Защита политики Евросоюза в области здравоохранения от табачного лоббирования
Европейская комиссия должна свести к минимуму количество встреч с представителями табачной промышленности, предать их гласности и полностью протоколировать.
Источник: Social Europe
Автор: EMILY O’REILLY
Общая тема большей части моей работы в качестве европейского омбудсмена — изучение способов оказания влияния на администрацию Европейского союза. Являясь вторым по величине лоббистским центром в мире, Брюссель принимает у себя настоящую армию компаний, отраслевых групп и организаций, которые стремятся оставить свой след в законодательстве ЕС.
Лоббисты, как правило, сосредоточены на том, как они могут повлиять на правила ЕС, чтобы улучшить показатели компаний, которые они представляют, но при этом они часто игнорируют более широкие издержки для общества. Мне не раз приходилось наблюдать, как изощренное и хорошо финансируемое лоббирование приводило к ослаблению первоначально амбициозных предложений в различных областях: защита окружающей среды, права потребителей, маркировка продуктов питания и многое другое.
Жизни людей подвергаются риску
Когда речь идет об определенных темах, таких как общественное здравоохранение, бесконтрольное лоббирование со стороны промышленности может быть особенно опасным. В долгосрочной перспективе ретроградные нормы подвергают риску жизни людей и создают дополнительную нагрузку на наши и без того перегруженные системы здравоохранения.
Табак — это хрестоматийный пример того, как трудно соотнести цели промышленности с общественным благом. Если табачная промышленность хочет зарабатывать деньги, она рассчитывает на то, что люди будут продолжать курить, но курение всегда опасно и очень часто смертельно. По данным Европейской комиссии, употребление табака является самой значительной причиной преждевременной смерти в ЕС, ежегодно уносящей жизни почти 700 000 европейцев.
Вред от курения не ограничивается только курильщиками, поскольку дым от сигарет и других табачных изделий загрязняет воздух, которым дышат некурящие люди. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире 1,3 миллиона человек, в том числе 65 000 детей, умирают от болезней, связанных с пассивным курением.
Учитывая эту тревожную статистику и тот факт, что все смерти, вызванные курением, можно предотвратить, необходимо стремиться не только ограничить глобальное потребление табака, но и защитить процесс принятия государственных решений от пагубного влияния табачного лоббирования. Знаменательная Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) признает серьезную угрозу, которую представляет промышленное лоббирование для разработки и реализации эффективной политики по ограничению курения. Она обязывает подписавшие ее стороны, в число которых входят ЕС и все его государства-члены, защищать свою политику в области общественного здравоохранения от интересов производителей, импортеров и дистрибьюторов табачных изделий, а также внешних лоббистов, работающих от их имени.
Неуместное влияние
На практике правительства должны ограничивать взаимодействие с табачной промышленностью только тем, что строго необходимо для обеспечения эффективного регулирования. Если встречи с табачными лоббистами необходимы, они должны проводиться максимально прозрачно. Это включает в себя информирование общественности о том, что встречи состоялись, и ведение подробных протоколов.
Звучит относительно просто, но выполнение этих обязательств требует постоянной бдительности со стороны государственных органов. Промышленность располагает ресурсами, позволяющими нанимать множество талантливых специалистов и использовать сложные стратегии для влияния на правила и нормы. Когда табачные лоббисты обнаруживают, что доступ к одному правительственному ведомству заблокирован или затруднен, они часто пытаются повлиять на политику через другое, более благосклонное к их аргументам.
Более того, нормативные акты, которые затрагивают табачную промышленность или в которых она кровно заинтересована, разрабатываются не только департаментами здравоохранения: за них также отвечают департаменты торговли, налогообложения, сельского хозяйства, бизнеса и многие другие. Поэтому мы должны защитить всю систему принятия государственных решений от неправомерного влияния с ее стороны. Это означает все государственные ведомства и всех сотрудников, а также различные надзорные и правоохранительные органы.
Встречи без документов
В качестве европейского омбудсмена я дважды изучала вопрос о том, какие меры принимает комиссия для обеспечения прозрачности взаимодействия с табачной промышленностью и соответствия ее обязательствам по РКБТ. В своем первом расследовании в 2016 году я похвалил департамент здравоохранения комиссии за активное обнародование информации о существовании и протоколах всех ее взаимодействий с табачной промышленностью, независимо от должности сотрудников.
К сожалению, комиссия отказалась применять такие же высокие стандарты повсеместно, то есть все другие ее департаменты и службы систематически документировали только встречи, касающиеся самых высокопоставленных чиновников. Такие ключевые сотрудники, как сотрудники отдела политики, обычно отвечающие за разработку и исследование законодательства, не обязаны были документировать встречи с представителями табачной промышленности. Учитывая, что лица, принимающие решения, полагаются на опыт и вклад тех, кто на них работает, я нахожу недоумение в том, что комиссия считает, что встречи этих сотрудников с табачными лоббистами не подпадают под ее обязательства по обеспечению прозрачности.
С тех пор департамент налогообложения и таможни комиссии также внедрил активную политику прозрачности в отношении всех взаимодействий сотрудников с табачными лоббистами. Это отрадное событие, но мое последнее расследование по этому вопросу, завершенное в конце прошлого года, показало, что комиссия по-прежнему отказывается обеспечить соблюдение необходимых стандартов прозрачности для всех сотрудников всех департаментов. И это несмотря на то, что другие департаменты, включая торговлю, внутренний рынок, окружающую среду и транспорт, а также Управление ЕС по борьбе с мошенничеством, проводили встречи с табачными лоббистами в течение последних нескольких лет.
Несуществующие протоколы
Мое расследование также показало, что протоколов ряда недавних, документально подтвержденных встреч с табачными лоббистами не существует. А некоторые из тех, что существуют, не дают полноценного отчета о том, что обсуждалось, — в них содержится лишь краткое изложение общей темы и заявлений, сделанных сотрудниками комиссии.
Правильное ведение документации — необходимое условие прозрачности. Оно позволяет гражданам и организациям убедиться в том, что администрация ЕС выполняет свои обязательства. В этом смысле особенно разочаровывает тот факт, что комиссия не ведет полные протоколы всех своих встреч с представителями табачных интересов.
Эти выводы свидетельствуют о необходимости большей прозрачности, но важно признать, что одна лишь открытость не сможет полностью оградить политику борьбы с табаком от влияния лоббирования со стороны промышленности. Встречи с табачными лоббистами должны быть сведены к необходимому минимуму. Несмотря на это, мое расследование показало, что у комиссии нет конкретной процедуры или правил для оценки необходимости индивидуальных встреч с представителями табачной промышленности. Такие правила должны быть разработаны и последовательно применяться во всех отделах и службах комиссии.
В качестве более позитивного момента можно отметить, что комиссия заявила, что теперь будет проводить дополнительную оценку своей подверженности лоббированию со стороны табачной промышленности. Я попросила ее довести до сведения своих старших сотрудников те опасения, которые я высказала в своем расследовании, и позднее в этом году проинформировать меня о достигнутом прогрессе.
Тревожный сигнал
Мои выводы должны послужить тревожным сигналом для комиссии, когда речь идет об ограничении вредоносного влияния табачного лобби на государственную политику. Этот вопрос выходит за рамки общих высоких стандартов прозрачности и подотчетности, которых граждане справедливо ожидают от своих государственных чиновников, — он касается будущего благополучия и даже жизни многих европейцев.
Если администрация ЕС всерьез намерена защитить людей от опасных последствий потребления табака, она должна обеспечить всестороннюю защиту принимаемых решений от неправомерного влияния.