Сможет ли Индонезия, страна-аутсайдер в борьбе против табака, легализовать вейпинг?
Источник: Filter Magazine
Если Индонезия и без того вызывала неодобрение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и групп по борьбе с табакокурением из-за высокого и растущего уровня курения, то в 2018 году она закрепила этот статус изгоя. Именно тогда страна стала одной из первых в Азии и на Глобальном Юге, признав вейпинг законной альтернативой горючему табаку.
Индонезия, одна из немногих стран (наряду с Соединенными Штатами), не подписавших Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ), официально включила вейпы в свою нормативную базу в 2023 году.
Страна с четвертым по численности населением в мире — более 280 миллионов человек — и более чем 17 000 островов, расположенных между Индийским и Тихим океанами, является важнейшим фронтом в глобальной борьбе за снижение вреда от табака.
Уровень курения среди мужчин здесь необычайно высок. Согласно отчету ВОЗ за 2021 год, табак употребляют 34,5 процента взрослых жителей Индонезии — 70,2 миллиона человек. Гендерное разделение составило 3,3 процента женщин и 65,5 процента мужчин.
За последние 20 лет число курящих значительно увеличилось. В докладе «Глобальное состояние снижения вреда от табака» приводятся еще более высокие оценки: по прогнозам, в 2025 году доля курящих мужчин достигнет 83,5 %, в то время как доля женщин снизится.
Казалось бы, ситуация требует снижения вреда от табака. Однако активисты борьбы с табакокурением утверждают, что для страны было бы лучше запретить вейпинг.
Среди предполагаемых причин, по которым курение будет расти, по крайней мере, до 2029 года, — культурная приемлемость, неудачи в борьбе с табаком, агрессивный маркетинг табачных компаний и низкие цены на табачные изделия. Больше всего продается сигарет местного производства со вкусом гвоздики под названием kretek.
Казалось бы, ситуация требует снижения вреда от табака, что послужило толчком к массовому отказу от курения в ряде более богатых стран. Однако даже в то время, как в Индонезии развивается вейп-регулирование, активисты борьбы с табакокурением продолжают утверждать, что стране лучше запретить вейпинг.
Подобные призывы имеют долгую историю в Индонезии: в администрации здравоохранения они обсуждались еще в 2016 году. Самый сильный толчок был сделан в 2019 году, после того как в США произошла так называемая вспышка «EVALI», вызвавшая панику во всем мире. «Мы хотим запретить, а не ограничить вейпинг и электронные сигареты», — заявил тогда Анунг Сугихантоно, генеральный директор министерства здравоохранения по контролю и профилактике заболеваний.
В конечном итоге правительство Индонезии выбрало регулирование. Но это не помешало таким группам, как Southeast Asia Tobacco Control Alliance (SEATCA), некоммерческой организации, финансируемой Bloomberg Philanthropies, усилить призывы к запрету и ложные утверждения о том, что вейпы так же вредны, как и сигареты. Как SEACTA, так и другая организация, получившая грант Блумберга, Campaign for Tobacco-Free Kids, помогли поставить под сомнение поддержку вейпинга в Индонезии со стороны СМИ и общественности.
Сеть, включающая других грантополучателей Блумберга, таких как Школа общественного здоровья имени Со Сви Хока в Сингапуре, пыталась оказать давление на страны Юго-Восточной Азии, неоднократно освещая запреты на вейпы в регионе, преувеличивая их якобы положительные результаты и утверждая, что такие запреты могут предотвратить надвигающийся кризис вейпинга среди молодежи.
Эти группы предлагают общие заявления о вреде вейпов для здоровья, забывая сравнить их риски с рисками сигарет, которые они могут заменить. Между тем регулирование требует значительных ресурсов на разработку, мониторинг и обеспечение соблюдения, утверждают они, что Индонезия не может себе позволить.
Другие утверждают, что предполагаемый десятикратный рост потребления вейпов — с 0,3 процента населения в 2011 году до 3 процентов в 2021 году — включает в себя резкий рост среди подростков, и обвиняют легальность в том, что она позволила вейп-индустрии продвигать свою продукцию.
Сайгейн опроверг утверждение о том, что регулирование имеет неприемлемую цену: Напротив, оно «генерирует налоговые поступления, которые могут финансировать инициативы в области общественного здравоохранения».
Однако в Индонезии есть и эксперты, которые защищают выбранный ею путь и предупреждают о последствиях, если страна присоединится к 34 другим, в том числе многим в Азии, которые ввели запрет.
«Регулирование электронных сигарет сбалансирует снижение вреда, общественную безопасность и потребительский выбор, предоставляя взрослым курильщикам менее вредную альтернативу и позволяя правительству следить за соблюдением стандартов безопасности», — сказал Filter Харрис Сиагиан, управляющий директор Фонда развития Индонезии.
Сайгайн отметил, что вейпы являются «эффективным средством для отказа от курения», и опроверг утверждение о том, что регулирование имеет неприемлемую цену. Напротив, оно «генерирует налоговые поступления, которые могут финансировать инициативы в области общественного здравоохранения», — подчеркнул он.
«Хотя регулирование электронных сигарет может потребовать использования существующих ресурсов для проведения кампаний по охране здоровья населения, обеспечения правопорядка и мониторинга, полный запрет электронных сигарет не является решением, не требующим затрат», — подчеркнул Сиагиан. «Запрет может привести к увеличению расходов на правоохранительные органы, потере налоговых поступлений и возникновению потенциальных рисков для здоровья населения в результате незаконной торговли некачественной продукцией».
Организация Сиагиана занимается экономическими исследованиями, а также разработкой политики и общественной политики, поэтому ему хорошо известны данные о том, что болезни, связанные с курением, ежегодно уносят из жизни более 290 000 индонезийцев. Экономический ущерб составляет более 14,6 миллиарда долларов, или более 1 процента ВВП страны. Запретив вейпы, Индонезия может усугубить этот вред и еще больше нагрузить систему здравоохранения.
