Мексика и эффект бумеранга: «Как тебе не стыдно, Шейнбаум»
В Мексике борьба с табаком приняла формы, колеблющиеся между деспотизмом идеализации здорового образа жизни и фанатизмом в области здравоохранения, граничащим с дистопией.
Источник: The Vaping Today
В 2024 году Мексика стала первой страной в мире, которая закрепила в своей Конституции полный запрет на электронные сигареты и аналогичные устройства — изделия, которые в других странах не только считаются заменителями традиционных сигарет, но и занимают стратегическое место в программах по снижению вреда от курения.
Согласно последним научным данным, в том числе систематическим обзорам Cochrane Collaboration, широко признанным за их методологическую строгость, электронные сигареты с никотином могут быть более эффективными для отказа от курения, чем традиционные заместительные терапии, такие как пластыри или жевательная резинка.
Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS) также утверждает, что вейпинг значительно менее вреден, чем курение, поскольку может значительно снизить воздействие токсинов, связанных с раком и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Эти устройства, далеко не являясь новой угрозой, похоже, помогают избавиться от старых призраков традиционного курения: в течение как минимум двух десятилетий не было зафиксировано ни одного случая смерти, который можно было бы однозначно связать с использованием этих продуктов.
Все это происходит в рамках новой дофаминергической экономики, где границы привычки, зависимости и общественного здравоохранения перерисовываются в соответствии с другой логикой, более связанной со стимулированием и самоуправлением желания, чем с вертикальным клиническим контролем.
Но в Мексике мы имеем дело не с простой ограничительной мерой, направленной — пусть и вполне законной — на защиту несовершеннолетних, а с тотальным запретом: никто, ни при каких условиях и ни при каких обстоятельствах не может покупать, продавать или использовать эти устройства. Логика абсолютного запрета снимает все возможные нюансы: она аннулирует дискуссию об относительных рисках, стирает контекст использования, закрывает любую стратегию смягчения вреда.
В соответствии со статьей 4 Конституции, реформа включает в себя пункт, который криминализирует «любую деятельность, связанную с электронными сигаретами, вейпами и другими аналогичными системами или устройствами». То есть, она преследует не только их продажу или распространение, но и любое связанное с ними использование или управление.
Инициатива была начата под руководством Андреса Мануэля Лопеса Обрадора (AMLO) и поддерживается — с почти сакральной верой — его политической наследницей, нынешней президентом Клаудией Шейнбаум. Здесь речь идет не просто о политике в области здравоохранения: то, что разворачивается, — это акт символического рентизма.
Запрет становится идеологическим знаком, мораль заменяет факты, а контроль берет верх над сложностью.
Метафора «чертовский страх»
Серьезность этого шага выходит за рамки простого юридического текста. В последних реформах использование электронных сигарет символически и юридически приравнивается к таким веществам, как фентанил, синтетический опиат, чье имя ассоциируется с разрушительным кризисом передозировок, охватившим Соединенные Штаты.
Поставив вдыхаемый никотин на один уровень с явно смертоносными веществами, такими как фентанил — синтетический опиоид, сила действия которого в десятки раз превышает силу действия морфина или героина, — мексиканское правительство дезинформирует и намеренно подрывает сами основы науки. Речь идет не просто о технической или риторической оплошности, а о символическом решении: политико-идеологическом выборе, замаскированном под политику в области здравоохранения, который заменяет обсуждение фактов моральным принуждением.
Это принудительное приравнивание никотина к фентанилу не только упрощает научную дискуссию, но и сводит ее на нет, закрывает пространство для анализа и создает авторитарную нарративную, в которой нет места нюансам, умеренности или регулированию.
Навязывается не разум, а табу. И моральная паника.
И все же всегда можно опуститься еще на одну ступеньку ниже.
Наказание как политика здравоохранения
Президент Шейнбаум направила в Конгресс новое предложение о реформе Общего закона о здравоохранении, которое еще больше усугубляет эту авторитарную тенденцию. В этом проекте владение, производство, распространение или продажа вейпов не только осуждаются, но и становятся уголовным преступлением, наказываемым драконовскими штрафами — от одного до восьми лет лишения свободы — и штрафами, превышающими 220 000 мексиканских песо.
Таким образом, политика в области здравоохранения перестает быть инструментом рационального управления и превращается в инструмент символического и уголовного контроля. Вместо того, чтобы открыть пространство для дискуссии о регулировании, эта реформа закрывает возможность обсуждения: она превращает любое техническое или научное несогласие в подрывную деятельность.
