Пар отечества: Что происходит с рынком вейпов в России
Источник: Большой Город
Недавно коммуникационная компания КРОС измерила «Национальный индекс тревожностей» и подсчитала, чего россияне боятся больше всего. На первых местах среди самых пугающих оказались вполне серьезные вещи — ядерная угроза, рост цен и природные катаклизмы. Но в десятку попал и повод для тревоги, который трудно сопоставить, например, с землетрясением или ядерным ударом, — запрет вейпов. Действительно, о том, чтобы запретить устройства потребления никотинсодержащей продукции — они же электронные системы доставки никотина, вейпы, «парилки», «электронки» — и всю сопутствующую продукцию представители власти заговаривали уже не раз. У парения, или альтернативного курения, есть враги в Госдуме, Минздраве и МЧС. Тем не менее рынок вейпинга продолжает расти, на нем появляются новые устройства, а в России сейчас насчитывается не менее 10 миллионов поклонников альтернативного курения. Рассказываем, как устроен рынок вейпов и может ли оправдаться один из главных страхов россиян — полный запрет вейпов.
От «Понса» к «поду»
Считается, что первые электронные системы доставки никотина появились еще в середине XX века: тогда изобретатели из разных стран начали регистрировать патенты на устройства, предлагавшие потреблять табак не привычным способом — с помощью подожженной бумаги, а используя электронику. Но все же «отцом вейпинга» называют гонконгского фармацевта Хон Лика. Свой прототип электронного устройства для альтернативного курения он представил в 2001 году, а спустя пять лет первые девайсы стали выходить на рынки США и Европы. Тогда устройства по форме напоминали традиционные сигареты — некоторые компании даже специально добавляли лампочку, имитирующую тлеющий кончик, а на разнообразие вкусов рассчитывать не приходилось: доступен был только табачный.
Но производители экспериментировали и с формой, и со вкусами. Вскоре появились первые картриджные системы доставки никотина — их не нужно было заправлять жидкостью вручную, а достаточно было сменить картридж. В 2006 году уже существовали электронные сигареты с различными вкусами. Но все же тогда устройства для альтернативного курения оставались уделом небольшой группы энтузиастов — массовое производство началось только в 2008 году в Китае, и примерно тогда же они пришли в Россию. Вскоре запустился и первый отечественный бренд испарителей — Pons, который, правда, не снискал особой популярности, несмотря на серьезную маркетинговую кампанию. А спустя пару лет на рынок вышли более сложные устройства — многоразовые и с системами термоконтроля. Именно их принято называть вейпами.
Тем не менее некоторое время вейпинг считался своего рода субкультурой, доступной только избранным — тем, кто готов разбираться в технических характеристиках девайсов и ходить в вейп-шопы, напоминающие подпольные ночные клубы. Так продолжалось до начала 2020-х — устройства для альтернативного курения появились на маркетплейсах и в сетевых супермаркетах, так что купить их стало не сложнее, а иногда даже проще, чем обычные сигареты. В Союзе предприятий индустрии никотиносодержащих изделий подсчитали, что с 2018 по 2021 год рынок вейпинга в России вырос почти в 50 раз — с 28,5 миллиарда до 1,4 триллиона рублей.
Одной из главных причин развития вейпинга стало распространение одноразовых вейпов, или просто «одноразок». Их легко использовать, не нужно перезаряжать и перезаправлять, не страшно потерять. Из минусов — низкая экологичность и высокая цена. Сейчас «одноразки» в топе продаж во всех странах, но в 2024 году их начали теснить предзаправленные POD-системы, или просто «поды», системы с картриджами. POD-системы бывают перезаправляемыми, которые можно заряжать и заправлять много раз, и предзаправленными, в которых картридж можно сменить, но не всегда. «Поды» — более бюджетный вариант, а также их можно использовать дольше.
Сейчас вейпы становятся все более технологичными — и все менее похожими на обычную сигарету. Среди трендов, которые управляющий директор Tamarind Intelligence Тим Филлипс обозначил на World Vape Show 2024, — наличие на корпусе вейпа LED-экрана, Bluetooth-соединение, возможность в одном устройстве использовать несколько картриджей с разными вкусами, увеличение объема и мощности. Средний объем устройства на рынке в начале 2024 года составил 14,98 миллилитра против примерно 7 миллилитров в 2022 году.
Оценка глобального рынка вейпинга, по мнению экспертов, доходит до 35 миллиардов долларов. Российские представители брендов Lost Mary и Elfbar оценивают российский рынок электронных систем доставки никотина примерно 1,2 миллиарда долларов, а Россию называют одной из стран — стратегических партнеров. А, по данным Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем, сейчас в России может быть порядка 10 миллионов вейперов.
