Без рубрики& nbsp;Лобби

Запрет вейпов в Кыргызстане: Чистые легкие или грязный лоббизм?

Запрет на продажу вейпов на внутреннем рынке при сохранении производства на экспорт может привести лишь к расширению теневого рынка и пополнению карманов таможенников.

Источник: The Diplomat

В июне 2024 года парламент Кыргызстана принял закон о запрете электронных сигарет, который должен вступить в силу 1 июля 2025 года, до подписания президентом. Депутаты Шаирбек Ташиев и Алишер Козуев внесли законопроект с целью защиты здоровья молодежи. Однако некоторые участники «табачной дискуссии» сомневаются в эффективности такого подхода. Примечательно, что закон запрещает только вейпы, в то время как IQOS — линейка нагреваемых табачных изделий производства Philip Morris International — была исключена.

Влияние различных лоббистских групп в Кыргызстане хорошо задокументировано: сотни статей, журналистских расследований, академических исследований и аналитических материалов НПО доступны в Интернете. В последние годы несколько изменений в законодательстве вызвали обеспокоенность общественности и дебаты по поводу лоббирования в стране.

В 2020 году парламент Кыргызстана принял спорный закон, разрешающий параллельное проектирование и строительство высотных жилых домов и общественных объектов. Депутаты рассматривали такие же поправки в 2016 и 2017 годах, но они были отклонены. Тогда гражданские активисты провели мирные акции протеста против этих изменений. Критики утверждали, что поправки позволят начинать строительство без официальных документов — например, проектных или изыскательских работ — и в конечном итоге приведут к небезопасному строительству.

В следующем, 2021 году, депутаты одобрили законопроект о создании специальной игорной зоны на Иссык-Куле, который был подписан президентом Садыром Джапаровым в 2022 году. Но на этом история не закончилась. 30 октября 2024 года депутаты оперативно приняли поправки к «Закону об игорной деятельности Кыргызской Республики», предложенные Кабинетом министров. Согласно новым поправкам, казино теперь можно размещать в правительственных зданиях.

Банковское лобби также привлекло внимание. Общественная организация «Гражданская платформа» опубликовала анализ предлагаемых в 2020 году поправок к законам, регулирующим деятельность Национального банка, что свидетельствует о значительных лоббистских усилиях со стороны заинтересованных финансовых структур.

Табачное лобби, хотя и менее заметно, также имеет влияние. Считается, что крупные игроки табачной индустрии имеют прямой доступ к некоторым парламентариям, о чем публично говорил депутат Дастан Бекешев, подчеркивая их влияние на законодательные решения.

Нет смысла запрещать, есть смысл регулировать

Бекешев, выступавший против запрета, утверждал, что акцизы на электронные сигареты будут более эффективными, чем запрет, учитывая сложности с правоприменением. Он сослался на опыт Казахстана. Подобные запреты в северном соседе Кыргызстана привели к росту контрабанды и продаж через неофициальные каналы, такие как приложения для обмена сообщениями. Он также рассказал о недавнем инциденте, когда полицейский якобы вымогал деньги у подростка, употреблявшего электронные сигареты. Бекешев опасается новых подобных инцидентов, а также увеличения коррупционного потенциала в случае введения запрета.

Закон предусматривает значительные штрафы за нарушения. Штрафы для физических лиц, употребляющих вейпы, составляют 10 000 сомов ($116), а для юридических лиц — 60 000 сомов ($700). Продажа вейпов может повлечь за собой штраф в размере 50 000 сомов ($582) для физических лиц и 65 000 сомов ($760) для юридических лиц. Импорт вейпов влечет за собой штраф в размере 150 000-200 000 сомов ($1 750-$2 330) или лишение свободы на срок от одного года до двух лет.

Бекешев выразил обеспокоенность по поводу разницы в штрафах, отметив: «20 000 сомов за легкие наркотики и 40 000 за вейпы?».

Возможность коррупции, особенно среди молодежи, подтвердила и депутат Эльвира Сурабалдиева, которая заявила, что большие штрафы могут привести к взяточничеству: «Если поймают курящего подростка, то могут потребовать: «Дайте мне 20 тысяч, а то штраф 40 тысяч», создавая благодатную почву для коррупции».

