Траты россиян на обычные сигареты за год выросли на 19%
Потребители переходят на этот товар на фоне заметного подорожания жидкостей для вейпов
Источник: Ведомости
Автор: Анастасия Ковалëва
Российские торговые сети и табачные магазины за шесть месяцев 2024 г. заработали на продаже сигарет 659 млрд руб. Это следует из отчета Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы маркировки «Честный знак»), с которым ознакомились «Ведомости». Показатель на 19% больше аналогичного периода прошлого года и на 39% – позапрошлого, когда россияне потратили на сигареты 555 млрд и 474 млрд руб. соответственно. Более ранних данных в ЦРПТ не предоставили.
Растущую динамику аналитики зафиксировали и в натуральном выражении. В упаковках показатель за январь – июнь 2024 г. вырос на 10% год к году. Абсолютных значений в ЦРПТ не раскрыли. В топ-3 самых продаваемых брендов сигарет, по данным исследовательской компании NielsenIQ (учитывает данные более 180 сетей по всей России и традиционных торговых точек в населенных пунктах от 200 человек) за январь – май 2024 г., вошли Winston, Camel, LD от японской компании Japan Tobacco International (JTI). Данных за полугодие пока нет. Доля Winston на российском рынке за пять месяцев в сравнении с тем же периодом 2023 г. увеличилась до 15,3% с 13,5%, Camel нарастил ее с 9,2 до 10%, доля LD немного снизилась – с 8,4 до 8,2%.
Линия Paywall
Впрочем, в Ассоциации компаний розничной торговли роста спроса в физическом выражении на обыкновенные сигареты не наблюдают, а увеличение продаж в деньгах объясняют повышением акцизов и, как следствие, ростом цен на продукцию.
Существенный рост выручки торговых сетей от продажи сигарет, по мнению заместителя гендиректора ЦРПТ Реваза Юсупова, говорит о том, что больше розничных точек «начали работать в легальном поле». За последний год нелегальный рынок табака сократился с 13,3 до 11,3%, указывает он со ссылкой на оценку Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
На легализацию табачного рынка в последние годы указывает также основатель консалтингового табачного агентства Fedotov Group Евгений Федотов. Согласно данным Федеральной налоговой службы, объемы выпуска сигарет и уплаченных с них акцизов в I квартале 2024 г. практически не изменились по сравнению с тем же периодом прошлого года, отмечает Федотов. За первые три месяца, по его словам, в стране было выпущено 45,6 млн сигарет (-0,9% к тому же периоду прошлого года).
Динамика продаж, которую фиксирует ЦРПТ, по его словам, может быть связана с переходом потребителей с электронных систем доставки никотина (электронных сигарет) на обычные. С 1 января 2024 г. акциз на жидкости для электронных сигарет вырос на 110% – с 21 до 42 руб. за 1 мл, напоминает эксперт.Доля акциза в минимальной розничной цене одноразовых электронных сигарет составляет 27,6% (мин. розничная цена 152 руб. за 1 мл), картриджей с никотиновой жидкостью – 33% (мин. розничная цена 126 руб. за 1 мл), флаконов с никотиновой жидкостью – 59% (мин. розничная цена 71 руб. за 1 мл), уточнил директор Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
За счет повышения акцизов на жидкости средняя цена на одноразовые электронные сигареты (вейпы) в 2024 г. по сравнению с 2023 г. выросла на 18% до 1300 руб. за штуку, сообщил «Ведомостям» председатель организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. Отдельные бренды, по его словам, могли подорожать еще сильнее. В итоге продажи этой продукции в натуральном выражении снизились на 31%, сообщил Павлов, не уточнив абсолютной цифры.
Как развивалась система маркировки табака
Маркировка табачной продукции в системе «Честный знак» началась с 2019 г. К таким товарам относятся сигареты, сигары, сигариллы, кретек (сигареты из смеси табака, гвоздики и других ароматизаторов), табак для кальяна, табак курительный, трубочный, жевательный и нюхательный. Для никотинсодержащей продукции (жидкости для электронных систем доставки никотина, бестабачные смеси для кальяна и нагреваемый табак) маркировка стала обязательной с марта 2022 г.
Последние годы государство пытается бороться с потреблением табака, напоминает Павлов. Ценовая доступность никотинсодержащей продукции – негативный фактор, поэтому необходимо последовательно увеличивать цены на такие товары, считает он.
С 2009 г. число курящих россиян снизилось с почти 40% взрослого населения до 19% с учетом вейпов, сообщала 24 июля на форуме «Здоровое общество» вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
В то же время на обычные сигареты акциз в этом году вырос всего на 8% (2813 руб. за 1000 шт. плюс 16% расчетной стоимости, но не менее 3820 руб.), добавляет Федотов. В итоге их минимальная розничная цена, по данным «Общественной потребительской инициативы», увеличилась лишь на 8,4% и составила в среднем 129 руб. за пачку. Для сравнения: в прошлом году самая дешевая пачка сигарет стоила 119 руб., в 2022 г. – 112 руб.
В пресс-службах JTI и ITMS (бывшая British American Tobacco в РФ) от комментариев отказались.