Только для взрослых
Несколько лет назад была популярна мошенническая схема: вполне взрослому на вид покупателю в магазине продавали алкоголь, и тут же появлялись «проверяющие», которые сообщали, что это был несовершеннолетний. Они предлагали не составлять протокол, из-за которого проблемы будут и у продавца, и у торговой точки, а решить проблему на месте — с помощью взятки. Сотрудниками правоохранительных органов эти люди не были, а просто запугивали продавцов, получали деньги и уходили. Но спустя несколько лет эта схема стала неактуальна — кассиры стали спрашивать документы практически на автомате даже у тех, кого трудно перепутать с подростком.
Вот уже больше года, с 1 июня 2023 года, запрещена продажа вейпов несовершеннолетним. Сейчас дети не могут официально купить не только никотинсодержащие, но и безникотиновые «парилки» — раньше допускалась продажа несовершеннолетним жидкостей для электронных сигарет с содержанием никотина менее одного грамма. Сейчас же за продажу любых вейпов и жидкостей для должностных лиц установлены штрафы от 150 до 300 тысяч рублей, а для компаний — от 400 до 600 тысяч.
После введения запретов у мошенников появилась новая схема для развода — обманывают они продавцов не алкоголя, а вейпов. Но поскольку работники вейп-шопов тоже начали проверять документы активнее, схема изменилась: на улице к человеку подходит подросток и слезно просит купить ему вейп или «жижу» — жидкость для заправки. После передачи купленного появляются люди, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов или другой проверяющей организации, и тоже предлагают «решить вопрос» за деньги. Иначе — поездка в отделение полиции, составление протоколов и огромный штраф.
Также вейпы теперь нельзя продавать на ярмарках, выставках, в автоматах, дистанционным способом, то есть через интернет с доставкой. Купить устройства потребления никотинсодержащей продукции — так в законе называют вейпы и кальяны — получится только в магазинах и павильонах. При этом открытая выкладка запрещена: покупатель не может просто показать на витрине понравившееся устройство, а должен либо назвать конкретное наименование, либо выбрать из списка — и продавец продемонстрирует его по запросу. Это, по задумке авторов закона, должно обезопасить не только несовершеннолетних любителей парения, но и впечатлительных взрослых, которых могут привлечь яркие футуристические устройства для альтернативного курения. Также запрещено показывать вейпы в рекламе и описывать их использование в книгах, фильмах и других материалах, которые могут увидеть дети до 12 лет. Еще одна ограничительная мера, призванная снизить привлекательность альтернативного курения, — установленные минимальные цены на вейпы и жидкости. На них запрещено проводить акции или торговать ими со скидками.
Но, несмотря на запреты, на улицах все еще можно встретить компании подростков, выпускающих клубы ароматного пара. Директор Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий Дмитрий Владимиров считает, что все дело в серой торговле — вейпы можно купить в соцсетях, в нелегальных магазинах или на рынках, где никто не спросит паспорт. Кроме того, в школах развернулся теневой бизнес — старшие дети продают устройства для парения младшим, как в одном из эпизодов мультсериала «Южный Парк». «Дети покупают вейпы с рук, находят на помойке, разбирают, перезаряжают — чего только не делают. Дети начинают курить в школе, и так было всегда, просто раньше это были обычные сигареты, а сейчас все крутится вокруг одноразовых электронных сигарет, — отмечает спикер отрасли. — Мы также курили в школе, но только за гаражами, а сейчас „электронки“ курят прямо на уроках».
Действующие запреты Владимиров считает неэффективными, а вместо них предлагает вводить, как он сам говорит, «непопулярные решения»: штрафовать родителей, разрешать учителям отбирать у детей «парилки» и применять меры дисциплинарного взыскания — вплоть до постановки на учет в полиции самых злостных «парильщиков» и «бизнесменов». Сейчас, как считает Владимиров, взрослые зачастую сами потворствуют развитию вредных привычек у ребенка — не воспитывают его должным образом и встают на его сторону, если в школе его как-либо наказывают за пристрастие к курению и вейпингу. Пока представители власти такие ограничения не рассматривают, но заговорили о новом запрете — на ароматизаторы.