Надзор за соблюдением запрета остается неопределенным. Сардар Майрыков, исполнительный директор Ассоциации «ОПОРА», которая занимается продвижением решений и альтернатив в рамках снижения вреда от алкоголя и табака, предположил, что ответственность может быть возложена на Министерство внутренних дел. Майриков полагает, что переходный период для поставщиков продлится год и будет использован для доработки и координации механизмов правоприменения и соответствующих нормативных актов.

Новая коррупционная кормушка для силовых структур

Согласно действующим ставкам Налогового кодекса, акцизы на табачные изделия (включая вейпы), по прогнозам, принесут в бюджет Кыргызстана в этом году 78,3 млн долларов (около 6,97 млрд сомов). С января по июнь 2024 года акцизы на табачные изделия, импортируемые из стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), принесут 2,53 млрд сомов. По данным Таможенной службы, в первой половине 2024 года Кыргызстан импортировал вейпы и сопутствующие товары на сумму 3,37 млн долларов, что несколько превышает показатель 2023 года — 3,35 млн долларов. За последние 2,5 года Китай был ведущим поставщиком, на долю которого пришлось 78 процентов (6,6 миллиона долларов) импорта вейпов, за ним следуют Южная Корея (1 миллион долларов) и Малайзия (0,6 миллиона долларов), а ОАЭ и Таиланд отстают.

После введения в действие нового закона в 2025 году бюджет Кыргызстана может ежегодно терять около 300-400 миллионов сомов (3,5-4,7 миллиона долларов).Запрет на легальную продажу вейпов может привести к расширению теневого рынка, что потенциально приведет к увеличению доступности некачественной продукции, росту числа курильщиков и сокращению государственных доходов.

Как подчеркнул Улукбек Турдубеков, представитель Международного делового совета Кыргызстана, с учетом повышения акциза на 15 процентов в год сумма потерь только увеличится. Он подчеркнул, что в случае запрета IQOS бюджет потеряет в 3-4 раза больше. По его прогнозам, деньги, поступающие в бюджет через акцизы в настоящее время, после вступления закона в силу будут уходить в карманы таможенников, как это было до принятия закона о регулировании вейп-бизнеса.

Турдубеков обрисовал два вероятных сценария развития событий после введения запрета: либо вейп-индустрия полностью закроется, либо прибыль будет проходить через таможню «неофициально», ссылаясь на опыт Казахстана, где рынок вейпинга остается в основном нелегальным, и запрет только усугубил эту проблему.

Тем не менее, законопроект содержит благоприятные положения для крупных игроков. В частности, он разрешает производство и экспорт электронных сигарет, позволяя компаниям продолжать производство в Кыргызстане для международных рынков. Например, в марте 2024 года председатель кабинета министров Акылбек Жапаров посетил фабрику Center Asia Tobacco в Токмоке, которая производит табачные изделия, включая электронные сигареты. Завод, который планирует создать 2 000 рабочих мест за счет инвестиций в размере 500 миллионов долларов, планирует экспортировать продукцию в Китай, Азию и арабские страны — примечательное решение, учитывая, что Китай является основным поставщиком вейпов в Кыргызстан.

В июне еще один законодательный шаг вызвал дискуссию. Парламентарий Марлен Маматалиев предложил поправки, разрешающие производство электронных сигарет в свободной экономической зоне Бишкека, предоставив льготные условия двум компаниям. Это заставило депутата Сурабалдиеву высказать опасения по поводу фаворитизма, заявив, что если приоритетом является защита молодежи, то подобные исключения подрывают эту цель. 

«Создается впечатление, что конкурентов вытеснили, оставив две компании в привилегированном положении. Это выглядит как откровенное лоббирование в обход честной конкуренции», — заметила она.

Кыргызстан нарушает правила ВТО?

Турдубеков скептически отнесся к заявлению о том, что компании ограничат производство только экспортом.

«Похоже, кто-то пытается монополизировать рынок, чтобы контролировать производство, продажи и экспорт электронных сигарет. Это вопиющее нарушение принципов ВТО. Согласно правилам торговли, страны могут устанавливать внутренние ограничения, если они не являются дискриминационными. Как можно запретить импорт и при этом разрешить экспорт? Что это значит для рамок ВТО?» — утверждает он.

