Без рубрики

Руководитель лидеров вейп индустрии заявляет, что разрешение «строгой» рекламы поможет курильщикам бросить курить

Источник: BBC

Разрешение большего количества рекламы вейпов может побудить курильщиков перейти на них, считает руководитель одного из крупнейших в мире производителей табачных изделий и вейпов.

Асли Эртонгук является управляющим директором британского и ирландского подразделений British American Tobacco (BAT), компании с 123-летней историей, в число известных брендов которой входят сигареты Dunhill и Lucky Strike.

Продажи традиционных сигарет сокращаются, поскольку курильщики все чаще переходят на вейпы и никотиновые пакетики, которые считаются менее вредными. Однако в Великобритании действуют жесткие ограничения на рекламу этих продуктов, поскольку все никотиновые продукты считаются вредными для здоровья.

Эртонгук считает, что разрешение «очень строгой маркетинговой структуры», ориентированной только на взрослых, может информировать курильщиков об альтернативах и побудить их перейти на вейпы. Это противоречит предложенному законопроекту о табаке и вейпах, который запрещает любую рекламу вейпов.

Министерство здравоохранения и социального обеспечения (DHSC) заявило, что «отвергает любую идею о том, что дальнейший маркетинг вейпов является необходимым или уместным, или что ограничения должны быть ослаблены».

«Рекомендации по здоровью ясны: вейпинг никогда не рекомендуется детям и некурящим. Он рекомендуется только взрослым курильщикам в качестве средства, помогающего бросить курить».

Министерство считает, что законопроект «поможет следующему поколению не подсесть на никотин».

В среду министерство объявило о планируемых мерах по ужесточению контроля за продажей вейпов и табачных изделий, в том числе о введении обязательной лицензии для магазинов, торгующих этими товарами, что приведет их в соответствие с правилами продажи алкоголя.

Нелицензированные продавцы могут быть оштрафованы на месте на сумму 2500 фунтов стерлингов. Это объявление было сделано после нашего интервью с руководителем BAT в Великобритании.

Одетая в костюм карамельного цвета, Эртонгук была спокойна, когда она устроилась в студии для интервью Big Boss Interview, нового бизнес-подкаста BBC.

51-летняя мать-одиночка, проработавшая в BAT более 20 лет, стала свидетелем трансформации отрасли и бизнеса.

За последние пять лет доля вейпинга и никотиновых пакетиков в доходах компании в Великобритании выросла почти до 70 %.

«Курильщики быстро меняются, и мы тоже», — говорит она.

В то время как сигареты содержат ряд токсичных канцерогенных химических веществ, вейпинг сам по себе может нанести долгосрочный ущерб легким, сердцу и мозгу. Поэтому он рекомендуется только взрослым курильщикам, которые пытаются бросить курить в рамках программы NHS «Смени, чтобы бросить».

NHS утверждает, что вейпинг менее вреден, чем курение, и поощряет курильщиков табака переходить на вейпинг, чтобы помочь людям бросить курить. Однако, поскольку долгосрочные последствия вейпинга еще не известны, а вейпы по-прежнему содержат вызывающий привыкание никотин, NHS предупреждает детей и некурящих о вреде использования вейпов.

В ответ на утверждение о том, что вейпинг вреден для здоровья, Эртонгук ссылается на исследования Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) и европейских организаций, которые показывают, что никотин, хотя и вызывает привыкание, сам по себе не является причиной рака.

«Никотин не является причиной рака, но он вызывает привыкание. Он не является безрисковым», — говорит она.

Согласно опросу, проведенному в 2025 году благотворительной организацией ASH (Action on Smoking and Health), около 20% подростков в возрасте от 11 до 17 лет в Великобритании пробовали вейпинг, а 7% из этой возрастной группы заявили, что в настоящее время вейпинг.

А в глобальном масштабе цифры еще более впечатляющие: по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), электронные сигареты используют не менее 15 миллионов детей, что подпитывает новую волну никотиновой зависимости.

Эртонгук признает, что видеть детей, курящих электронные сигареты, вызывает у нее беспокойство. «Курение — это не для молодежи», — говорит она.

«Никто из несовершеннолетних не должен употреблять никакие никотиновые продукты», — утверждает она, несмотря на результаты опроса, согласно которым в Великобритании сотни тысяч несовершеннолетних курят электронные сигареты.

Стремление Эртонгук к ослаблению правил рекламы вейпов может оказаться тяжелой борьбой. Согласно новым предложениям DCHS в законопроекте о табаке и вейпах, который проходит через парламент, вся реклама вейп-продуктов будет запрещена, а также будут начаты консультации по ужесточению правил в отношении ароматизаторов, упаковки и дизайна вейпов.

В 2019 году BAT подверглась критике за использование влиятельных лиц в социальных сетях для продвижения никотиновых продуктов среди молодежи.

ASA запретила BAT, а также трем другим компаниям, производящим вейпы, продвигать свои продукты в Instagram.

В то время BAT заявила, что ее реклама направлена на предоставление фактической информации, но «не является прямой или косвенной рекламой».

Эртонгук говорит, что BAT больше не использует инфлюенсеров для продвижения своих продуктов.

«А там, где мы присутствуем в социальных сетях, у нас также есть четкие рекомендации, что аудитория должна состоять более чем на 80% из взрослых», — говорит она.

Правила рекламы вейпов должны быть смягчены, чтобы привести их в соответствие с «другими продуктами для взрослых», добавляет она.

Эртонгук говорит, что BAT сознательно сосредоточилась на закрытых перезаряжаемых системах вейпинга, а не на одноразовых вейпах, которые наводнили рынок до того, как были запрещены в июне по экологическим и bezpečnostным причинам.

«Эти одноразовые продукты также изменили всю индустрию вейпинга в Великобритании», — говорит Эртонгук.

«Во-первых, это побудило больше курильщиков перейти на вейпы. Это было положительным моментом. Но в равной степени можно сказать, что наличие одноразовых вейпов привело к потере доверия к категории [вейпинга]».

Эртонгук выступает за введение лицензирования розничной торговли, обязательной проверки возраста, тестирования продуктов перед выпуском на рынок и более четких предупреждений о вреде для здоровья, отражающих риски вейпинга по сравнению с курением, а также за ужесточение наказаний для тех, кто нарушает правила.

Стремление к жизни без курения

Цель состоит в том, чтобы не допустить подрыва усилий по охране общественного здоровья незаконными продуктами, а также поддержать курильщиков и просветить их, чтобы они могли делать осознанный выбор, говорит она.

Эртонгук ожидает, что этот подход окажет гораздо большее влияние на сокращение курения, чем правительственный законопроект о табаке и вейпах, который в настоящее время проходит через парламент с целью создания поколения, не курящего табак.

Его конечной целью является сделать невозможным для сегодняшних 15-летних и младше легально покупать табачные изделия.

Также будет введен запрет на намеренное брендирование, продвижение и рекламу вейпов и никотиновых продуктов среди детей.

«Реализация будет самой большой проблемой», — говорит она.

Руководитель BAT говорит, что штрафы для магазинов, продающих вейпы лицам младше 18 лет, также должны быть увеличены. «Если посмотреть на размеры штрафов, то они не очень отпугивают».

И несмотря на широкое распространение вейпинга среди молодежи, Эртонгук считает, что безтабачные продукты помогут Великобритании достичь цели стать страной, свободной от курения, к 2030 году.

«Я не верю, что это недостижимо», — говорит она.