Переосмысление контроля над табаком: 20 уроков по снижению вреда, которые РКБТ должна учитывать
Источник: World Vapers’ Alliance
Введение
К своему 20-летию Рамочная Конвенция ВОЗ по Контролю Табака (РКБТ) должна пересмотреть развитие сферы контроля над табаком. Несмотря на благородство цели – снизить и в конечном итоге устранить курение, её устаревший и догматический подход становится серьёзным барьером для прогресса в общественном здоровье. Отказ РКБТ признать потенциал методов снижения вреда, особенно вейпинга, никотиновых пакетиков и продукции «нагревание, а не горение», не только тормозит усилия по отказу от курения, но, скорее всего, обошёлся жизнью миллионов человек.
При взгляде на следующее десятилетие борьбы с табаком настало время для РКБТ усвоить полученные уроки и полностью встроить методы снижения вреда в свою концепцию. Этим мы ускорим движение к обществу бездымого будущего и спасём миллионы жизней.
Далее приведены 20 важных выводов из практик снижения вреда, которые РКБТ должна учесть в своей дальнейшей работе:
Подробности каждого урока
01. Методы снижения вреда эффективны: страны, применяющие подобные методы, достигают более быстрого снижения уровня курения. Такие страны, как Швеция, Великобритания и Новая Зеландия приняли основанные на фактах, пропорциальные уровню риска подходы к снижению вреда от табака, приведя к резкому падению доли курящего взрослого населения.
02. Шкала рисков имеет первостепенную значимость: понимание разницы в уровне опасности разных никотиносодержащих продуктов – основа действенной политики. Например, никотиновые пакетики располагаются на самой низкой позиции по уровню риска относительно обычных сигарет.
03. Важность вкуса: электронная сигарета минимум на 95% менее вредна, чем обычная сигарета. Это заключение было неоднократно подтверждено Агентством здравоохранения Англии и оказало большое влияние на формирование политико-правового подхода к снижению вреда. Исследование показало, что использование ароматизированных растворов повышает шансы на отказ от курения у взрослых на 230%.
04. Вейпинг действительно значительно менее вреден: доказано, что электронная сигарета уменьшает опасность минимум на 95% по сравнению с обычной сигаретой. Эти факты стали основой стратегических изменений в подходе к регулированию табачных изделий.
05. Вейпинг – лучший инструмент для отказа от курения: исследования показывают, что вейпинг вдвое эффективнее традиционных методов лечения зависимости от никотина. Британская Национальная служба здравоохранения даже инициировала экспериментальную выдачу электронных сигарет курильщикам.
06. Никотин не основной источник угрозы: основную угрозу представляет собой смола и процессы горения, а не сам никотин. Правильное понимание этой концепции – ключ к формированию правильных методов снижения вреда.

07. Пользователи ценят индивидуальные настройки: разнообразие возможных вариантов и приспособляемость помогают повысить эффективность метода отказа от курения. Возможность индивидуально настраивать продукт облегчает адаптацию бывшего курильщика.
08. Положительные изменения наступают быстро: отказавшиеся от курения в пользу вейпинга люди практически немедленно начинают испытывать положительные изменения в сердечно-сосудистой системе. Такие результаты могут послужить сильным мотивирующим фактором.
09. Снижение уровня воздействия токсичных веществ: исследования показывают, что качественные никотиновые пакетики содержат минимальное количество токсичных соединений по сравнению с классическими сигаретами.
10. Молодежь редко выбирает этот путь: подавляющая доля пользователей электронных сигарет – бывшие курильщики. Лишь 3% тех, кто употребляет электронные устройства, раньше не были связаны с курением, но 97% вейперов это бывшие курильщики.
11. Стратегии снижают затраты на здравоохранение: массовое внедрение методов снижения вреда обещает большие сбережения государственных ресурсов, выделяемых на лечение последствий курения.
12. Жизнь после отказа лучше: бывшие курильщики часто отмечают положительное изменение самочувствия, улучшение дыхания, восприятия запаха и вкуса, общего физического состояния.

13. Потенциал всемирного масштаба: современные технологии предлагают мощные инструменты для борьбы с последствиями курения на глобальном уровне, особенно в развивающихся странах.
14. Пример шведского успеха: сочетание использования некурительного табака («снюса») и современных гаджетов позволило Швеции достичь одного из самых низких уровней потребления сигарет в мире – всего 5,6% против среднеевропейских 24%.
15. Отсутствие пассивного курения: введение инновационных продуктов устраняет проблему пассивного воздействия табачного дыма, улучшая санитарную обстановку вокруг.
16. Достоверность лабораторных тестов: многие проведённые лабораторные тесты подтверждают заявленную способность указанных продуктов уменьшать негативные последствия курения.
17. Частичные шаги полезны: любая попытка перейти хотя бы частично на менее опасные альтернативы – важный шаг на пути к полному отказу от курения.
18. Запреты не приносят результата: жёсткое регулирование рынка, как в Австралии, привело к развитию чёрного рынка и сохранению высокого уровня традиционного курения.
19. Взрослые вправе самостоятельно решать: потребители требуют относиться к ним как к ответственным взрослым, а не объектам заботы патерналистского государства. Чем больше свободы выбора предоставляется человеку, тем выше вероятность положительного исхода.

20. Привлекайте экспертов и потребителей: привлечение специалистов и самих потребителей никотина обеспечивает важные практические знания и создаёт эффективные стратегии по защите здоровья населения.
Заключение
Выделенные уроки убедительно доказывают высокую эффективность методик снижения вреда в борьбе с табаком. История успеха стран, таких как Швеция, Великобритания и Новая Зеландия, показывает, насколько сильно повлияют грамотно разработанные программы на ситуацию с курением.
Факты и практика последних десятилетий заставляют решительно отвергнуть принцип запрета, признанный бесперспективным и приводящий лишь к ухудшению положения дел. Только комплексный подход, основанный на понимании нужд потребителя и предоставление ему достоверной информации, позволит создать реальные механизмы защиты здоровья населения.
Пришла пора обратиться к опыту и научным данным, формируя продуманную государственную политику, направленную на сохранение миллионов жизней и укрепление общественного здоровья.