Китайские курильщики увеличивают мировые продажи табака, несмотря на запреты
Власти не хотят ограничивать важнейший источник доходов центрального правительства
Источник: Financial Times
Прячась под зонтиком от проливного дождя и закуривая дешевую сигарету возле парикмахерской, где он работает в Гуанчжоу, Сюй — типичный китайский курильщик: он мужчина, начал курить рано и не думает, что сможет бросить.
16-летний юноша начал курить в первом классе средней школы и теперь выкуривает более пачки в день. «В то время я думал, что это весело, реально очень весело», — говорит он. «А теперь у меня зависимость, и ничего не поделаешь».
В отличие от многих других стран мира, где строгий контроль над табачными изделиями привел к резкому сокращению курения, в Китае, согласно исследованиям, продажи сигарет в последние годы выросли. Аналитики указывают на нечеткость и слабое соблюдение правил и нежелание властей приструнить важнейший источник доходов центрального правительства.
Несмотря на то, что почти 10 лет назад Си Цзиньпин, самый могущественный лидер Китая со времен Мао Цзэдуна, громко заявил о необходимости снизить уровень курения, эта проблема становится все более острой по мере замедления экономического роста в Китае, добавляют они.
«Во-первых, это большой доход [от курения]. Именно поэтому все меры по борьбе с табаком не очень эффективны», — сказал Чжэнмин Чэнь, профессор эпидемиологии кафедры здоровья населения Наффилда Оксфордского университета, добавив, что китайские мужчины — одни из самых заядлых курильщиков во всем мире.
Согласно данным Национального бюро статистики, в 2023 году в Китае будет произведено 2,4 тонны сигарет, причем этот показатель увеличивался в течение каждого из предыдущих пяти лет и вырос более чем на 35% по сравнению с 2003 годом.
По данным Euromonitor, доля страны в общемировом объеме продаж выросла в прошлом году примерно до 47 процентов с менее чем 38 процентов в 2009 году, что совпадает с результатами других исследований, посвященных табаку в Китае. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, доля населения в возрасте старше 15 лет, употребляющего табачные изделия, за исключением электронных сигарет, в период с 2000 по 2025 год сократится примерно на четыре процентных пункта, что гораздо медленнее, чем в среднем по миру.
Цифры приводятся на фоне замедления роста экономики Китая после многолетнего кризиса в секторе недвижимости и постоянных опасений по поводу слабого потребительского спроса и дефляции.
«Когда экономика Китая находится в упадке, лучше всего значительно увеличить налог на табачные изделия», — говорит Чен, утверждая, что данные европейских рынков показывают, что трехкратное увеличение цены на сигареты может сократить потребление вдвое и удвоить доходы. «[Но] в условиях экономического спада табак всегда рассматривается как необходимый товар».
Доля Китая в мировых продажах сигарет достигла рекордного уровня
Общий объем продаж сигарет в Китае (тыс. палок) и доля в мировых продажах (%)
Китай добился меньшего прогресса в снижении потребления табака, чем другие страны
Распространенность потребления табака, в возрасте 15 лет и старше (%)
Несмотря на подписание в 2003 году Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, Китай в основном оставил местным органам власти право самостоятельно вводить и соблюдать ограничения на курение, что привело к созданию разрозненной системы, которая соблюдается не всегда, говорят аналитики.
Они также указывают на Китайскую национальную табачную корпорацию, которая владеет табачной монополией в стране. Согласно официальным данным, в 2023 году ее налоговые поступления составят 1,5 трлн. юаней (206 млрд. долларов). Это соответствует примерно 7 процентам доходов центрального правительства, отмечают аналитики.
Вместе со своим регулирующим органом, Государственной администрацией табачной монополии, в ней работает более полумиллиона человек, согласно данным за 2016 год.
В 2015 году, примерно в то время, когда китайские СМИ начали сообщать, что Си сам бросил курить, в Пекине был введен общегородской запрет на курение в помещениях. Аналогичные меры последовали в Шанхае и Шэньчжэне в 2017 году.
Несмотря на шквал активности и кратковременный спад продаж сигарет в то время, попытка принять общенациональное законодательство до сих пор не принесла плодов, отчасти из-за давления со стороны табачной промышленности, говорит Джудит Маккей, директор Азиатской консультационной службы по борьбе против табака и советник ВОЗ.
«Много чего произошло, но я должна сказать, что табачная промышленность была слишком сильна для них», — сказала она. «Она просто очень мощная».
Стоимость пачки сигарет в Китае начинается от 10 юаней и может превышать 100 юаней. В стране нет законов о прозрачной упаковке и лишь относительно слабые требования к предупреждениям о вреде здоровью. Курильщики могут выбирать из множества богато упакованных марок, включая сигареты, связанные с их родными городами или знаменитыми национальными достопримечательностями.
По словам Маккея, вклад CNTC в государственные доходы затрудняет отказ Китая от привычки к сигаретам. «Это огромные деньги», — сказала она.
В 2019 году CNTC разместила акции своего международного филиала в Гонконге, используя полученные средства для поддержки своей глобальной экспансии, добавила она. С момента листинга акции выросли более чем на 230 процентов, а только за последний год — примерно на 140 процентов.
Национальная комиссия по здравоохранению Китая заявила, что правительство содействует борьбе с табаком, отметив, что 24 провинции и 254 города выпустили свои собственные правила по борьбе с курением. Министерство промышленности и информационных технологий не ответило на просьбу о комментарии. С CNTC связаться не удалось.
Для Фанни Хуанг, финансового работника за 40 из Гуанчжоу, которая любит ароматизированные тонкие сигареты по 15 юаней за пачку, отсутствие запретов на курение в общественных местах означает, что стимулов бросить курить мало.
«Я знаю, что за границей очень мало мест, где можно курить. В Китае такого нет», — говорит Хуанг, который начал курить в 14 лет и теперь выкуривает около половины пачки в день. «Я курю, когда у меня есть свободное время».