THR& nbsp;vs. Курение& nbsp;Вейп& nbsp;Вейпинг& nbsp;ВОЗ& nbsp;Вред курения& nbsp;Заблуждения& nbsp;КС10& nbsp;Отказ от курения& nbsp;Популизм ценой смерти& nbsp;Право взрослых на отказ от курения& nbsp;РКБТ& nbsp;Снижение табачного вреда& nbsp;ЭСДН

За пределами Конференции Сторон – Усилия ВОЗ по борьбе с вредом табака

Источник: R Street Institute

В 2005 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла свой первый договор – Рамочную конвенцию по борьбе против табака (РКБТ), которая должна была стать международным правовым соглашением для применения инициатив по борьбе с табаком на глобальном уровне. Этот договор был направлен на сокращение потребления табачных изделий и уменьшение влияния горючих продуктов на здоровье населения. Основной причиной создания РКБТ послужило предсказание, что если не принимать мер, то к 2030 году число жизней, ежегодно теряемых в мире от болезней, связанных с курением, вырастет с 3,5 миллионов (в 1998 году) до 10 миллионов в год.

Основные инструменты, которые РКБТ применяет для решения проблемы курения, хорошо известны в сфере борьбы с табаком. Это повышение цен (с помощью налогов и других мер по контролю за ценами); запрет на распространение информации о табаке (реклама, продвижение и т.д.); обязательное запрещение курения, включая предупреждения о вреде для здоровья на упаковке; а также попытки пресечь незаконную торговую деятельность.В настоящее время этот договор подписала 181 страна. Даже несмотря на эти усилия по снижению смертности от курения, по оценкам ВОЗ, к 2022 году более 8 миллионов человек во всем мире будут ежегодно умирать из-за потребления табака, причем большинство из них (80 процентов) – в регионах, считающихся странами с низким или средним уровнем дохода.

Прогнозируемый глобальный уровень смертности, судя по всему, не подвергся существенному влиянию РКБТ. РКБТ исключает перспективное и новое направление в борьбе с табаком – снижение вреда от курения (СПВ). Подход THR включает в себя информирование потребителей о рисках, связанных с курением, а также выявление и поощрение использования продуктов с пониженным риском. Некоторые программы THR направлены на замену сигарет альтернативами, такими как электронные системы доставки никотина, нагреваемые табачные изделия и бездымные табачные изделия. Хотя эти продукты не лишены риска, доказано, что они несут гораздо меньший риск (до 95 % меньше), чем традиционные горючие продукты при регулярном использовании. С появлением и расширением доступа к продуктам с пониженным риском смертность и заболевания, связанные с курением сигарет, могут быть снижены более быстрыми темпами.

Конференция Сторон (КС) является главным механизмом для рассмотрения действий РКБТ. Каждые два года КС собирается для обсуждения эффективности РКБТ, рассмотрения дополнительной информации и внесения дополнений и уточнений в деятельность конвенции. В состав КС входят представители от каждой страны, подписавшей соглашение, а также наблюдатели без права голоса от стран и организаций, не являющихся прямыми подписантами. КС значительно ограничивает круг лиц, которые могут присутствовать на заседаниях, помимо тех, кто указан выше, прилагая значительные усилия для того, чтобы те, кто не входит в рабочую группу РКБТ, не могли наблюдать, комментировать или участвовать в любой деятельности, связанной с работой делегатов.

Существует множество мнений и аргументов, связанных с эффективностью деятельности, связанной с РКБТ, обзор которых не является целью данного сообщения (пожалуйста, ознакомьтесь с этим выдающимся документом, если вам нужен критический обзор); вместо этого мы хотим просто обобщить действия и результаты последнего заседания КС и определить любое потенциальное влияние, которое они могут оказать на здоровье населения.

Согласно веб-сайту РКБТ, в ходе КС 10 были приняты “исторические решения“. Среди них – принятие Статьи 19, основной целью которой является укрепление гражданского и уголовного режимов в отношении табачной практики; Статьи 18, посвященной воздействию выращивания и производства табака на окружающую среду; и Статьи 13, ограничивающей рекламу, особенно в цифровых и социальных медиа. В списке “успехов” отсутствуют пункты повестки дня, которые обсуждались (долго) и по которым не было принято никаких резолюций – статьи 10 и 9. Эти статьи направлены на регулирование табачных изделий и идентификацию компонентов продукта. Основные споры велись вокруг решения о том, что считать табачным изделием. Несмотря на то, что в течение длительного времени продукты с пониженным риском относились к той же категории риска, что и горючий табак, несколько стран, во главе с Сент-Китсом и Невисом, обсудили необходимость включения в РКБТ определения снижения вреда и предложили создать рабочую группу для изучения возможности более активного включения принципов THR в формулировки РКБТ.

Хотя деятельность на 10-м заседании КС не дает оснований полагать, что влияние РКБТ на общественное здоровье улучшится, из Панамы прозвучали голоса, предоставившие богатую информацию – от научных данных о снижении вреда до эффективных подходов к глобальной политике, а также предоставившие потребителям платформу для обсуждения их опыта в снижении вреда. На той же неделе Альянс защиты налогоплательщиков провел в Панаме встречу “Хорошее COP/плохое COP“, которая стала открытым форумом для дискуссий (см. все события в онлайн-трансляции). В ходе заседаний “Хорошего ПС” эксперты со всего мира обсудили негативные последствия деятельности РКБТ ВОЗ в рамках научных дискуссий и дебатов и приветствовали все точки зрения.

Основной вывод, который можно сделать по итогам заседаний “Хорошего сообщества”, заключается в том, что в странах, где применяются подходы, основанные на THR (в отличие от стран, где основное внимание уделяется широкомасштабному запрету или воздержанию от никотина), улучшается состояние здоровья населения. Нагрузка на здоровье населения может быть значительно снижена благодаря легкому доступу к продуктам с пониженным риском, которые нравятся потребителям и полностью заменяют смертельно опасные горючие сигареты. Например, в Швеции благодаря сочетанию подходов к борьбе с табаком, просветительской деятельности и доступности культурно значимого заменителя курения – SNUS (орального табачного изделия) – уровень курения в стране снизился с более чем 20 % в 2000 году до менее чем 6 % в 2021 году. Великобритания также активно внедряет принципы THR через программы замены сигарет, предлагая стартовые наборы для вейпинга одному миллиону курильщиков. Предполагается, что предоставление стартовых наборов устранит один из барьеров для перехода (стоимость вейп-устройств) и будет способствовать полному переходу от горючих сигарет к электронным сигаретам с пониженным риском.

Целью РКБТ было уменьшить влияние курения табака на здоровье населения планеты. После почти двух десятилетий выступлений за ликвидацию табачной промышленности РКБТ не оказала существенного влияния на спасение жизней. Настало время для ВОЗ признать существование подходов THR и полностью внедрить научные данные о THR в свою стратегию по улучшению жизни курящих людей. Обеспечение благоприятной глобальной среды для того, чтобы все вовлеченные сообщества получали точную информацию и рекомендации по внедрению лучших практик общественного здравоохранения, является наиболее эффективным путем к спасению жизней.