Ограничительная политика Австралии в отношении вейпинга и табака подпитывает прибыльный и опасный черный рынок
Источник: The Conversation
В настоящее время в Австралии действует самая ограничительная политика в отношении табака и вейпинга в развитом мире. Австралийские курильщики облагаются налогом по одной из самых высоких ставок среди сопоставимых стран, при этом налоги будут увеличиваться в дальнейшем по ставке 5% в год. Между тем, Австралия является единственной страной, в которой действует рецептурная модель доступа к продуктам для вейпинга.
Эта политика начала привлекать международное внимание. Правительство Великобритании, например, недавно объявило о повышении налогов на табак и изделия для вейпинга, в то время как лейбористская оппозиция пообещала повторить рецептурную модель Австралии, если она победит на выборах в этом году.
Политика Австралии была поддержана некоторыми медицинскими экспертами как средство снижения и, в конечном итоге, искоренения курения и вейпинга. В частности, была большая тревога по поводу молодежного вейпинга.
Повышение налогов и ограничений на сигареты и продукты для вейпинга, возможно, вызванные благими намерениями, привели к непреднамеренному и опасному результату – возникновению прибыльного и расширяющегося черного рынка этих продуктов.
Табачная ‘война’ разворачивается в Виктории
Развивающиеся черные рынки, как правило, привлекают устоявшиеся организованные преступные группировки, которые способны использовать насилие для обеспечения выполнения контрактов, взыскания долгов и угроз конкурентам.
Например, за последние шесть месяцев было более 40 поджогов магазинов, торгующих незаконным табаком и вейпами по всей Виктории. В октябре полиция заявила, что убийство жителя Мельбурна в результате стрельбы из проезжавшего мимо автомобиля также было связано с криминальной войной за незаконные табачные изделия. Количество сообщений о тактике противостояния и вымогательстве, направленных против владельцев табачных лавок, также растет.
По данным полиции, эта серьезная преступная деятельность совершается по указке конкурирующих преступных сетей, которые ведут ”войну за территорию» за контроль над прибыльной торговлей.
С октября полиция обыскала почти 70 магазинов, которые, как считается, причастны к незаконной торговле табаком, изъяв более 100 000 вейпов общей стоимостью 3,2 миллиона австралийских долларов, а также 3,2 миллиона сигарет.
Хотя большая часть насилия, связанного с черным рынком, по-видимому, происходит в Виктории, это национальная проблема. В прошлом месяце в Сиднее органы здравоохранения изъяли более 30 000 вейпов и 118 000 сигарет, общая стоимость которых оценивается в 1,1 миллиона долларов.
Эти цифры могут показаться впечатляющими, но они представляют собой каплю в океане тотального черного рынка. Власти оценивают, что объем незаконного рынка вейпа в одной только Виктории может достигать 500 миллионов долларов.
Экономика черного рынка
Черный рынок незаконного табака и продукции для вейпинга был обусловлен экономическими факторами как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
Что касается спроса, то курильщики непропорционально сконцентрированы среди низших социально-экономических групп. Многие не могут или не желают платить за постоянно растущие цены на сигареты.
Люди, занимающиеся вейпом, также в значительной степени отвергают рецептурную модель правительства, при этом 87% сообщили, что они получают свои вейпы нелегально.
Этот спрос, вероятно, будет только увеличиваться по мере дальнейшего роста цен на сигареты, а отпускаемые по рецепту вейпы становятся еще менее привлекательными с введением новых вкусовых ограничений.
Что касается предложения, то экономические модели предполагают, что торговцев незаконной продукцией привлекают возможности, которые сопряжены с наименьшими рисками и наибольшим вознаграждением.
Подобно наркотикам, таким как кокаин, импорт незаконного табака приносит привлекательную прибыль. Разница в том, что, хотя импорт большого количества кокаина может привести к значительным тюремным срокам, наказания за ввоз незаконного табака не такие суровые.
Вейпы также малорискованны и высокодоходны. Их можно приобрести оптом в Китае всего за всего лишь 2,50 доллара, а продавать “на улице” в Австралии за более чем в десять раз большую сумму.
Пределы и опасности запрета
Эти экономические реалии предполагают, что вряд ли правоохранительные органы смогут эффективно бороться с черным рынком в условиях нынешнего правительства.
Австралийские пограничные силы уже не в состоянии справиться с быстро растущим рынком незаконных наркотиков. Таким образом, даже если восемь из десяти партий незаконного вейпа перехватываются на границе (нереально высокая доля в лучшие дни), двух партий, которые проходят через границу, достаточно, чтобы торговцы могли получить прибыль.
И хотя правоохранительные органы предпринимают попытки арестовать участников черного рынка и конфисковать их продукцию, их часто быстро заменяют, поэтому операции по незаконному обороту могут продолжаться без ослабления.
Как показали предыдущие примеры запрета алкоголя и других наркотиков, опасности черных рынков выходят за рамки системного насилия. Другой вред включает в себя приток некачественных и фальсифицированных продуктов, которые могут представлять даже больший риск для здоровья, чем легальные табачные изделия. Молодые люди также имеют более широкий доступ к вейпам, поскольку розничные торговцы на черном рынке игнорируют ограничения на продажу несовершеннолетним. (Однако следует отметить, что многие розничные торговцы могут делать это по принуждению.)
К этому добавляется риск криминализации потребителей. Например, подросток в Новом Южном Уэльсе был недавно арестован после ссоры с полицией из-за его владения вейпом.
Кроме того, есть потерянные налоговые поступления от продажи табачных изделий из-под прилавка, которые Налоговое управление оценило в 2,3 миллиарда долларов в 2021-22 годах.
Австралийская общественность и политики, а также другие страны, рассматривающие возможность подражания нашей политике, должны помнить об этих рисках и неумолимых экономических силах, которые движут черным рынком.
Политика Австралии в отношении табака и вейпинга превратила два в основном легальных и мирных рынка во все более опасные и неконтролируемые. Ситуация может еще ухудшиться в отсутствие значимой законодательной реформы, расширения межведомственного сотрудничества, согласованных на национальном уровне политических платформ и отмены некоторых ограничений.
Как история сухого закона учит нас снова и снова, в ограничении продажи вредных продуктов есть “приятная сторона” – та, которая ограничивает доступ и уменьшает вред, но не настолько обременительна, чтобы создать большой черный рынок. Насилие, разворачивающееся на наших улицах, свидетельствует о том, что наша нынешняя политика в отношении табака и вейпинга не в состоянии обеспечить этот баланс.