Аромат табака
Россияне любят микс ягод, арбуз и лимон — такие вкусы называют самыми популярными представители брендов Elfbar и Lost Mary. «Микс ягод — это достаточно обычный вкус, который понравится большинству людей. Арбуз, освежающий в летние дни, но при этом не напрягающий в зимние. Лимонады, либо что-то с лимоном, например лимон-мята, потому что больше всего подходит для постоянного использования», — говорит Крис Хан, генеральный менеджер брендов в России. Для российских потребителей также периодически подбирают необычные варианты — например, «Черный русский», как у коктейля, или вкус соленого огурца, который иронично выпустили к 1 апреля. Сейчас в компании выбирают из более чем 4 тысяч новых вкусов, некоторые из них появятся в продаже.
В Минздраве считают, что многих вейперов в альтернативном курении привлекает именно вкус и аромат, и именно их предложили запретить. В этом случае на рынке должны были бы остаться только вейпы со вкусом табака — и никаких ягод, лимонов и коктейлей. Индустрия готовилась к рассмотрению законопроекта Госдумой с серьезными опасениями: многие представители отрасли считали, что запрет на ароматы и вкусы равносилен уничтожению вейпинга. Ведь 90 % готовых устройств и жидкостей в продаже имеют различные вкусовые добавки, а классифицировать как ароматизатор можно практически любое вещество. К тому же, как напоминают в Профессиональном альянсе участников русского рынка электронных никотиновых систем, ароматизаторы используются и в традиционных сигаретах.
После рассмотрения Госдумой законопроекта появились новости о запрете ароматизаторов в вейпах, но, к счастью для вейперов и продавцов продукции, они оказались ошибочными. На самом деле под запрет попали ароматизаторы для некурительной табачной продукции, например жевательного табака, а не «электронок» — продукции как раз курительной. В редакции законопроекта, принятой в первом чтении, действительно был прописан полный запрет на продажу жидкостей с ароматизаторами и красителями, но в финальной версии закона такого запрета уже нет. И хотя с 1 марта 2024 года вступили в силу поправки к профильному ГОСТу «Жидкости для электронных систем доставки никотина», они тоже не коснулись ароматизаторов и вкусовых добавок.
Противники вейпинга есть не только в Минздраве, но и в МЧС. Благодаря их инициативе шутка «парю где хочу, законом не запрещено» может перестать быть актуальной — законом будет запрещено использовать вейпы в общественных местах, за исключением специально предусмотренных зон. Пока эта инициатива только проходит открытое обсуждение, но наверняка уже успела вызвать тревогу у многих вейперов. По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, 29 % любителей альтернативного курения выбирают вейп, потому что его можно использовать там, где нельзя курить сигареты.
Никакого пара
Полный запрет вейпов беспокоит не только россиян, участвовавших в опросе, проведенном для составления «Индекса тревожностей». Представители индустрии вейпинга тоже опасаются, что рано или поздно в стране могут появиться жесткие ограничения. Но признают, что запрет, скорее всего, окажется малоэффективным. «По нашему мнению, рынок сейчас идет к большему обелению. Полный запрет вейпинга может, напротив, привести к тому, что больше людей переключатся обратно на сигареты и нанесут больший вред своему здоровью, а также к увеличению черного рынка электронных сигарет, росту контрафакта», — говорит Крис Хан. В компании отмечают, что несколько лет назад российский рынок вейпинга уже претерпел серьезные изменения — после введения необходимости маркировки.
Дмитрий Владимиров из Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий тоже говорит об этих угрозах и добавляет, что при запрете определенных веществ в составе жидкостей для систем испарения недобросовестные производители все равно найдут способы обходить ограничения. Они смогут менять формулу и все равно выходить на рынок. Владимиров уверен, что российские власти могли убедиться в несостоятельности системы запретов на примере других веществ — снюса и насвая. Несмотря на то что они запрещены, потребители все равно приобретают их на черном рынке. Владимиров уверен и в неэффективности экономических мер — введения минимальной цены, акцизов и обязательной маркировки. По словам спикера, продавцы контрафакта научились успешно обходить ограничения. «Чем больше фискальная нагрузка на белый рынок, тем лучше себя чувствует серый», — считает он. А в случае полного запрета серый рынок рискует стать черным — полностью переместиться за пределы легального поля.
Тем не менее в Госдуме не исключают и тотального запрета вейпов в России — против них решительно настроены сразу несколько государственных органов и парламентских партий, представленных в Думе. Кроме того, перед глазами у законотворцев есть примеры — вейпы полностью запрещены в 21 стране, в том числе в соседнем Казахстане (правда, кажется, запрет работает не слишком успешно). Такую возможность обсуждают в Азербайджане, Кыргызстане, Узбекистане, а недавно о запрете заговорили и в Беларуси. Инициативу не поддерживают разве что в Минпромторге: там опасаются, что произойдет расцвет серого рынка альтернативного курения, а запрет обернется большими потерями для бюджета.