По словам Сайгана, это может «привести к тому, что электронные сигареты попадут на нелегальный рынок и ограничат более безопасные варианты для курильщиков, поэтому регулирование является более практичным и сбалансированным подходом».
«Регулирование вейпинга позволит оптимизировать благотворное влияние и минимизировать негативное влияние никотиновых продуктов. Права человека также должны быть защищены».
«Запрет вейпинга создаст больше проблем для правительства, включая торговлю нелегальной продукцией», — соглашается профессор Амалия Амалия, сотрудник стоматологического факультета Университета Паджаджаран в Бандунге. «Кроме того, мы упустим возможность воспользоваться преимуществами вейпинга как вспомогательного средства для сокращения и прекращения курения для курильщиков, не желающих бросать курить».
«Напротив, регулирование вейпинга позволит оптимизировать пользу и минимизировать вред никотиновых продуктов», — сказала Амилия, автор исследований о вейпах, в интервью Filter. «Права человека также должны быть защищены и облегчены».
Запрет табачных изделий для снижения вреда был впервые предложен в качестве факультативного пути регулирования на конференции ВОЗ по РКБТ в 2014 году в Москве. Тогда вейпинг был еще только зарождающейся технологией, которую мало кто понимал.
С тех пор появилось множество доказательств его относительной безопасности и высокой эффективности в борьбе с курением. Тем не менее, ряд стран Глобального Юга приняли решение о запрете под давлением враждебно настроенной ВОЗ и международных организаций по борьбе с табаком.
Эти организации утверждают, что вейпинг вызовет удвоение эпидемии [курения] в странах с низким и средним уровнем дохода (LMIC), которые и так борются с высоким уровнем потребления табака; отвлечет ресурсы от текущих усилий по борьбе с табаком; негативно повлияет на людей, которые не курят, особенно на молодежь; и позволит промышленности вмешиваться в политические дискуссии.
Редукционисты вреда [Сторонники концепции снижения табачного вреда] называют запрет формой «филантропического колониализма», с помощью которого могущественные западные интересы подрывают право людей на здоровье.
С другой стороны, сторонники снижения вреда утверждают, что запрет вейпов в странах с низким уровнем дохода (LMIC) является чрезмерно упрощенным, не способствующим решению сложных проблем табакокурения и создающим новый вред [социальной стабильности] в результате правоприменения и насильственной борьбы за контроль над нелегальными рынками.
Приоритет запрета более безопасных альтернатив сжигаемым изделиям, от которых ежегодно умирает 8 миллионов человек, по своей сути нелогичен, отмечают они. Они называют запрет устаревшим, нереалистичным и покровительственным — формой «филантропического колониализма«, с помощью которого могущественные западные интересы подрывают право людей на здоровье.
Из 10 стран Юго-Восточной Азии, входящих в группу АСЕАН, пять ввели запрет на вейпы. Их истории показательны. В Сингапуре, несмотря на то, что за использование вейпа грозит крупный штраф в размере 1500 долларов (15 000 долларов за повторное нарушение), наблюдается рост потребления. В Таиланде нелегальный рынок вейпов значительно вырос, несмотря на запрет вейпинга с 2014 года. В октябре таиландская таможня конфисковала продукцию для вейпинга на сумму 100 000 долларов всего за 10 дней, что побудило одного из высокопоставленных министров выступить с предложением о легализации, однако впоследствии это предложение было отклонено министерством здравоохранения.
В Малайзии, которая в 2023 году исключила никотиновые электронные жидкости из списка «ядов», бывший генеральный директор таможенной службы Т. Суброманиам сказал в недавнем интервью: «Лучше регулировать и контролировать эти продукты… тем самым предотвращая рост нелегальной торговли», добавив: «Если мы хотим подтолкнуть потребителей к альтернативным никотиновым продуктам, их налоговое регулирование должно быть более благоприятным, чем для традиционных никотиновых продуктов».
Сайган призвал разработать правила, учитывающие местные социальные нормы и особенности курения.
Высокие акцизы на вейпы, которые сравнимы с акцизами на традиционные сжигаемые табачные изделия в Малайзии и Индонезии, а в некоторых случаях и превышают их, также беспокоят Сиагиана из-за их способности препятствовать снижению вреда от табака даже без запрета.
«Это делает электронные сигареты менее доступными, особенно для курильщиков, ищущих более безопасную альтернативу», — говорит он. «В результате многие курильщики продолжают пользоваться горючими сигаретами, которые зачастую дешевле, несмотря на более высокий риск для здоровья».
Сайган призвал разработать правила, учитывающие местные социальные нормы и особенности курения. «Правительство Индонезии может установить обязательные стандарты качества для продуктов снижения вреда, ввести строгую проверку возраста и лицензирование продавцов, ограничить маркетинг, ориентированный на молодежь, и установить минимальную ценовую политику, чтобы препятствовать доступу молодежи и продвигать альтернативы с меньшим риском», — предложил он.
«Кроме того, страны АСЕАН могли бы извлечь пользу из региональной координации в области стандартов продукции, регулирования, соразмерного риску, наращивания потенциала в области правоприменения и тестирования, а также интеграции мер по снижению вреда от табака в более широкие стратегии борьбы с табаком», — заключил он.
Индонезия, где огромное и относительно молодое население курит в больших количествах, стоит перед бомбой замедленного действия в области общественного здравоохранения. Сможет ли она найти путь к массовому переходу на более безопасные продукты — вопрос жизненной важности. И результаты любого выбранного ею подхода будут иметь резонанс далеко за пределами страны.