Как FDA устроило хаос на вейп-рынке США
Источник: Filter Magazine
Перевод: BelVaping [Они быстрее перевели 🙂 Спасибо, коллегам]
Прошел 21 год, как китайский фармацевт по имени Хон Лик запатентовал первую электронную сигарету. Лик много курил и надеялся помочь людям бросить, давая им желанный никотин более безопасным способом.
Его изобретение имело огромный успех. Оно породило индустрию стоимостью 28 миллиардов долларов, которая неумолимо разрушает мировой табачный бизнес. Ведущие эксперты по борьбе с табакокурением утверждают, что вейпы начали снижать количество заболеваний и смертей, вызванных курением, от которого только в США ежегодно умирает около 480000 человек. Вейпинг гораздо менее вреден, чем курение, и более эффективен при отказе от курения, чем никотиновые пластыри или жевательные резинки.
Однако американские регуляторы устроили на рынке вейпов ужасный беспорядок. Вместо того чтобы способствовать развитию безопасного и эффективного вейпинга, федеральное правительство, возглавляемое Центром табачных изделий (CTP), подразделением Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA), приложило все усилия, чтобы вейпы и другие никотиновые продукты с пониженным риском не попали в руки потребителей, которые хотят их приобрести.
Даже врачи неверно представляют себе риски. Большинство из них считают, что никотин является непосредственной причиной вредного воздействия сигаретного дыма, хотя это не так. Никотин, химическое вещество, вызывающее зависимость, заставляет людей курить. Что делает людей больными, так это тысячи других химических веществ, образующихся при сгорании, которые собираются в вещество, известное как табачный деготь, задерживающийся в легких.
За пределами США правительства некоторых стран пропагандируют так называемое снижение вреда от курения. Они призывают людей, которые курят, но не могут или не хотят отказаться от никотина, перейти на более безопасные альтернативы. Возьмем Швецию, где люди получают никотин, рассасывая бездымные продукты под названием snus. Курение там практически исчезло, а уровень заболеваний, связанных с курением, самый низкий в Европе.
Продажи сигарет в Японии упали более чем наполовину, поскольку люди перешли на бездымные устройства, которые нагревают, но не сжигают табак. В Великобритании за последние пять лет около 3 миллионов человек бросили курить с помощью вейпов; в некоторых больницах их выдают курящим людям. К счастью, в США желающие могут приобрести вейпы, несмотря на попытки FDA не допустить большинство из них на рынок.
По оценкам, от 18 до 20 миллионов человек используют вейпы, подавляющее большинство из которых не регулируются и технически незаконны. Некоторые из них ожидают разрешения FDA. Другие увязли в судебных делах, связанных с FDA. А третьи просто игнорируют и обходят регуляторов.
«FDA создало гигантскую, хаотичную неразбериху», — сказал в интервью Filter Клайв Бейтс, британский эксперт по борьбе с табакокурением. — «Многие из этих продуктов могут быть чем угодно, сделаны где угодно и в каких угодно условиях».
Вскоре в FDA могут произойти перемены. 2 декабря Верховный суд заслушал устные аргументы по делу, оспаривающему решение Центра табачных изделий отказать двум производителям ароматизированных вейпов в разрешении на продажу их продукции.
Что еще более важно, будущая администрация Трампа вернется к рассмотрению этого вопроса. После встречи с руководителями вейп-индустрии перед выборами Трамп написал в социальных сетях: «Я спас ароматизированный вейпинг в 2019 году, и он очень помог людям бросить курить… Я снова спасу вейпинг!».
Защита детей
Как и электромобили, вейпы — это чистая инновация XXI века, ставшая возможной благодаря достижениям в области аккумуляторных технологий. Литий-ионные батареи нагревают жидкость, содержащую никотин, ароматизаторы и другие химические вещества, создавая аэрозольный туман, который вдыхают пользователи. Сгорания не происходит.
Даже FDA признает, что вейпы «в целом могут быть альтернативой с меньшим риском для взрослых, которые курят сигареты». Так в чем же проблема?
Все дело в детях. Феноменальный успех вейп-бренда Juul, который был ориентирован на молодежь, вызвал моральную панику по поводу подросткового вейпинга, которую подняли политики-демократы и антитабачные пропагандистские группы. Интересы курящих взрослых были отброшены в сторону.
В центре споров — ароматизированные вейпы. FDA утверждает, что ароматизаторы, призванные завлечь детей, такие как банановый сплит и мишки-гамми, представляют неприемлемый риск для молодежи. Неважно, что покупать никотиновые продукты лицам моложе 21 года запрещено.
«Когда речь заходит о детях, FDA твердо убеждено в том, что крайне важно соблюдать меры предосторожности и профилактики», — сказал Брайан Кинг, директор Центра по табачным изделиям. — «Именно это является движущей силой наших действий».
