Влияние фармацевтических компаний и политическая неразбериха доминируют в споре о вейпинге в Малайзии?
В то время как Малайзия рассматривает возможность введения общенационального запрета на вейпинг, лидеры отрасли и эксперты в области общественного здравоохранения предупреждают о непреднамеренных последствиях, росте черного рынка и угрозах для усилий по снижению вреда от табака (THR).
Источник: Vaping Post
… стремление запретить вейпинг, по-видимому, связано не столько с защитой здоровья населения, сколько с защитой рынка никотинозаместительной терапии (НЗТ), такой как жевательная резинка и пластыри.
В Малайзии продолжается острая дискуссия по поводу предложения о введении национального запрета на продукты для вейпинга. То, что на первый взгляд кажется мерой по охране здоровья населения, по мнению сторонников THR, является шагом, в значительной степени продиктованным интересами фармацевтических компаний. Они утверждают, что стремление запретить вейпинг связано не столько с защитой здоровья населения, сколько с защитой рынка никотинозаместительной терапии (НЗТ), такой как жевательная резинка и пластыри.
Президент Малайзийской организации вейп-предприятий (MOVE) Самсул Камал Ариффин выразил серьезную обеспокоенность тем, что за инициативой по запрету вейпинга стоят фармацевтические компании — «Big Pharma». В соответствии с тем, что произошло в других секторах «медицины», он считает, что эти компании рассматривают индустрию вейпинга как угрозу для своих традиционных никотинозамещающих продуктов и используют опасения по поводу использования вейпинга молодежью и злоупотребления продуктами, чтобы повлиять на политиков. Он утверждает, что вместо принятия основанных на фактах правил, дискурс смещается в сторону запрета.
Самсул предупредил, что запрет легальных вейп-продуктов, скорее всего, ухудшит ситуацию. Вместо решения проблем это подтолкнет потребителей к поиску альтернатив на черном рынке, которые не регулируются и не являются безопасными. Он подчеркнул, что история показывает, что запрет не устраняет спрос, а лишь перемещает его к незаконным и более опасным источникам. В подтверждение своих аргументов он привел примеры таких стран, как Сингапур, Индия и Австралия, которые ввели запреты, но по-прежнему сталкиваются с высоким уровнем использования вейпинга — в основном через нерегулируемые каналы, что привело к росту преступности.
Облагаются налогом, регулируются, а затем запрещаются?
В соответствии с действующим законодательством Малайзии, установленным Законом о контроле над табачными изделиями в целях охраны здоровья населения от 2024 года (Закон 852), жидкости для вейпинга, содержащие никотин, подлежат регистрации, а их продажа лицам моложе 18 лет запрещена. Однако контроль за соблюдением этого закона остается несовершенным. Устройства с открытой системой, которые можно легко заправлять и модифицировать, по-прежнему широко доступны и подвержены злоупотреблениям.
Рассматривается возможность введения полного запрета, несмотря на то, что правительство устанавливает требования к регистрации и взимает налоги (только в этом году ожидается более 600 миллионов ринггитов дохода от вейпинга). Малайзийская торговая палата вейпинга (MVCC) указала, что легальная индустрия вейпинга внесла значительный вклад в экономику, сгенерировав 3,48 миллиарда ринггитов в 2023 году, поддержав более 7500 розничных и специализированных магазинов и обеспечив работой более 31 500 малайзийцев, многие из которых являются предпринимателями из числа бумипутра.
Малайзийская ассоциация розничной торговли электронными сигаретами (MRECA) также выразила озабоченность. Президент Датук Адзван Аб Манас заявил, что многие из ее членов инвестировали в соблюдение нормативных требований, обучение и инфраструктуру — и для чего? По его мнению, их закрытие будет наказанием для ответственных операторов, не решая при этом коренных причин злоупотребления — а именно, неэффективного правоприменения и наличия нелегальных продавцов.
Двойной подход местных властей, естественно, вызвал критику со стороны легальной индустрии вейпинга, которая ставит под сомнение логику налогообложения и регистрации продуктов, которые вскоре могут быть запрещены. Помимо прочего, это посылает противоречивые сигналы, которые подрывают доверие потребителей и легальных предприятий.
Несогласованность политики вызвала обеспокоенность не только среди розничных продавцов вейпов, но и среди потребителей и защитников общественного здоровья. Группы и эксперты по снижению вреда от табака (THR) давно подчеркивают, что вейпинг, при надлежащем регулировании, служит инструментом снижения вреда. Ссылаясь на международные исследования и данные таких организаций, как Public Health England и MUSC Hollings Cancer Cente, они утверждают, что вейпинг значительно менее вреден, чем курение, и уже помог многим малайзийцам бросить курить.
Общественное здоровье или защита рынка? Ни то, ни другое!
В соответствии с этими аргументами, Самсул считает, что решение заключается в более эффективном контроле, а не в запрете. Он предлагает ограничить продажи лицензированными магазинами вейп-продуктов, в которых работают обученные специалисты, бороться с незаконными онлайн-продажами и улучшить просвещение населения. Он справедливо утверждает, что простой запрет вейп-продуктов наказывает законопослушные предприятия, но практически не способствует борьбе со злоупотреблениями.
Эту точку зрения разделяет MVCC. Генеральный секретарь Ридхван Росли указал, что даже в периоды, когда вейпинг был запрещен, например, до вступления в силу Закона 852, миллионы малайзийцев по-прежнему использовали вейп-продукты, большинство из которых не подлежали регулированию. Он привел в пример такие регионы, как Джохор и Келантан, где уже действовали запреты, но десятки тысяч пользователей по-прежнему приобретали продукты на черном рынке.
Ридван повторил, что отталкивание потребителей от легальных продуктов только поощряет незаконную торговлю, которую сложнее контролировать и отслеживать. Аналогичным образом, Центр выбора потребителей (CCC) утверждал, что запрет ограничит безопасный доступ к вейпингу, вынуждая многих взрослых курильщиков вернуться к сигаретам или перейти на нерегулируемые продукты. Они сослались на глобальный метаанализ 2021 года, который показал, что бывшие курильщики, не имеющие доступа к более безопасным альтернативам, в два раза чаще возвращаются к курению сигарет.
CCC также подчеркнул растущую стигматизацию пользователей вейпов. Они раскритиковали публичные сообщения, которые объединяют взрослых пользователей, стремящихся снизить вред для здоровья, с безответственными несовершеннолетними пользователями, предполагая, что это подрывает осознанный выбор потребителей и не позволяет различать использование и злоупотребление.
Регулировать, а не запрещать
MRECA, как и MOVE и MVCC, поддерживает регулирование, а не запрет. Она призвала правительство сотрудничать с легальной индустрией и другими заинтересованными сторонами, такими как эксперты по снижению вреда и правоохранительные органы, для разработки практических мер политики. Они призвали правительство сосредоточиться на более строгих мерах по обеспечению соблюдения законов, улучшении мониторинга онлайн-продаж и ужесточении наказаний для незаконных операторов.
По мере того как Министерство здравоохранения продолжает оценивать ситуацию, оно сталкивается с растущим давлением, требующим учитывать более широкие последствия запрета. Сторонники THR, а также группы потребителей утверждают, что реальный прогресс заключается в ответственном регулировании, правоприменении и сотрудничестве, а не в полном запрете, который рискует перевести все в подполье и подвергнуть общественное здоровье еще большему риску.