Без рубрики

Больше данных в пользу роли ароматизаторов в вейпинге, но и больше мер против

Несмотря на то, что эксперты и исследователи в области снижения вреда от табака постоянно подчеркивают важность вкусов вейпов для перехода взрослых курильщиков на вейпинг, среди политиков по-прежнему наблюдается тенденция к запрету этой продукции.

Источник: Vaping Post

Недавнее исследование, проведенное Университетом медицины и здравоохранения RCSI в Дублине, показало, что нагревание электронных жидкостей для вейпинга приводит к образованию множества вредных веществ, и призвало к принятию срочных мер по охране здоровья населения в отношении ароматизированных вейпов. Исследование, опубликованное в журнале Scientific Reports, использовало искусственный интеллект (ИИ) для моделирования эффектов нагревания ароматических веществ в никотиновых вейпах. Был проведен анализ всех 180 известных химических веществ для ароматизации электронных жидкостей, чтобы предсказать новые соединения, образующиеся в процессе нагревания.

Результаты показали образование множества опасных химических веществ, включая 127, классифицированных как «острые токсичные», 153 как «опасные для здоровья» и 225 как «раздражающие», сообщили исследователи. Среди них были летучие карбонилы (ЛК), представляющие значительный риск для здоровья. Эти вещества были особенно распространены в популярных вейпах со вкусом фруктов, конфет и десертов, что позволило сделать вывод о том, что вейп-ароматизаторы имеют существенно иной профиль химических опасностей по сравнению с традиционным табакокурением.

В ответ на подобные заявления ученые ранее отмечали, что убедительные доказательства не могут быть получены на основе исследований, проведенных не в реальных условиях. Более того, другие исследования, выявившие присутствие опасных химических веществ, показали, что они присутствуют в таких малых количествах, что не оказывают существенного влияния на здоровье человека.

Что заставляет запрещать ароматизаторы?

Однако исследования, подобные вышеприведенным, в сочетании с тревожными сообщениями о растущем числе несовершеннолетних, подсевших на никотин после того, как их заманили ароматизаторы, вызывают растущие опасения по поводу существования эпидемии вейпинга среди подростков. Это привело к введению жестких ограничений и запретов на ароматы, которые раз за разом оказываются контрпродуктивными.

В прошлом месяце голландский суд поддержал правительственный запрет на вейпы со сладким вкусом, аргументируя это тем, что ароматизаторы привлекают молодых пользователей к вейпингу. Компания British American Tobacco (BAT) обжаловала запрет, утверждая, что он нарушает свободное перемещение товаров и отбивает у курильщиков желание переходить на электронные сигареты, препятствуя усилиям по отказу от курения.

Однако окружной суд в Гааге отклонил эти аргументы, заявив, что вейпы со вкусом табака по-прежнему доступны, что позволяет курильщикам продолжать использовать электронные сигареты в качестве средства отказа от курения даже в условиях ограничения вкуса. Однако это решение игнорирует тот факт, что исследования постоянно показывают, что взрослые курильщики с большей вероятностью успешно бросают курить и воздерживаются от сигарет, переходя на вейпы со сладким вкусом в отличие от вейпов со вкусом табака.

Еще одно исследование указывает на важность вкусовых качеств вейпа

Ароматизированные вейпы превзошли табачные по снижению курения, причем особенно эффективными оказались такие популярные вкусы, как манго, фруктовое ассорти и ментол.

Недавнее исследование, посвященное изучению влияния ароматизированных вейпов на отказ от курения, показало, что сочетание вейпов с фруктовым или сладким вкусом с сигаретами с очень низким содержанием никотина (VLNC) значительно сокращает курение среди взрослых с высоким риском вреда, связанного с курением. Исследование было сосредоточено на людях с психическими заболеваниями и низким уровнем образования — группах, особенно уязвимых к негативным последствиям курения.