Из 34 продуктов для вейпинга, разрешенных Управлением по контролю за продуктами питания и лекарствами, 30 имеют табачный вкус, что мало привлекает взрослых, которые не хотят вспоминать о горючих сигаретах, с которыми они пытаются расстаться. Остальные четыре — это устаревшие вейпы со вкусом ментола, произведенные компанией NJoy, подразделением табачного гиганта Altria.
Таким образом, на рынке доминируют продукты-отступники. Elf Bar, Breeze и Mr. Fog. По словам Кинга и отраслевых аналитиков, они сейчас являются ведущими брендами. Все они нелегально импортируются из Китая и широко доступны.
Это классический пример «массового сбоя в работе правительства», когда регулирующие органы применяют подход, создающий процветающий нелегальный или серый рынок, сказал Filter Итан Надельман, основатель Альянса по лекарственной политике. Чтобы понять, как FDA потеряло контроль над рынком, необходимо немного истории.
Так уж сложилось, что снижение вреда от табака поддерживается экспертами в области общественного здравоохранения на протяжении десятилетий. Среди них Митч Зеллер, давний сотрудник FDA, который руководил Центром табачных изделий с 2013 по 2022 год. В 2001 году Зеллер заказал 657-страничный отчет Института медицины, в котором говорилось о снижении вреда. Отчет призывал табачные и фармацевтические компании «разрабатывать и внедрять новые продукты, которые снизят бремя заболеваний, связанных с табаком».
В знаковом Законе о борьбе с табаком 2009 года, который наделил FDA полномочиями по регулированию табачных изделий, как называют вейпы, Конгресс велел агентству поддерживать продукты с пониженным риском, если они «подходят для защиты общественного здоровья», — фраза, которая приобрела исключительное значение в дебатах о вейпинге.
В 2017 году тогдашний комиссар FDA Скотт Готтлиб и Зеллер представили комплексный план регулирования табачных изделий. Среди прочего, в нем была прописана нормативная база, которая давала FDA время до 2022 года для тщательного разрешения более безопасных никотиновых продуктов. Зеллер возлагал большие надежды на этот план. Потом все начало рушиться, из-за череды событий, которые никто не мог предвидеть.
Табачные корпорации возвращаются
Одна проблема была очевидна: к тому времени, как FDA занялось регулированием вейпов, их продажи уже стремительно росли. Во многом благодаря популярности Juul. То, что неизменно называют эпидемией вейпинга среди молодежи, достигло своего пика в 2019 году: 27,5% старшеклассников сообщили, что парили хотя бы раз за последние 30 дней, и почти 10% были частыми пользователями, как сообщает FDA. Готтлиб и Зеллер встревожились.
Группы защитников подали в суд на FDA, утверждая, что вейпы заполонили рынок. Они выиграли, заставив агентство ускорить процесс регулирования. В то же время болезнь легких, от которой погибли 68 человек и тысячи были госпитализированы, CDC и антитабачные группы ошибочно назвали EVALI — E-cigarette or Vaping Use-Associated Lung Injury и ошибочно приписали ее никотиновым вейпам. Болезнь была вызвана поддельными картриджами с ТГК.
Миллиардер-филантроп Майкл Блумберг вступил в борьбу, выступив с инициативой стоимостью 160 миллионов долларов (а потом ещё больше, доведя сумму до 420 миллионов), чтобы покончить с вейпингом среди молодежи в 2019 году. «Компании, производящие электронные сигареты, и поддерживающие их табачные компании наживаются на молодежи Америки», — заявил он.
К тому времени Altria согласилась купить 35 процентов акций Juul за 12,8 миллиарда долларов. Финансируемая Блумбергом «Кампания за детей без табака» разместила в газетах рекламу, озаглавленную: «Big tobacco возвращается, благодаря JUUL — с совершенно новым способом подсадить детей на никотин». Демократы в Конгрессе потребовали от FDA очистить рынок от всех ароматизированных вейпов. Группы по борьбе с курением, которые раньше поддерживали идею снижения вреда, изменили свое мнение. Американское онкологическое общество категорически заявило: «Электронные сигареты не должны использоваться для отказа от курения».
Комплексный план Готлиба-Зеллера был мертв. Или, как выразился Зеллер, план был «криогенно заморожен, и его еще предстоит разморозить». Ажиотаж против вейпинга принес свои плоды. Семь штатов и округ Колумбия запретили или сильно ограничили продажу ароматизированных вейпов. Почта не доставляет вейпы, и вы не можете купить их на военной базе.
Подростковый вейпинг сошел на нет. Согласно последнему ежегодному Национальному опросу молодежи о табаке, количество вейпов среди учащихся старших и средних классов сократилось на 70% по сравнению с пиком. Около 600000 подростков — один из каждых 45 — заявили, что они парили по крайней мере 20 из последних 30 дней.
Однако в период расцвета подросткового вейпинга произошло нечто иное. «Курение среди подростков снижалось еще до появления электронных сигарет, но после их появления уровень курения снизился еще быстрее», — говорит исследователь Ариэль Села.
