Без рубрики

Прибыль с дымком

Запрет вейпов лоббируют мировые табачные гиганты?

Источник: Наша Версия

В России собираются ввести тотальный запрет на продажу вейпов. В пользу этой идеи уже высказались в Минпромторге и Госдуме, также инициативу поддерживают главы отдельных регионов. Если закручивание гаек действительно состоится, то продажи сигарет могут резко пойти вверх.

В поддержку запрета на продажу вейпов на прошлой неделе выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин«Ожидаем от правительства соответствующую инициативу. Депутаты поддержат законопроект. Рассмотрим его в приоритетном порядке», – пообещал он.

Активное регулирование рынка вейпов началось несколько лет назад. В 2023 году их запретили продавать несовершеннолетним, а с февраля этого года были увеличены штрафы за нарушение этого запрета. Но вот загадка: несколько законопроектов, ограничивающих торговлю вейпами, уже давно лежат в Госдуме. Так, в конце прошлого года фракция КПРФ выступила с инициативой запретить торговлю вейпами и жидкостями для них. Но документ так и не был принят к рассмотрению. Также в начале текущего года в Думу внесли законопроект, запрещающий продавать вейпы в торговых павильонах. Но и эта инициатива дальше первого чтения пока не прошла. И вот теперь в нижней палате говорят о том, что ожидают «соответствующую инициативу» от правительства.

Вейп сделал своё дело, вейп может уходить?

Для глобальных игроков табачного рынка нападки на вейпы на первый взгляд являются судьбоносным вопросом. Сегодня все транснациональные табачные корпорации производят вейпы и жидкости для них, а потому введение ограничений приведёт к финансовым потерям. Однако в действительности они не станут такими уж фатальными. Кто действительно столкнётся с проблемами, так это небольшие компании, ориентированные только на вейпы. А транснационалы просто увеличат производство сигарет, спрос на которые наверняка вырастет.

Конкретно

Усиление антитабачных норм может заставить табачные компании пересмотреть свои стратегии развития. И тогда в выигрыше окажутся те, кто раньше других сумеет подстроиться под веяния рынка. В 2023 году, по данным ВОЗ, продажа электронных сигарет уже была запрещена в 34 странах. Правда, в 74 их продажа никак не была ограничена. Между тем уже в 2021 году Imperial (бывшая Imperial Tobacco) заявила о сокращении разработки альтернатив табаку и о своём решении вновь сосредоточиться на табачном бизнесе.

Доходы Philiр Morris International от «бездымных» продуктов, которые она пока продолжает активно развивать, составляют порядка трети. Остальное приходится на обычные сигареты. При этом в планах компании к 2030 году получать от продаж «инновационного» курева две трети чистого дохода. Видимо, именно поэтому компания является одним из самых активных мировых лоббистов вейпов.

British American Tobacco также заявляет о том, что к 2035 году готова получать от продажи альтернативной продукции (вейпов и никотиновых пластырей) до половины всей выручки.

При этом в России табачники чувствуют себя вполне вольготно. Недавно «Наша Версия» подробно рассказывала о том, как Минздраву уже почти 10 лет не удаётся добиться даже самого малого – обязать производителей сигарет раскрывать состав своей продукции. Нападки на вейпы в этом контексте представляются частью некоей игры и, возможно, предстоящих негласных договорённостей между чиновниками и табачным лобби.

В своё время именно вейпы увеличили аудиторию потребителей табака, которая ещё лет 10 назад неуклонно снижалась. Именно с их помощью в условиях жёстких антитабачных кампаний производителям удавалось затянуть в свои сети новых потребителей. Причём любителями «инновационного» курева становились в основном подростки и молодые люди. Так, в Великобритании было обнародовано исследование, согласно которому 20,5% британцев младше 18 лет в 2024 году пробовали вейпы. Годом ранее таких было лишь 15,8%, а в 2022-м –13,9%. Тем временем в Австралийском национальном университете вышло исследование, которое подтвердило: пользователи вейпов в 3 раза чаще переходят впоследствии на курение обычных сигарет, чем те, кто вообще не курит. «Результаты (исследования. – Ред.) подтверждают опасения, что электронные сигареты являются воротами к курению, особенно среди молодёжи», – цитирует TheTimes профессора Эмили Бэнкс.

Ситуация с вейпами практически в точности повторила историю 50-х годов прошлого века. Когда утверждения о том, что курение якобы является безвредным, потеряло всякий смысл, представители табачной индустрии стали щедро финансировать «антитабачные» изыскания, разрушающие единство научного сообщества. По тому же самому пути лоббисты глобальной табачной индустрии пошли и на этот раз. В 2023 году в The Times вышло расследование о том, как табачные корпорации финансировали научные исследования о вейпинге, а также проводили пиар-кампании с целью повлиять на политику национальных правительств и не вводить ограничения на вейпы. Так, British American Tobacco уличили в финансировании движения World Vapers Alliance, отстаивающего права вейперов. А компания Philiр Morris International, как выяснила газета, сотрудничала с неким исследователем Питером Ли, который в своих публикациях ставил под сомнение связь курения вейпов с переходом на обычные сигареты. Кроме того, компания профинансировала движение «За мир без курения», продвигающее вейпы.

Сигареты возвращаются?

В России столь резонансных кампаний в защиту вейпов не проводилось. Однако всё чаще в публичном поле можно встретить информацию о том, что введение запрета на торговлю вейпами окончательно загонит этот рынок в серый сектор, из-за чего бюджет недосчитается порядка 150 млрд рублей в год.

Кто действительно столкнётся с проблемами после введения запрета, так это небольшие компании, ориентированные только на вейпы. А транснациональные табачные корпорации просто увеличат производство сигарет, спрос на которые наверняка вырастет

Справедливости ради стоит отметить, что вейпы и сегодня частично уже находятся в серой зоне. Причиной тому – акцизная политика. За восемь лет рост акциза на жидкости вейпов составил 320%. А вот акцизы на табак выросли всего на 77%. Но, как уже говорилось выше, у транснационалов есть выход в виде сигарет. И им всё равно, разорятся ли владельцы табачных лавок, торгующие вейпами и жидкостями: корпорации своё всё равно получат.

Тем более что в запасе у них имеется ещё один козырь – стики для электронных сигарет. На сегодня практически все крупные игроки табачного рынка обзавелись широкими линейками так называемой бездымной продукции. Так, Alteria Group (головная компания Philiр Morris International) приобрела компанию по производству электронных сигарет Green Smoke Inc. Japan Tobacco Inc. купила ведущий американский бренд электронных сигарет Logic Technology Development. А British American Tobacco стала владельцем CN Creative, выпускающей электронные сигареты Vype, а также заявила о стратегическом партнёрстве с Reynolds American Incorporated, целью которого была объявлена коммерциализация электронных сигарет и продуктов для нагревания табака.


Добавить комментарий