Без рубрики

ИНТЕРПРИТАЦИЯ «ОБРАЗА ВРАГА» В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Отрывок

А.А. Кащук

Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАНХИГС)

С помощью придуманных фактов и искусственно созданных образов можно манипулировать сознанием аудитории, воздействовать на ее вкусы и пристрастия, даже влиять на изменения формы правления государствами. Однако обвинять в тенденциозности «четвертую власть» крайне сложно.

Возрастающее значение влияния средств массовой информации на жизнь общества
определяется не только информационной составляющей содержания печатных и
электронных изданий, но и эмоциональным и художественным воздействием содержания материалов, равно и направленностью интересов, как отдельных СМИ, так и всей совокупности средств массовой информации той или иной страны.

Пресса, как товар имеет свою специфику, которая выражается особыми отношениями производителей с потребителями. Помимо всего прочего, необходимо понимать то, что журналистика это не только социальный институт, но также и средство идеологического
воздействия, и бизнес. Сложности массовых информационных процессов связаны с тем, что не всегда можно предсказать степень заинтересованности читателей в материалах издания,
которые отличаются по потребительским качествам от обычных товаров.

В истории масс-медиа перед редакцией всегда существовал выбор: учиться привлекать внимание аудитории или поставить свое СМИ под угрозу закрытия. В результате создается
ситуация, при которой масс-медиа публикуют не всегда объективную, полезную и достоверную информацию.

Минувший ХХ век был насыщен не только масштабным развитием и распространением средств массовой информации, но и веком идеологий, технологий воздействия на сознание и подсознание людей. Не случайно так называемый «образ врага», именно в этот период времени, начинает занимать значительное место в масс-медиа. В общественном сознании образ врага — это собирательный образ, включающий в себя различные негативные проявления и характеристики. Так, еще в древности враг мог персонифицироваться как с реальной угрозой, так и с вымышленным (мифологическим) образом, угрожающим самому существованию тогдашней социальной общности.

В наши дни информационные войны в СМИ представляет собой одну из важнейших
проблем международных отношений. Сегодня у масс-медиа фактически нет ограничений в международном праве на ведение информационных войн. Поэтому свой образ врага существует практически у всех мировых СМИ.

Существует множество определений «информационной войны». Одно из более точных было озвучено министерством иностранных дел РФ, — «противоборство между государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба критически важным структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, а также массированной психологической обработки населения с целью дестабилизации общества и государства» [5].

Примеры с политически ангажированными СМИ существуют фактически в каждой стране мира. Именно поэтому в последние годы уровень доверия к масс-медиа снижается во всем мире. Основная проблема большинства масс-медиа заключается в том, что они перестают доносить до своей аудитории объективную информацию. Сегодня довольно редко можно увидеть в материалах СМИ противоположную, альтернативную точку зрения. Подавляющее большинство масс-медиа не предоставляют своей аудитории информации к размышлению, они откровенно навязывают свою, так называемую «правильную» точку зрения, единственно верную и безальтернативную. А причина одна — это финансовая составляющая.

На сегодняшний день в масс-медиа сложилась такая ситуация, когда необходимую обществу информацию, можно поставить в один ряд с таким же социально-значимыми продуктами как хлеб, вода, лекарства и так далее. В тоже время финансировать СМИ в условиях цифровой революции только за счет рынка невозможно. Именно по этой причине
необходимо создавать такие журналистские платформы, которыми могли пользоваться различные поставщики информации. Среди них могут быть самые — различные медиа-холдинги, частные СМИ, блогеры и так далее. Вместе с этим необходимо создавать такую структуру, которая могла контролировать соблюдение основополагающих норм журналистской деятельности.

Сегодня потребителей, готовых платить за информацию, не так много. Поскольку всю
необходимую ему информацию он может найти в интернете, к тому же в бесплатном доступе. Вопрос в том, как рядовому потребителю определить, доверять этому
источнику информации или нет, где заканчивается журналистика и начинается идеологическая пропаганда? Обществу необходимы надежные ориентиры, однако медийный рынок не может их предоставить.

Одним из ярких примеров недоверия СМИ можно назвать ситуацию, которая произошла в консервативной Швейцарии. В марте 2018 года швейцарцы провели референдум, на котором решали будущее общественных электронных масс-медиа. Инициаторами проведения «No Billag» выступила право-бюргерская «Партия либералов» и молодежная консервативная Швейцарская народная партия (SVP). Они поставили под сомнение существующую в стране систему солидарного финансирования общественных СМИ. К слову, сегодня каждое домохозяйство в Швейцарии оплачивает «медиа-пошлину», порядка 27 тысяч рублей в год, Из этого — «медиа-сбора» формируется бюджет национальной общественной телерадиокомпании SRG SSR. Кроме этого, часть собранных средств поступает в бюджет частных теле и радиокомпании, при условии, что они будут освещать общественно-значимые события для жителей страны. В конечном итоге — швейцарцы не поддержали законодательную инициативу. Основная причина провала, на взгляд аналитиков — не была представлена убедительная альтернатива. Авторы законопроекта представили жителям довольно туманный план, который в итоге окончательно запутал избирателей. Тем не менее, руководители общественных СМИ услышали критику. Жители Швейцарии требует кардинальных изменений в общественных масс-медиа, чтобы их контент и услуги существенно отличались от контента частных масс-медиа. Швейцарцы заинтересованы в том, чтобы в их стране работали независимые, объективные и профессиональные СМИ.

Главная дилемма, которая сегодня стоит перед журналистским сообществом — кто будет финансировать качественную журналистику? На сегодняшний день львиная доля рекламы
уходит в интернет, довольно значительна часть — в бюджеты таких компаний, как
Google или Facebook (проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России запрещена), которые совсем. не торопятся финансировать журналистику.
В 2018 году — глобальная компания по маркетингу Edelman представила мировой
общественности результаты — ежегодного исследовательского барометра Edelman Trust Barometer. Согласно результатам исследования, в 22 из 28 опрошенных стран преобладало
недоверие к средствам массовой информации. Почти семь из 10 опрошенных опасаются,
что ложные новости и неправильные данные могут быть использованы в качестве оружия.

Наибольшее падение доверия к СМИ произошло в США — с 9% до 43%. Это самый
низкий показатель за всю историю аналогичных исследований. Доверие в среде
информированной аудитории США также сильно ухудшается, снижаясь на 23 до 45, что
ставит страну на последнее место среди 28 обследованных стран [3].

Подводя общий итог, стоит отметить, что роль СМИ в обществе сложна и многообразна, СМИ выполняют целый ряд задач, среди которых важнейшая — информирование общества о происходящих событиях и процессах. В тоже время, СМИ, с одной стороны, призваны
быть честными и объективными информаторами и аналитиками на службе обществу; с другой стороны СМИ оказывают информационную поддержку определенным финансовым и политическим силам; с третьей стороны большинство СМИ являются коммерческими
предприятиями и должны приносить доход.

Список литературы

  1. Козырев Г.И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях» / Г.И. Козырев // Социс. — 2008. — № 1.
  2. Информационный портал — http://www.economynews.bg/доверието-в-медиите-на-дъното-news81700. html
  3. Сковородников А.П., Копнина Г.А. Лингвистика информационно-психологической войны: к обоснованию и определению понятия // Политическая лингвистика. — 2016. — Вып. 1 (55).
  4. Принципы, касающиеся международной информационной безопасности. Проект. Материалы МИД РФ, 2000. Крутских А., Федоров А. О международной информационной
    безопасности // Международная жизнь. 2000., №2.