Сейчас уровень подросткового курения упал до самого низкого уровня за всю историю исследования. Это должно опровергнуть утверждение о том, что вейпинг — это путь к курению. Напротив, хотя выявить причину и следствие сложно, похоже, что вейпинг помогает подростковому курению уйти в прошлое.
Кен Уорнер, бывший декан факультета общественного здравоохранения Мичиганского университета и ведущий эксперт по борьбе с табакокурением, назвал снижение уровня подросткового курения «одним из величайших триумфов общественного здравоохранения нынешнего века».
Но что делать с курящими взрослыми? Их в США около 28 миллионов. Как и молодые люди, они, скорее всего, предпочитают ароматизированные вейпы. Они в основном игнорируются FDA и антитабачными группами. Это вопрос социальной справедливости, говорят критики вроде Уорнера.
Уровень курения выше среди людей с низким доходом, а также среди людей с психическими расстройствами, представителей коренных народов и прочих личностей с девеантой самоидентификацией. Эти маргинализированные группы практически не видны вашингтонским политикам и не имеют политического влияния. В отличие от них, движение против вейпинга укоренилось в богатых районах Манхэттена и Силиконовой долины. Его кампании щедро финансировались Блумбергом, который также является крупным донором Демократической партии.
«На FDA оказывается неослабевающее мощное политическое давление, чтобы защитить детей за счет курящих взрослых», — сказал Filter Джефф Вайс, бывший руководитель NJoy, который продолжает выступать за продукты с пониженным риском.
В статье, опубликованной в 2024 году в журнале Food Drug and Law Journal, Вайс утверждает, что группы защиты, возглавляемые Кампанией за детей без табака, «успешно определяют приоритеты Центра, его политику, основные решения по рассмотрению продукции и даже его коммуникационную стратегию».
Часто мощные отрасли промышленности доминируют над регулирующими органами — это явление известно как захват регулирующих органов. В данном случае, говорят Вайс и другие, регулирующие органы оказались под властью пропагандистских групп и их политических союзников.
«Очевидная реальность заключается в том, что FDA было захвачено», — сказал в интервью Filter Клифф Дуглас, активист движения против курения, который в настоящее время является президентом некоммерческой организации Global Action to End Smoking. Он считает, что ароматизированные вейпы — это именно та инновация, которую предполагал Конгресс, когда поручил FDA выявлять и поощрять использование более безопасных никотиновых продуктов.
Мэтью Холман, бывший директор по науке Центра табачных изделий, также считает, что FDA уделяет недостаточное внимание курящим взрослым. По его словам, руководство не прислушалось к мнению ученых агентства. Например, , как показывают внутренние записки, когда ученые FDA рекомендовали разрешить вейпы со вкусом ментола от компании под названием Logic, они были отклонены вышестоящим руководством. Холман ушел из FDA, чтобы присоединиться к компании Philip Morris International (PMI), которая производит более безопасные никотиновые продукты, а также сигареты.
Зеллер и Кинг отрицают, что на них оказывали влияние антитабачные группы. По их словам, закон возлагает на компании бремя доказывать, что их продукция «подходит для защиты здоровья населения».
«Стандарты, которые установил Конгресс — не FDA, а Конгресс — были высоки», — сказал Зеллер. — «Вопрос, стоящий перед Верховным судом, по сути, заключается в том, справедливо ли FDA применило эти стандарты».
Победа или поражение в суде. Лучшее, что можно сказать о FDA на данный момент, это то, что ведомство не смогло оградить потребителей от бесчисленных ароматизированных вейп-продуктов.
Агентство испробовало все — разослало сотни предупредительных писем о нерегулируемых продажах, наложило скромные гражданские штрафы на производителей и розничных продавцов, сформировало совместную с другими федеральными агентствами целевую группу для изъятия нелегальных вейпов на границею. Но рынок вейпов продолжает активно расти.
Это не должно удивлять. Запрет продукта, который нужен потребителям, редко срабатывает. Люди употребляли никотин на протяжении тысяч лет, задолго до того, как на сцену вышли табачные корпорации. Никотин, казалось бы, приносит пользу — улучшает память и концентрацию внимания, снижает тревожность — и в то же время несет риск для здоровья, который неясен, но не опасен для жизни. Его можно сравнить с кофеином.
Хорошая новость заключается в том, что, как утверждают табачные компании и аналитики с Уолл-стрит, никотиновый вейпинг снижает продажи сигарет. Насколько именно, сказать невозможно. Но некоторые исследования показывают, что около трети из 18-20 миллионов человек, которые парят, полностью отказались от сигарет. Они сделали выбор, который может оказаться спасительным.
Но мы никогда не узнаем, сколько еще людей сделали бы такой же выбор, если бы FDA и другие правительственные структуры США, ответственные за улучшение здоровья населения, поощряли их к этому.