Сломает ли SCOTUS (Верховный суд США) контроль Big Tobacco над никотином?
Источник: American Institute for Economic Research
Верховный суд недавно объявил, что рассмотрит дело, в котором FDA отказало двум производителям электронных сигарет, продающим ароматизированные продукты, в разрешении на продажу. FDA хочет обжаловать решение 5-го окружного апелляционного суда, постановившего, что отказы были «произвольными и капризными» и «необъявленными требованиями к определенным типам исследований«.
С 2016 года, когда FDA распространило требования предварительной заявки на продажу табачных изделий (PMTA) на электронные сигареты, «Большой табак» (Big Tobacco) укрепил свою власть на рынке. Обременительные требования к предварительным разрешениям усложнили конкуренцию для небольших компаний, производящих электронные сигареты. Многие независимые вейп-шопы и производители электронных соков были вынуждены выбирать между продажей электронных сигарет желающим покупателям без разрешения FDA и банкротством.
До появления надзора FDA самые продаваемые бренды электронных сигарет не принадлежали крупным табачным компаниям. Сейчас большинство популярных брендов принадлежат Altria или RJ Reynolds (лидирует с долей рынка 38,5 %). Они доказывают, что предписанные FDA PMTA являются эффективным барьером для выхода на американский рынок.
Но у SCOTUS есть возможность в октябре этого года ослабить монополизацию никотина, предоставленную правительством для Big Tobacco. Утверждение мнения 5-го округа не только принесет пользу общественному здоровью и усилиям по снижению вреда, но и повысит конкуренцию на рынке электронных сигарет. Высокий суд, отменивший PMTA, снизит барьеры для входа на рынок, будет препятствовать поиску ренты и предоставит курильщикам больше возможностей для выбора.
К сожалению, строгие требования к предварительному одобрению, установленные FDA, не позволяют небольшим компаниям выйти на рынок. Затраты на соблюдение требований могут быть непомерно высокими. По данным Reason Foundation, по оценкам FDA, процесс подачи заявки может стоить «от 117 000 до 466 000 долларов«, а соблюдение требований может обойтись в миллионы. 5-й судебный округ постановил, что требования FDA были расплывчатыми и не обеспечивали «достаточного уведомления«. В довершение всего FDA также требует проведения клинических исследований, оценивающих «риски для здоровья населения» от альтернатив сигаретам.
Сложная паутина бюрократических проволочек и затрат на соблюдение требований затрудняет сбыт продукции небольшими производителями. Крупные компании обладают «финансовыми и юридическими ресурсами» для выполнения требований FDA. Например, 1-я фаза клинических испытаний может стоить от 1,4 до 6,6 миллиона долларов — это капля в море для солидной корпорации по производству потребительских товаров, но смертный приговор для стартапа. В 2020 году эти обременительные требования заставили более 14 000 предприятий задуматься о закрытии.
Сигаретные компании знают о сравнительном преимуществе, которое дает им дорогостоящее соблюдение нормативных требований по сравнению с мелкими производителями. Продажи сигарет снижались в течение многих лет, но появление электронных сигарет ускорило эту тенденцию. В ответ на это производители сигарет стали скупать существующих производителей вейпов и поддерживать дорогостоящее антиконкурентное регулирование. Табачные компании даже вернулись к прямому поиску ренты. Комментаторы предполагают, что крупные игроки предпочитают закон «Табак 21» в качестве стимула для более жесткого регулирования. Генеральный директор Altria даже призвал к «репрессиям» в отношении ароматизированных электронных сигарет, поступающих из Китая.
Как отмечает экономист Брюс Яндл, среди действующих производителей существует «спрос на регулирование«. Продолжая настаивать на регулировании, таком как запрет на ароматизаторы и обширные согласования, крупные производители могут получать прибыль, не внедряя инновации. Инновации — это сильная сторона независимых производителей, поскольку они больше общаются с вейперами.
Часто основатели стартапов и предприниматели сами стремятся бросить курить или вейпить, что позволяет им предвидеть потребности потребителей и сопереживать им. Курильщики, которые хотели бросить курить, усовершенствовали электронные сигареты, внедрив в них соли никотина, что сделало процесс курения более плавным и приятным.
Исследования показали, что ароматизированные электронные сигареты более эффективно помогают курильщикам бросить курить, чем устройства со вкусом табака. Фруктовый или сладкий вкус пара помогает курильщикам избавиться от ассоциации между табаком и никотином.Раньше электронные сигареты были бутиковой индустрией, и у никотинозависимых людей не было недостатка в вариантах отказа от сигарет.
Регулирование электронных сигарет Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) резко сократило количество легальных электронных сигарет, из которых можно выбирать. PTMA и процедурные барьеры ограничили количество и качество электронных сигарет, если использовать стандарт благосостояния потребителей в антимонопольном законодательстве. FDA до сих пор одобряло только устройства, принадлежащие Big Tobacco.
Ни одно из этих устройств не попало в список лучших брендов электронных сигарет в вейп-сообществе. Единственным вкусом, получившим одобрение FDA, стал ментоловый. Ограничение предложения продаваемых и реализуемых продуктов ограничивает выбор и повышает цены.
Как и в случае с запретом на наркотики, ограничения FDA не предотвратили появление на американском рынке электронных сигарет с неодобренными вкусами. Вейперы продолжают покупать китайские устройства через Интернет или у поставщиков с черного рынка. Продажа нелегальных устройств создала дополнительный кризис общественного здравоохранения, в том числе EVALI.
CDC обнаружил, что 84 процента случаев EVALI связаны с электронными сигаретами, продающимися на черном рынке, но не содержащими никотин.
Когда выбор электронных сигарет достаточно ограничен, многие вейперы возвращаются к курению сигарет. Даже столкнувшись с ограничениями по вкусовым качествам, 87 процентов вейперов заявили, что продолжат использовать никотиновые продукты. Самой популярной альтернативой в США являются сгораемые сигареты, которые являются одной из основных причин рака.
Процесс предварительного утверждения FDA не только сомнителен с юридической точки зрения, но и позволяет табачным компаниям сохранять доминирующее положение на рынке и вытеснять более мелких конкурентов. Одно дело, если компания доминирует на рынке, потому что производит лучший товар или услугу, но это не тот случай. Производители сигарет уже много лет теряют позиции, и пристальное внимание FDA к электронным сигаретам стало для них благословением. Надеемся, что решение SCOTUS об устранении этого административного недостатка позволит ограничить незаслуженное доминирование Big Tobacco на рынке.