Будучи членом ЕАЭС, Кыргызстан также должен придерживаться стандартов регулирования экономического союза. Согласно руководящим принципам ЕАЭС по обороту этих продуктов, государствам-членам рекомендуется регулировать, а не запрещать их полностью. В руководстве говорится, что государства-члены должны принимать все необходимые меры для ограничения и изъятия из оборота никотиносодержащей продукции, которая не соответствует техническим требованиям ЕАЭС.

Глобальная эпидемия вейпинга

Кыргызстан принял закон о борьбе с табаком в 2006 году и одновременно присоединился к Рамочной конвенции по борьбе против табака. Однако полная нормативная документация для государственной и надзорной деятельности изначально не была создана. В 2021 году Джапаров подписал закон «Об охране здоровья граждан от воздействия потребления табака, никотина и воздействия окружающего табачного дыма и аэрозоля», в котором были учтены ранее упущенные детали.

«Президент подписал действительно прогрессивный законопроект», — сказала эксперт ВОЗ Алина Талантбекова, говоря о законе 2021 года. «Кыргызстан был отмечен как пример для других стран, даже в Европе, от Исландии до Таджикистана». Закон распространяется на электронные сигареты и аналогичные продукты. Возможно, мы задерживаемся с подзаконными актами, но сам закон надежен».

По данным ВОЗ, хотя долгосрочные последствия использования электронных сигарет для здоровья до конца не изучены.

В 2019 году исследование, проведенное среди детей в возрасте от 13 до 15 лет, показало, что каждый пятый юный курильщик попробовал курить уже в 7 лет. Как рассказала Таланбекова, последующее исследование, проведенное Global South среди 5600 школьников по всем регионам Кыргызстана, показало, что вейпы и кальяны уже добрались до сельских районов. 

«Вейпы доступны повсюду, дети и подростки выстраиваются в очередь, чтобы купить их. Мы не до конца понимаем, какое воздействие они оказывают на развивающийся организм», — подчеркнула Талантбекова.

Чистые легкие или грязный лоббизм?

Депутат Бекешев неоднократно оказывался в центре громких табачных споров в парламенте Кыргызстана. В марте 2023 года обсуждение поправок в Налоговый кодекс привело к коррупционному скандалу. Бекешев подробно описал этот инцидент на своем сайте, рассказав о напряженных дебатах по поводу налогов на нагреваемые табачные изделия. Он предупредил своих коллег, что предлагаемое снижение налога сократит доходы бюджета на 300 миллионов сомов, и предсказал, что в будущем спор может перерасти в уголовное дело. Несмотря на его предупреждения, предложение прошло. 

«IQOS выиграл, Кыргызстан проиграл», — заключил он в своем блоге.

Два года назад в сети появилось видео, в котором утверждалось, что сотрудники одной из крупных табачных компаний пишут законы о сигаретах для Кыргызстана. Официально технический регламент готовили Департамент технического регулирования Министерства экономики и торговли и Ассоциация поставщиков (производителей и дистрибьюторов), но оказалось, что автором был гражданин Казахстана, работающий в крупной табачной компании. Единственным членом Ассоциации поставщиков, представляющим табачную промышленность, была компания, поставляющая IQOS в Кыргызстан. В результате в техническом регламенте IQOS рассматривается иначе, чем другие нагреваемые табачные изделия.

«Влияние табачных компаний здесь широко известно», — говорит Талантбекова. «Согласно закону, они не должны участвовать в разработке политики и нормативных актов, но я все равно вижу их на встречах».

Такое участие противоречит статье 5 Рамочной конвенции ВОЗ, которая прямо направлена на защиту национальной политики от влияния табачной промышленности. Тем не менее, как и во многих странах Центральной Азии, Кыргызстан продолжает сталкиваться с проблемами из-за сильного влияния табачного лобби.

Турдубеков отметил два основных мотива, стоящих за изменениями в законодательстве: общественная польза, например, в виде увеличения доходов бюджета, и личные интересы, которые часто ставятся во главу угла. К личным мотивам, пояснил он, можно отнести устранение конкурентов и защиту того сектора бизнеса, в котором инициатор закона имеет свой бизнес.

«Любые изменения в законодательстве часто обусловлены личными интересами. Других мотивов я не видел», — заметил он.