Вейп& nbsp;Вейпинг& nbsp;Взрослые вейперы& nbsp;Зависимости& nbsp;Исследование& nbsp;Одноразки

Исследование показало, что в Англии наблюдается резкий рост числа потребителей, постоянно пользующихся вейпом, среди взрослых

Источник: Medical & Life Sciences

Число взрослых в Англии, которые сообщают, что используют вейп более шести месяцев, значительно увеличилось – с примерно одного из 80 в 2013 году до одного из 10 в 2023 году, говорится в исследовании, опубликованном сегодня в журнале The BMJ.

Значительная часть этого роста произошла с 2021 года, что совпало с быстрым ростом популярности одноразовых электронных сигарет, особенно среди молодых людей, в том числе тех, кто никогда регулярно не курил, показывают результаты.

Уже было установлено, что с середины 2021 года в Англии значительно возросли показатели вейпинга, особенно среди подростков и молодых людей, но было неясно, насколько это отражает рост экспериментального использования по сравнению с долгосрочным (более 6 месяцев), регулярным использованием. Также мало что было известно о том, как менялись со временем типы продуктов, используемых курильщиками с длительным стажем (более 6 месяцев).

Для дальнейшего изучения этого вопроса исследователи использовали данные о 179725 взрослых, принимавших участие в исследовании Smoking Toolkit Study – национальном репрезентативном исследовании, в ходе которого ежемесячно собираются подробные данные о вейпинге среди взрослых в Англии.

В период с октября 2013 года по октябрь 2023 года участников спрашивали об использовании различных никотиновых продуктов в зависимости от их статуса курильщика. 

Те, кто сообщил о том, что вейпинг длится более шести месяцев, считались долговременными вейперами. Также фиксировалась частота вейпинга (ежедневно или не ежедневно), основной тип используемого устройства (одноразовое, перезаправляемое или капсульное), возраст, пол и профессиональный социальный класс.

За исследуемый период доля взрослых, сообщающих о длительном вейпинге, увеличилась с 1,3% в октябре 2013 года до 10% в октябре 2023 года, причем особенно резкий рост произошел в 2021 году. В том числе увеличилось количество ежедневных длительных сеансов вейпинга – с 0,6 до 6,7 %. 

Увеличение количества случаев долговременного использования вейпа произошло преимущественно среди нынешних и бывших курильщиков, но в последнее время также наблюдается рост среди тех, кто никогда не курил регулярно (с менее чем 0,5% до марта 2021 года до 3% к октябрю 2023 года).

Рост также был более заметен среди молодых людей (23% 18-летних против 4,3% 65-летних), в том числе среди тех, кто никогда не курил регулярно (16% 18-летних против 0,3% 65-летних).

В период с июня 2015 года по декабрь 2022 года уровень длительного вейпинга был выше среди мужчин, чем среди женщин, но к октябрю 2023 года этот показатель стал одинаковым среди мужчин и женщин. 

Уровень длительного вейпинга также был неизменно выше среди представителей менее благополучных социальных слоев по сравнению с более благополучными.

Исследователи также отмечают, что половина половина долговременного использующих вейп в настоящее время в основном или исключительно используют одноразовые устройства, что оказывает существенное влияние на окружающую среду.

Это обсервационное исследование, поэтому нельзя делать однозначных выводов о причинах и следствиях, и авторы признают ряд ограничений, связанных с дизайном исследования и измерениями, которые могли повлиять на результаты.

Тем не менее, по их словам, с 2021 года среди молодых людей заметно увеличилось количество случаев длительного вейпинга, в том числе среди тех, кто никогда регулярно не курил, что говорит о том, что одноразовые электронные сигареты могут подтолкнуть молодых людей к более длительному употреблению электронных сигарет. 

Это придает дополнительный вес призывам к ужесточению регулирования вейп-продуктов, чтобы снизить их привлекательность для молодежи, и подчеркивает срочность таких мер, заключают авторы исследования. 

Такая политика должна быть тщательно продумана, поскольку она может непреднамеренно оттолкнуть курильщиков от использования вейп-продуктов, чтобы бросить курить. Наиболее вероятными для достижения баланса могут быть меры, направленные на розничную продажу, упаковку, описание и стоимость.

Есть достаточно оснований для запрета одноразовых вейпов только на основании их воздействия на окружающую среду, но запрет одноразовых вейпов – или любого другого отдельного продукта – вряд ли существенно изменит показатели вейпинга, учитывая легкость, с которой рынок может адаптироваться, говорит канадский исследователь Дэвид Хаммонд в редакционной статье. 

Вместо того чтобы пытаться изолировать одноразовые продукты, он предлагает рассмотреть основные атрибуты, которые привлекают молодежь к одноразовым вейпам, включая красочные изображения бренда и вездесущий маркетинг в местах продажи.

Устранение этих атрибутов может повысить привлекательность и доверие к вейпингу как способу бросить курить среди курильщиков среднего и старшего возраста, говорит он. Такие меры также могут успокоить медицинских работников, многие из которых по-прежнему скептически относятся к преимуществам вейпинга для отказа от курения.