Исследование проводилось в период с 2020 по 2023 год и охватило 326 взрослых курильщиков в США, преимущественно женщин (74,5 %), средний возраст которых составлял 40 лет. Все участники выкуривали не менее пяти сигарет в день и не собирались бросать курить. Они были распределены в одну из четырех групп:

  1. Контрольная группа, использующая сигареты с нормальным содержанием никотина (NNC).
  2. Группа VLNC, использующая только сигареты VLNC.
  3. VLNC + вейпы со вкусом табака.
  4. VLNC + электронные сигареты с фруктовым или сладким вкусом, например, манго или огурца.

Через 16 недель команда исследователей оценила потребление сигарет и вторичные показатели, включая показатели здоровья, связанные с табакокурением, и количество отказов от курения. Группа, использующая сигареты VLNC вместе с ароматизированными вейпами, продемонстрировала наиболее значительное снижение потребления сигарет: она выкуривала почти на 15 сигарет в день меньше, чем контрольная группа. Кроме того, ароматизированные вейпы превзошли по снижению курения вейпы со вкусом табака, причем особенно эффективными оказались такие популярные вкусы, как манго, фруктовое ассорти и ментол.

Участники, использовавшие ароматизированные вейпы вместе с сигаретами VLNC, также продемонстрировали более низкий уровень канцерогенов, характерных для табака, по сравнению с другими группами, что говорит о потенциальных преимуществах для здоровья. На основании этих данных исследователи пришли к выводу, что сочетание сигарет VLNC и ароматизированных вейпов предлагает перспективную стратегию сокращения потребления сигарет среди групп населения, подверженных высокому риску.

Запреты создают черные рынки

Эксперты в этой области также подчеркивают, что недоступность продукта только создает черный рынок для него. Запрет на вейпы без табачного аромата, введенный в канадском Квебеке, привел к тому, что через год после введения закона большинство вейперов обратились к нелегальным источникам для приобретения этой продукции. Опрос, проведенный компанией Leger, показал, что 61 % вейперов в провинции покупали вейпы без табачного вкуса в течение предыдущих 12 месяцев. Из них 40 % покупали продукцию в вейп-шопах, а 33 % — в Интернете. Примечательно, что 47 % знали, что покупают нелегально.

Эрик Ганьон, вице-президент Imperial Tobacco Canada Limited (ITCAN) по корпоративным и регуляторным вопросам, указал на отсутствие правоприменения как на основной фактор, отметив, что если целью правительства было создание безналогового и нерегулируемого рынка, то оно действительно достигло этого результата. ITCAN подчеркнула, что только 38% вейп-шопов (150 из всех в провинции) были проверены, и только 28 получили штрафы, несмотря на повсеместное несоблюдение требований.

И это не единичный случай. Подобная картина, когда потребители сознательно обращаются к черному рынку, чтобы получить свою продукцию, наблюдалась во всем мире, в случаях, когда были введены жесткие ограничения. Хорошим примером является калифорнийское предложение 31, которое в 2020 году запретило ароматизированные табачные изделия, включая вейпы. Сообщения о неэффективности этой меры появляются до сих пор. Несмотря на проблемы с правоприменением, продолжают появляться сообщения о постоянно растущем черном рынке запрещенной продукции, где каждый может приобрести любой понравившийся продукт.

Идеальный сбалансированный подход

Изучив результаты исследований и реальные данные, становится ясно, что запрет на ароматизаторы для вейпов — это не выход. Ароматизаторы играют важнейшую роль, помогая курильщикам перейти на менее вредные альтернативы, и запреты могут заставить взрослых курильщиков вернуться к вредным сигаретам, а также подпитывать нерегулируемый черный рынок. Вместо этого целевая политика, направленная на строгий контроль возраста, активные образовательные кампании и обеспечение ответственного подхода к маркетингу, позволит лучше сбалансировать цели общественного здравоохранения. Комплексные стратегии снижения вреда обеспечат доступ взрослым, желающим бросить курить, и одновременно защитят молодежь от привлекательности вейпинга. Такой сбалансированный подход принесет пользу всем.