Саморегулирование — наиболее эффективный инструмент контроля рынка ЭСДН
Союз участников оборота никотинсодержащей продукции (СУОН) обратился к Сенаторам и Правительству РФ с предложением рассмотреть возможность участия СРО (саморегулируемых организаций) в контрольно-надзорной деятельностью на рынке ЭСДН.
Далее текст обращения:
Летом этого года в СМИ появилась информация о предложениях, поступивших одновременно от сенаторов и ФОИВ, о внесении изменений в Федеральный закон от Федеральный закон от 13.06.2023 N 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства», предполагающих лицензирование розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 вышеуказанного Федерального закона федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства осуществляется федеральным органом по контролю и надзору.
Учитывая участие в обороте вышеуказанной продукции большого количества торговых предприятий категории малого бизнеса, при введении лицензирования осуществление контроля за оборотом табачной и никотинсодержащей продукции создаст избыточную нагрузку на контролирующий орган. В результате это может привести либо к недостаточному правоприменению норм Федерального законодательства, либо к необходимости увеличения штата сотрудников федерального органа по контролю и надзору, а следственно расходованию дополнительных средств бюджета.
По нашему мнению, механизм лицензирования может быть заменен использованием института обязательного членства участников оборота (оптовая и розничная торговля) табачной и никотинсодержащей продукции в саморегулируемых организациях (далее СРО), контролируемых в свою очередь соответствующим федеральным органом по контролю и надзору в области производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства. Отметим, что соответствующий контроль оптовой торговли, наряду с розничной, в рамках СРО, позволит усилить механизм прослеживаемости, указанной продукции.
В настоящее время на рынке никотинсодержащей продукции уже существует саморегулируемая организация в сфере никотинсодержащей продукции с добровольным участием, а также несколько ассоциаций (союзов), потенциально имеющих возможность приобретения статуса СРО в сфере оборота табачной, никотинсодержащей продукции (по кодам ОКВЭД 46.17, 46.17.3, 46.35, 46.39, 46.39.2, 47.11, 47.11.2, 47.26, 47.81, 47.81.1, 47.81.2). Отметим, что для усиления контроля за соответствующими секторами оборота возможно (как в случае лицензирования, так и участия в СРО) введение дополнительных подгрупп и видов ОКВЭД в классификатор ОК 029-2014, позволяющих дифференцировать табачную продукцию, никотинсодержащую продукцию и сырье для их производства (данный вопрос находится в ведении Росстандарта).
Использование механизма обязательного членства в СРО для контроля (надзора) позволяет дополнительно использовать ресурсы членов СРО для осуществления надзорных функций, а также механизм самофинансирования. Участие членов СРО в деятельности таких организаций обусловлено положениями Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» или иными Федеральными законами, определяющими статус СРО на отдельных рынках. Кроме прочего, члены СРО руководствуются принципом недопустимости нелегального оборота продукции, подрывающего основы легального рынка табачной и никотинсодержащей продукции.
Деятельность СРО по контролю и надзору за соответствующими рынками успешно применяется или предполагается к применению, в том числе:
- в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (федеральный закон от 29.12.2004 №190-ФЗ);
- в деятельности арбитражных управляющих и операторов электронных площадок (федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ);
- в деятельности организаций в сфере теплоснабжения (федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ);
- в сфере аудиторской деятельности (федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ);
- в сфере рекламы (федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ);
- в оценочной деятельности (федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ);
- в области энергетического обследования (федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ);
- в сфере деятельности медиаторов (федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ).
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» “федеральным законом о виде контроля может предусматриваться, что результаты деятельности саморегулируемой организации с добровольным членством по осуществлению контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов могут быть признаны контрольными (надзорными) органами, осуществляющими (организующими) в отношении членов саморегулируемой организации виды контроля, на основании соглашения о признании результатов такой деятельности саморегулируемой организации, заключаемого саморегулируемой организацией с контрольным (надзорным) органом”.
Однако, такой вышеописанный механизм не позволяет в полной мере осуществлять контроль (надзор) соответствующей сферы деятельности силами саморегулируемых организаций. СРО с добровольным членством осуществляет контроль только за отдельными субъектами предпринимательской деятельности, добровольно вступившими в соответствующую СРО.
Эффективная замена механизма лицензирования оборота табачной и никотинсодержащей продукции возможна исключительно путем введения требования обязательного членства в одной из саморегулируемых организаций в сфере оборота табачной и никотинсодержащей продукции для осуществления соответствующей деятельности.
Просим Вас рассмотреть включение в Федеральный закон от 13.06.2023 г. № 203-ФЗ соответствующей статьи «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБОРОТА НИКОТИНСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ», проект текста которой изложен в приложении к настоящему письму, и выступить с соответствующей законодательной инициативой.