Впервые использование потенциального средства для отказа от курения может привести обычного человека за решетку. Переработанная метафора «войны с наркотиками» появляется вновь с новыми лицами: сегодня врагом является не анонимный наркоторговец, а раскаявшийся курильщик, ищущий другой выход.
Оправдание то же самое: защита общественного здоровья и «детей». Но настоящий вопрос, который по-прежнему остается нерешенным среди шума официальных уверенностей, заключается в другом: кого защищать? И какой ценой? Когда опека государства превращается в наказание, от обещания заботы остается очень мало. На поверхность выходит туманный силуэт политики, которая предпочитает контролировать, а не понимать.
Приняв карательный и запретительный подход, мексиканское правительство отказывается не только от науки, но и от практического здравого смысла. Оно пренебрегает широко документированными преимуществами снижения вреда, признанными на многих международных площадках в качестве эффективной и гуманной стратегии борьбы с употреблением психоактивных веществ, включая никотин.
Снижение вреда исходит из простой, но неудобной предпосылки: не все потребители откажутся от потребления, но они могут делать это в менее вредных условиях. В случае с табаком есть доказательства того, что никотиновые продукты, считающиеся «менее опасными», наносят меньший вред по сравнению с курением обычных сигарет и могут служить инструментами перехода к полному отказу от курения.
Закрывая этот путь, мексиканская политика не только ограничивает выбор (с акцентом на ликвидацию), но и превращает поиск менее вредных альтернатив в уголовно наказуемое преступление. Это решение является символическим: понятие «здоровье» переосмысливается как послушание, а не как осознанная забота о себе.
Когда регулирование разумнее запрета
Администрация Шейнбаум сознательно отказывается от прагматичной возможности: сбора налогов с регулируемого рынка электронных сигарет. Вместо того, чтобы направить эти доходы в систему общественного здравоохранения, которая испытывает хронические недостатки — нехватку материалов, персонала и инфраструктуры —, она выбирает догму. Таким образом, она растрачивает потенциальные ресурсы, провозглашая защиту общественного здоровья.
Администрация Шейнбаум игнорирует данные, подтвержденные такими странами, как Великобритания, США или Новая Зеландия, где разумное и прогрессивное регулирование вейпинга способствовало — что документально подтверждено — устойчивому снижению традиционного курения и, как следствие, связанных с ним заболеваний. Вместо того чтобы извлечь уроки из этого опыта, Мексика выбирает нормативную изоляцию: уникальный запретительный подход, основанный не на данных, а на убеждениях.
Администрация Шейнбаум в конечном итоге криминализирует самых уязвимых: взрослых, которые, пытаясь бросить курить, в конечном итоге становятся правонарушителями. Их преследуют не за их зависимость, а за попытку избавиться от нее. Их наказывают не за то, что они продолжают наносить вред, а за то, что ищут выход. Таким образом, государственная политика переворачивает логику: она наказывает за усилия, делегитимизирует волю и превращает жертву в виновного.
Администрация Шейнбаум устраняет менее вредную альтернативу, подталкивая потребителей к возвращению к сигаретам с горючим табаком — архаичной технологии, чья смертоносная сила была тщательно задокументирована и чьи медицинские и социальные издержки бесконечно выше. Вместо защиты она осуждает.
Администрация Шейнбаум укрепляет неформальный рынок, где прибыль ускользает от контроля государства и питает параллельные структуры — часто связанные с организованной преступностью — которые процветают в тени незаконности. Там запрет не подавляет потребление: он перемещает его в невидимую, неконтролируемую и безнаказанную сферу.
Политика Шейнбаум лишает потребителя защиты. Отказываясь регулировать, она позволяет подпольному рынку наводнять поддельные жидкости и устройства без контроля качества. Риски уже не являются теоретическими: такие заболевания, как EVALI, связанные с использованием загрязненных ТГК продуктов в незаконных кругах, являются конкретным предупреждением о вреде, который наносит политика слепой веры.
Политика Шейнбаум усугубляет юридическую неопределенность. Отказываясь от четкой нормативной базы, она оставляет лазейки для произвола, полицейского усмотрения и институциональной коррупции. Вместо государственной политики, основанной на правах, она создает пространство, где законность решается в каждом конкретном случае, лицом к лицу.
Политика Шейнбаум игнорирует бумеранговый эффект запрета. Он не только не достигает заявленных целей, но и усиливает ущерб, искажает стимулы и подрывает легитимность государства. Как и в других войнах — против наркотиков, против бедности, против страха — в конце концов остается не порядок, а разруха.
