должности в ведущих росйских лизинговых компаниях, где специализировался на управлении рисками и развитии бизнеса. Является основателем и руководителем информационно-аналитического портала #БезВреда (безвреда.рф).

О Национальном сообществе потребителей никотина (НСПН):
Общественное движение, основанное с целью защиты прав и интересов пользователей электронных систем доставки никотина (ЭСДН). Организация продвигает концепцию снижения вреда от курения и способствует развитию рынка ЭСДН, комфортного для потребителей. НСПН активно взаимодействует с государственными органами, научным сообществом и общественностью, участвуя в формировании условий, способствующих устойчивому развитию рынка.

О проекте #БезВреда (безвреда.рф):
Информационно-аналитический портал, посвященный вопросам снижения вреда от употребления табака и алкоголя. Проект предлагает актуальные новости, исследования и мнения экспертов в области здравоохранения, науки и политики, касающиеся проблем зависимости и способов её преодоления. Основной фокус портала направлен на информирование общества о существующих методах снижения вреда, таких как использование электронных сигарет, вейпов и других альтернативных никотиносодержащих продуктов.

О Союзе предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ):
СПИНИ — это некоммерческая организация, имеющая статус СРО, объединяющая производителей и дистрибьюторов электронных сигарет, бездымных табачных изделий и другой продукции, связанной с электронными системами доставки никотина (ЭСДН). Основные цели СПИНИ включают развитие индустрии, защиту прав потребителей, обеспечение безопасности и качества продукции, а также взаимодействие с государственными органами и общественностью.
Только и думаете о “Права взрослых под угрозой: как ошибки депутатов уничтожили легальный рынок и спровоцировали детский вейпинг”
Комментарии закрыты.