Криминализация никотина: как одна одноразка может стоить свободы
Председатель комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин подготовил законопроект, которым предусматривается криминализация совершаемой в крупном размере и особо крупном размере передачи (сбыта) никотинового сырья лицу, не имеющему соответствующей лицензии. (ТАСС)
ТАСС
«Ставка акциза на никотиновое сырье в 2025 г. составляет 2,2 рубля за миллиграмм. При этом средний объем одного ‘никобустера’ составляет 1,5 мл (1,5 тыс. мг) при средней цене 100 рублей. В случае сбыта таких ‘никобустеров’ в крупном размере (10 тыс. рублей, 100 ‘никобустеров’) недополученные доходы федерального бюджета от акциза на никотиновое сырье составляют 330 тыс. рублей (1500 × 100 × 2,2), подсчитал автор законопроекта.
Согласно законопроекту, ущерб от этого правонарушения признается крупным в размере 10 тыс. рублей и особо крупным — в размере 100 тыс. рублей.»
А не кривит ли автор пояснительной записки душой?
В «никобустерах» чаще содержится даже не чистый никотин, а его раствор 1:10, так называемая «сотка». Но для акциза нет разницы — чистый никотин или разведенный. Расчет прост: 1500 мг × 2,2 рубля × 3 = 9900 рублей. Это уже почти «крупный размер». А если взять 30 штук, то сумма акциза переваливает за 100 тысяч рублей, что автоматически попадает под категорию «особо крупного ущерба». И это только по акцизам! Если же учитывать «коммерческий интерес» импортёров сырья (производства в России пока не случилось), то суммы становятся еще более внушительными.
Одноразка — и ты в зоне… риска
Но настоящая проблема раскрывается, когда речь заходит о продуктах с высокой концентрацией никотина. Возьмем, к примеру, китайскую одноразку для «американского рынка». В ней используется раствор никотина 1:20 (50 мг/мл). Согласно закону о регулировании никотиносодержащей продукции (НСП), всё, что крепче 20 мг/мл, считается сырьем. В одной такой одноразке содержится 10 мл раствора, что эквивалентно 50 000 мг никотинового сырья. Считаем акциз: 50 000 × 2,2 = 110 000 рублей. Получается, что за одну единственную одноразку человек уже рискует получить уголовное дело.
Кто пишет законы?
Известный факт, что во всем мире отраслевые законы, касающиеся всяких частностей, донастроек и блокировок, пишут не сами депутаты, у которых государственных забот полон рот, а отраслевые лоббисты. В данном случае — табачные. Депутаты лишь продвигают их желание победить в недобросовестной конкуренции. Ценой исполнения этих желаний станут сотни искалеченных судеб людей, пытающихся нивелировать ошибки тех же депутатов, уже реализовавших желание бизнес-противников вейпинга сделать этот рынок нелегальным. Они всадили рынку не только запредельные запретительные ставки акцизов на потребительскую никотиновую продукцию, но и на сырьё для её производства — акцизов, которых нет нигде в мире.
Криминализация общества
Это вызывает серьезные опасения. Фактически, речь идет о криминализации общества. Ситуация напоминает историю с браконьерством в Поволжье, где за подобные нарушения сажали каждого второго. Только теперь под ударом оказываются не только те, кто сознательно нарушает закон, но и обычные люди, которые даже не подозревают, что их действия могут быть интерпретированы как «особо крупный ущерб».
Такая практика создает прецедент, при котором практически любой может оказаться в зоне риска. Это не просто ужесточение законодательства — это искусственное создание условий для массовой криминализации. И самое печальное, что подобные меры не решают проблему, а лишь усугубляют социальную напряженность.
Вместо заключения: Либерализация вместо репрессий
Перед тем как превращать обычных граждан в преступников, стоит задуматься: может, проблема не в людях, а в системе? Кардинальное изменение фискальной политики в отношении электронных систем доставки никотина (ЭСДН) и никотиновых продуктов в целом — не роскошь, а необходимость. Вместо того чтобы душить рынок запредельными акцизами и сырьевыми ограничениями, логичнее пересмотреть подход.
Никотин — не наркотик.
Это вещество, чьи риски давно изучены, а потребление регулируется в цивилизованном мире через просвещение и доступные альтернативы. Вейперы — не наркоманы, а люди, часто сознательно выбирающие менее вредную замену традиционному курению. Криминализация этого выбора — шаг назад, а не прогресс.
Рынок должен быть легальным, а не теневым.
Запреты и драконовские акцизы лишь подпитывают чёрный рынок, где качество продукции не контролируется, а бюджет недополучает налоги. Примеры стран вроде Великобритании или Новой Зеландии показывают: легализация вейпинга в сочетании с разумным регулированием снижает риски для здоровья и вытесняет контрафакт.
Либерализация — это не вседозволенность.
Речь о том, чтобы перенести акцент с наказания — на контроль, с репрессий — на диалог. Установить четкие стандарты качества, прозрачные налоги, ограничить доступ несовершеннолетних. И главное — прекратить играть в «кошки-мышки» с теми, кто не хочет травиться смолами, но вынужден прятаться от закона.
Пока чиновники и лоббисты спорят о миллиграммах и ставках, реальные люди теряют свободу из-за абсурдных формулировок. Пора остановиться. Рынок никотина не должен быть полем битвы корпораций — он должен стать пространством здравого смысла.
Эрик Валл
Для Общественного движения за права вейперов «Национальное сообщество потребителей никотина» НСПН