То, что представляется как реформа здравоохранения, на самом деле является цивилизационным откатом. Шаг назад, замаскированный под модернизацию. Государство, вместо того чтобы разумно регулировать и ответственно контролировать, предпочитает жестко наказывать и безразлично сажать в тюрьму. Оно беззастенчиво и бездоказательно приравнивает взрослого человека, вдыхающего никотин с помощью электронной сигареты, к торговцу фентанилом. Это юридически абсурдная, морально неприемлемая и научно бессмысленная симметрия.
Эффект бумеранга
Бумеранг уже в воздухе. Криминализируя то, что должно регулироваться, государственная политика перестает заботиться и начинает исключать. Она превращается в механизм социального наказания: усиливает стигматизацию, подпитывает несправедливость и подрывает — слово за словом, норма за нормой — хрупкий договор между гражданами и государством.
Новое предложение также направлено на ликвидацию последних правовых лазеек, которые все еще позволяют существование — тихое, подпольное, устойчивое — рынка, который, несмотря на запреты, продолжает функционировать. На грани законности процветают незаметные магазины, анонимные профили в социальных сетях, импровизированные лавки на народных ярмарках. Ведь где есть желание, там есть спрос. А там, где государство отсутствует — из-за догмы, халатности или пренебрежения — организованная преступность с жестокой эффективностью заполняет вакуум. Не для того, чтобы защитить гражданина, а для того, чтобы его эксплуатировать.
Намерение стереть вейпинг с карты законности не избавляет от него в реальности: оно просто толкает его в тень, туда, где регулирование не действует, а риски не уменьшаются, а умножаются. В этой непрозрачной сфере то, что должно было управляться с помощью разума и доказательств, становится уголовно наказуемым. Государство считает, что контролирует проблему, но на самом деле оно сделало ее невидимой — и тем самым еще более опасной.
Мексика просто отступает
В то время как Мексика придерживается запрета, мир движется — медленно, но уверенно — в другом направлении. В США, например, использование электронных сигарет строго регулируется, но не запрещается. Результат очевиден: число курильщиков неуклонно снижается, особенно среди молодежи. По последним данным Национального института рака, снизились также показатели заболеваемости раком легких, мочевого пузыря и гортани.
В Великобритании подход еще более четкий и решительный: электронные сигареты признаны законным средством для отказа от курения, рекомендованы органами здравоохранения и доступны даже в аптеках. Там регулирование не репрессирует, а ориентирует. И тем самым спасает жизни.
Эти страны поняли то, что Мексика по-прежнему отказывается видеть: запрет не означает защиту. История общественного здравоохранения ясна — или должна быть ясна. Криминализация редко спасает жизни. Но почти всегда приводит к тому, с чем она якобы борется: маргинализации, коррупции и неравенству.
Путать наказание с заботой — давняя ошибка. Настаивать на ней в XXI веке — не техническая оплошность, а политическое решение. И, как любое решение, оно имеет свою цену.
В телах.
В молчании.
В отступлениях.
Мексиканский Конгресс теперь несет ответственность, выходящую за рамки законодательной: речь идет о решении, имеющем цивилизационное значение. Если предложение будет одобрено, Мексика станет страной с самой жесткой политикой в отношении вейпинга в Латинской Америке. Этот рекорд измеряется не спасенными жизнями, а наказанными телами. И правами, которые бесшумно уступают место ограничениям.
Следует задаться вопросом — и срочно:
Какое наследие оставит реформа, которая предпочитает тюремное заключение пониманию?
Какое будущее строится, когда страх заменяет науку?
Еще более переполненная пенитенциарная система, полная мелких неформальных продавцов и бывших курильщиков, ставших преступниками?
Более уязвимое общественное здравоохранение — без безопасных альтернативных вариантов перехода, но с неизменным уровнем потребления сигарет?
Более стигматизированное, контролируемое и преследуемое гражданство — не за то, что оно причиняет вред, а за то, что пытается прекратить это делать?
Это то будущее, которое пытаются законодательно закрепить?
Возможно, самое серьезное — это именно то, что не видно, или то, что предпочитают не видеть: сознательный отказ рассматривать здравоохранение как область, полную сложностей. Вместо того, чтобы разрабатывать политику, основанную на данных, технических знаниях и международном опыте, выбирается путь наименьшего сопротивления — запрет: упрощенный ответ, который успокаивает моральные тревоги, вызывает легкие аплодисменты… но ничего не решает.
Потому что запрещать легко. А думать, возможно, нет.
Как уже сказал — возможно, оставаясь неизвестным, но совершенно справедливо — кто-то, кто разбирался в сложностях:
«Есть огромная разница между лечением и контролем».
И Мексика не лечит свою проблему с табаком. Она только толкает ее в тень — туда, где все ускользает, где никто не видит, и где боль, как правило, сильнее.
Мексика просто отступает.