Вейп& nbsp;Великобритания& nbsp;Запрет& nbsp;Запрет в Великобритании

Законопроект о табаке и вейпах, рассматриваемый в Великобритании (Tobacco and Vapes Bill)

Этот законопроект запретит продажу табака людям, родившимся 1 января 2009 года или позже, и позволит вводить требования к продукции, связанной с табаком, вейпами и другими продуктами.

Источник: UK Parliament

Законопроект о табаке и вейпах 2023-24 гг. реализует ряд предложений правительства по созданию “поколения, свободного от курения”, и снижению привлекательности и доступности вейпов для молодежи.

Эти предложения были изложены в программном документе правительства “Остановить начало: наш новый план по созданию поколения, свободного от курения“.

Законопроект был внесен в Палату общин 20 марта 2024 года и должен пройти второе чтение 16 апреля 2024 года.

В этом брифинге рассматриваются положения законопроекта и их последствия, хотя в нем не обсуждаются пункты, имеющие лишь незначительный или технический эффект. Дополнительные исследования библиотеки доступны в нашем центре по табаку и вейпингу.

Ключевые особенности законопроекта

Некоторые части законопроекта относятся ко всем четырем частям Великобритании. Некоторые части применяются на национальном уровне, но в целом законопроект обеспечивает последовательный подход к контролю табака и вейпинга на всей территории Великобритании.

Увеличение возраста продажи табака

Законопроект предусматривает, что продажа табачных изделий лицам, родившимся 1 января 2009 года или позже, будет считаться преступлением в любой точке Великобритании. В настоящее время возраст продажи табачных изделий в Великобритании составляет 18 лет.

Это будет сделано непосредственно для Англии и Уэльса (пункт 1), а также будут внесены аналогичные поправки в существующее законодательство о возрасте продажи в Шотландии (пункт 37) и Северной Ирландии (пункт 48).

Снижение привлекательности и доступности вейпов для детей

Продажа никотиновых вейп-продуктов лицам, не достигшим 18 лет, уже является преступлением во всех четырех частях Великобритании. Законопроект предусматривает дополнительные положения, направленные на сокращение количества вейпов среди молодежи:

  • Законопроект предусматривает, что в Англии и Уэльсе продажа неникотиновых вейп-продуктов лицам моложе 18 лет будет считаться преступлением (пункт 7). Он наделяет министров Северной Ирландии полномочиями принимать соответствующие постановления (пункт 51). В Шотландии уже считается преступлением продажа никотиновых вейп-продуктов лицам, не достигшим 18 лет.
  • Законопроект также позволит государственному секретарю принимать постановления, ограничивающие розничную упаковку (пункт 61), а также содержимое и ароматизаторы вейп-продуктов с никотином (пункт 62). Эта мера будет применяться на всей территории Великобритании.
  • Законопроект признает преступлением бесплатную раздачу вейп-продуктов лицам младше 18 лет в Англии и Уэльсе (пункт 9). Он предоставит полномочия министрам Шотландии (пункт 44) и Северной Ирландии (пункт 53) вводить аналогичные ограничения или запреты.
  • Законопроект позволит Государственному секретарю принимать новые правила, ограничивающие демонстрацию вейпов или никотиновых продуктов в торговых точках в Англии и Уэльсе (пункт 11). Это позволит министрам Шотландии (пункт 45) и Северной Ирландии (пункт 54) сделать то же самое.

Усиление правоприменения в отношении продажи табака и вейпов

Законопроект позволит правоохранительным органам Англии и Уэльса выписывать штрафы на месте (fixed penalty notices) за:

  • Продажа табака лицам, родившимся 1 января 2009 года или позже (пункт 1), или продажа вейп-продукции лицам, не достигшим 18 лет (пункт 7).
  • Приобретение табака и вейп-продукции для несовершеннолетних (пункты 2 и 8).
  • Бесплатная раздача вейп-продукции лицам, не достигшим 18 лет (пункт 9).

Если лицо, предприятие или человек постоянно нарушают соответствующие ограничения, органы правоприменения смогут обратиться в суд с просьбой запретить предприятию (через постановление об ограниченных помещениях, пункт 12) или человеку (через постановление об ограниченных поставках, пункт 16) продавать табачные изделия и вейпинг на срок до одного года.

Экономические и финансовые последствия законопроекта

В правительственной оценке воздействия законопроекта говорится, что повышение разрешенного возраста курения окажет общее влияние на общество на сумму около 18,6 миллиарда фунтов стерлингов, в основном за счет повышения производительности труда, связанного со снижением уровня курения. В эту сумму не включены расходы HMRC, связанные с сокращением поступлений от табачных пошлин, но в оценке говорится, что даже если бы они были учтены, влияние законопроекта на общество все равно было бы положительным.

Реакция на законопроект

Законопроект получил поддержку со стороны Коалиции действий по борьбе с курением, объединяющей более 300 организаций здравоохранения и благотворительных организаций. Коалиция приветствовала потенциал законопроекта в плане прекращения распространения табакокурения среди молодежи.

Кампания Action on Smoking and Health выразила решительную поддержку законопроекту и возможности, которые он предоставляет, чтобы “создать поколение, свободное от курения, и покончить с преждевременной смертностью и инвалидностью, вызванными курением”.

Независимая британская ассоциация вейп-торговли приветствовала расширение полномочий законопроекта в отношении розничных продавцов, занимающихся незаконной продажей.

Однако представители отрасли выразили обеспокоенность по поводу полномочий, которые законопроект предоставляет министрам для ограничения вкусов вейпов.

Министерство здравоохранения и социального обеспечения опубликовало оценку воздействия, в которой, по мнению UK Vaping Industry Association (UKVIA), не были количественно оценены многие из потенциальных последствий для здоровья некоторых мер, предусмотренных законопроектом, включая ограничения на вкусы, брендинг и упаковку. По мнению UKVIA, это негативно скажется на людях, которые успешно используют вейпинг, чтобы бросить курить, и лишит этой возможности тех, кто еще только собирается бросить курить.

Петиция, размещенная на сайте Парламента Великобритании, призывает правительство “не запрещать ароматизированные жидкости для электронных сигарет”. На момент публикации петиция набрала более 50 000 подписей.

Лейбористская партия заявила, что поддерживает меры по повышению возраста продажи табачных изделий.

Новые меры по борьбе с табаком и вейпингом, не включенные в законопроект

Запрет на продажу одноразовых вейпов

После консультаций правительства Великобритании, Уэльса и Шотландии объявили в феврале 2024 года о своем намерении ввести закон о запрете продажи и поставки одноразовых вейпов. Ожидается, что Северная Ирландия рассмотрит это предложение позднее.

Новые пошлины на вейп-продукцию и повышение пошлины на табак

В своем весеннем бюджетном заявлении 6 марта 2024 года канцлер Джереми Хант объявил, что правительство приняло решение ввести акцизный сбор на вейпинг-продукты с октября 2026 года. Правительство также планирует “ввести единовременное повышение табачных пошлин в то же время, чтобы сохранить финансовый стимул для выбора вейпинга вместо курения”.