Политика наркоконтроля в Восточной Европе и Центральной Азии: последствия для экономики, здравоохранения и социальной сферы
В настоящем отчете кратко излагаются экономические выгоды, а также социальные и политические барьеры на пути расширения масштабов профилактики ВИЧ и лечения наркозависимых в странах ВЕ и ЦА.
Источник: The Economist через Правовая Наркология
Бывшие коммунистические страны Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) являются странами с переходной экономикой, которые пытаются справиться с растущими расходами на здравоохранение, реформируя свои системы здравоохранения. ВЕЦА — один из немногих регионов в мире, где растет заболеваемость вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Из-за конкурирующих потребностей мероприятия общественного здравоохранения в связи с ВИЧ не были включены в списки приоритетов директивных органов, а выделение внутренних средств на расширение масштабов программ профилактики ВИЧ не соответствовало спросу.
Криминализация употребления наркотиков и лишение свободы за преступления, связанные с наркотиками, являются одним из основных факторов, влияющих на увеличение числа заключенных в странах ВЕЦА. Арест и помещение в тюрьму лиц, употребляющих инъекционные наркотики (ПИН), обходятся дорого и связаны с ростом числа ВИЧ-инфекций. Средства, выделяемые на содержание под стражей ПИН, значительно превышают средства, потраченные на профилактику и лечение этой группы. Стигматизация, связанная с употреблением наркотиков в странах ВЕЦА, еще больше препятствует расширению программ профилактики ВИЧ в рамках основного общественного здравоохранения.
В некоторых частях Западной Европы существуют службы снижения вреда, основанные на фактических данных, должным образом масштабируемые, под руководством сообщества, где отменены уголовные санкции за индивидуальное употребление наркотиков и хранение наркотиков и соблюдаются права человека. Такие подходы к снижению вреда помогли уменьшить проблемы, связанные с употреблением наркотиков, уменьшить переполненность тюрем и значительно снизить заболеваемость ВИЧ среди ПИН. Аргументы в пользу борьбы со стратегиями карательной криминализации и стигматизацией, связанной с ВИЧ среди ПИН в странах ВЕЦА, очевидны, однако прогресс в направлении декриминализации остается медленным.
Цель этого отчета Economist Intelligence Unit (EIU) — привлечь внимание политиков в четырех исследуемых странах региона ВЕЦА; Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и России, чтобы обосновать экономическую эффективность и выгоды для здоровья, достигнутые при снижении криминализации употребления наркотиков, расширении масштабов снижения вреда и снижении стигматизации и дискриминации в отношении ПИН и других уязвимых групп населения. Для ликвидации ВИЧ среди ПИН в настоящем отчете представлены следующие четыре рекомендации:
Изменение в распределении ресурсов. Вложение средств, сэкономленных в результате декриминализации употребления наркотиков и их хранения для личного пользования (38-773 млн евро за 20 лет), в расширение масштабов антиретровирусной терапии (АРТ) и лечения опиоидными агонистами (ОАТ) могло бы эффективно контролировать текущую эпидемию ВИЧ среди ПИН в четырех исследуемых странах без дополнительных затрат. Это позволяет достичь целевых показателей Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ и СПИДу (ЮНЭЙДС) по охвату АРТ во всех учреждениях, увеличить охват ОАТ и снизить заболеваемость ВИЧ среди ПИН на 79,4-92,9% за 20 лет. Поскольку ОАТ недоступна в России, расширение программ использования игл и шприцев (NSP) является альтернативным решением, которое было бы дешевле, чем расширение использования ОАТ и АРТ. Обеспечение 60-процентного охвата ПИН и предотвращение около 14 000 случаев ВИЧ-инфекции в год обойдется в среднем в 46,5 млн евро в год. Что поражает в этих выводах, так это экономия средств и предотвращение ВИЧ-инфекции в результате такого простого переключения ресурсов с криминализации на подходы снижения вреда, что правительства не могут игнорировать.
Расширение масштабов снижения вреда в тюрьмах и непрерывность ухода после освобождения. Наказание должно ограничивать свободу, а не здравоохранение. Снижение вреда необходимо расширять не только в обществе, но и в тюрьмах. Данные, объясняющие риск передачи ВИЧ в тюрьмах, часто размыты из-за занижения отчетности и плохого сбора данных. Особое внимание следует уделять ПИН после выхода из тюрьмы, чтобы гарантировать, что они продолжают получать услуги, предотвращать передозировку и дальнейшие правонарушения. Уход в переходный период, который включает проведение мероприятий по снижению вреда в тюрьме и поддержание их после освобождения, имеет решающее значение для снижения распространенности ВИЧ в долгосрочной перспективе и должен стать частью национальной системы, охватывающей здравоохранение и систему уголовного правосудия.
Борьба со стигматизацией и дискриминацией. Стигматизации и дискриминационному отношению к уязвимым группам населения необходимо положить конец. Семинары по стигматизации, которые обучают работников здравоохранения и правоохранительных органов профилактике ВИЧ, являются простым, но редким решением в странах ВЕЦА. Важность консультирования, поддержки позитивного психического здоровья, решения проблемы бездомности, предотвращения передозировки и обеспечения доступа к услугам в области сексуального и репродуктивного здоровья должна быть центральной на этих образовательных семинарах. Долгосрочные решения требуют последовательного и надежного сбора данных о насилии, дискриминации и стигматизации, наряду с активным использованием инструментов влияния, таких как теневое и альтернативное информирование договорных органов ООН по правам человека.
Срочная реформа правоохранительных органов. Чтобы помешать сотрудникам правоохранительных органов совершать коррупционные действия, необходима реформа не только полиции, но и полное изменение законодательства о наркотиках и политики здравоохранения в поддержку потребителей наркотиков и людей, живущих с ВИЧ. Карательные законы против ключевых групп населения должны быть отменены, а уязвимые группы населения, такие как секс-работники, мужчины, занимающиеся сексом с мужчинами, трансгендеры, заключенные и ПИН, должны быть защищены, а не противодействовать юридической помощи и правоохранительным органам.