Без рубрики

Узбекистан начинает работу по запрету электронных сигарет

Кыргызский запрет на электронные сигареты вступит в силу в июле.

Источник: Eurasianet

Парламент Узбекистана сделал первый шаг к запрету электронных сигарет в стране, вслед за Кыргызстаном, который ввел запрет в конце 2024 года.

Узбекский законопроект, одобренный депутатами в первом чтении, запрещает использование, импорт, экспорт, производство и транспортировку электронных систем доставки никотина или их компонентов, говорится в сообщении, опубликованном 7 января на сайте yuz.uz. Неясно, как эта мера будет применяться к иностранным туристам.

«Электронные сигареты, помимо никотина, содержат 80 различных канцерогенных и токсичных химических соединений и тяжелых металлов, которые наносят серьезный вред здоровью человека и окружающей среде», — говорится в докладе. По данным правозащитной группы Campaign for Tobacco Free Kids, маркетинг электронных сигарет часто ориентирован на детей.

Запрет на электронные сигареты в Кыргызстане вступит в силу в июле. В целом, по данным Кампании за освобождение детей от табачной зависимости [Camping for Tobacco Free Kids — одна из программ Майка Блумберга], запрет на электронные сигареты ввели более двух десятков стран мира.

Запрет на электронные средства потребления табачных изделий противоречит относительно мягкому отношению к курению табака в Узбекистане и Кыргызстане.

По данным Tobacco Atlas, проекта, осуществляемого под эгидой Университета Джона Хопкинса, по последним имеющимся данным, чуть более половины жителей Кыргызстана мужского пола являются курильщиками, а более 13 процентов смертей в год связаны с употреблением табака.  В Узбекистане чуть более 20 % мужчин являются курильщиками, а 8,5 % смертей в год связаны с употреблением табака. Число регулярно курящих женщин в обеих странах сравнительно невелико.

[Наряду с традиционными сигаретами производство нагреваемых табачных изделий, производимых транснациональными табачными компаниями, сохранится в обеих странах.]

Контекст и причины обсуждения в Узбекистане

В последние месяцы в Узбекистане активно обсуждается законопроект о запрете оборота электронных сигарет. Эта инициатива вызвала широкий общественный резонанс и поляризовала мнения. Одни считают, что такой запрет поможет снизить популярность никотиновой продукции среди молодежи. Другие, включая Ассоциацию «Tamakisoz», которая представляет интересы производителей, импортеров и ритейлеров табачной и никотинсодержащей продукции, утверждают, что запрет может иметь негативные последствия как для экономики, так и для общественного здоровья.

Аргументы противников запрета

Меньший вред по сравнению с традиционным курением

Электронные сигареты уже давно рассматриваются как менее вредная альтернатива традиционному курению. Исследования, проведенные в таких странах, как Канада, Новая Зеландия и Великобритания, подтверждают, что переход курильщиков на электронные устройства может существенно сократить их воздействие на вредные вещества и улучшить здоровье. Например, данные Министерства здравоохранения Великобритании подчеркивают, что вейпы могут помочь бросить курить, хотя они не предназначены для лиц, не достигших 21 года.

Научные публикации также подтверждают меньший вред от использования электронных сигарет. Например, исследование, опубликованное в журнале Internal and Emergency Medicine, показало, что пользователи электронных сигарет подвергаются значительно меньшему воздействию токсичных веществ, чем курильщики обычных сигарет.

Опасность нелегального рынка

Противники запрета утверждают, что вместо снижения потребления электронных сигарет, запрет только стимулирует рост нелегального рынка. Опыт таких стран, как Бразилия, Турция и Индия, демонстрирует, что после введения запретов наблюдается устойчивое увеличение оборота контрафактной продукции. В Турции, например, в 2024 году было изъято более 6 миллионов нелегальных электронных сигарет, что значительно превышает объем легального рынка Узбекистана.

Узбекистан уже столкнулся с подобной ситуацией после запрета никотиновых паучей в 2024 году. После вступления запрета на никотиновые подушечки в силу 25 мая 2024 года, в стране наблюдается активное распространение нелегальной и контрафактной продукции. Еженедельно в telegram-каналах правоохранительных органов появляются сообщения о задержаниях и изъятиях партий нелегальных никпэков. Несмотря на принимаемые меры, теневой рынок продолжает расширяться, что отрицательно сказывается на доходах бюджета и снижает эффективность запретительных мер.

Регулирование вместо запрета

Противники запрета считают, что Узбекистану следует ориентироваться на опыт передовых стран, которые внедряют строгие механизмы регулирования вместо полного запрета. Например, с 1 января 2025 года в стране вступил в силу Технический регламент на табачную продукцию, который устанавливает строгие требования к составу, упаковке и продажам электронных сигарет. Также действуют ограничения на продажу продукции лицам младше 21 года, акцизное налогообложение и обязательная цифровая маркировка.

Компания УЗБАТ, крупнейший частный налогоплательщик по итогам 2024 года, и Ассоциация «Tamakisoz» считают, что эти меры уже достаточно эффективны и предлагают вместо полного запрета усилить административную ответственность за продажу несовершеннолетним. Также предлагается запретить исключительно одноразовые электронные сигареты, как это обсуждается в ряде европейских стран.

Потенциальные экономические последствия

Запрет на электронные сигареты может нанести значительный ущерб бюджету. По оценкам «Tamakisoz», оборот легальной продукции в 2025 году мог бы принести от 80 до 100 миллиардов сумов в виде налогов. Введение запрета, напротив, приведет к прямым и косвенным потерям, связанным с ростом нелегального рынка и увеличением затрат на борьбу с ним.

Что в итоге?

Обсуждение законопроекта о запрете электронных сигарет в Узбекистане поднимает важные вопросы о балансе между общественным здоровьем, экономическими интересами и свободой выбора граждан. Противники запрета предлагают вместо радикальных мер сосредоточиться на усилении регулирования, что позволило бы контролировать рынок, минимизировать вред для молодежи и сохранить доходы в бюджет. Решение по этому вопросу станет индикатором способности государства находить сбалансированные и эффективные подходы в политике общественного здоровья.