ВЛИЯНИЕ: Philip Morris International, ключевой лоббистский игрок в России
Источник: Le Diplomat Media
«Война — это война, бизнес — это бизнес», — сказал богатый бизнесмен одному из наших журналистов на международной конференции где-то на Ближнем Востоке. Это было тогда, когда мир еще не был таким сумасшедшим, когда воины сражались, когда люди мира проводили кампании, когда бизнесмены кормили и, особенно, никогда не прекращали торговать там.
Другие времена, другие войны, другие дела. Действительно американские и европейские компании, которые отказались покинуть российский рынок после начала боевых действий на Украине сохранили влияние на высших российских чиновников и парламентариев, , что позволяет им регулировать российскую экономику в своих собственных интересах.
Это то, что вытекает из доклада «Лоббирование во время войны: крупные международные компании сохранили влияние на российскую элиту» (Лоббирование во время войны: крупные международные компании сохранили свое влияние на российскую элиту). Хорошо информированный доклад (доступный в конце статьи), который дает обзор результатов деятельности крупнейших компаний из США и Европы на российском рынке за последние три года, , а также тематические исследования, которые свидетельствуют о продолжающемся использовании практики лоббирования такими компаниями, как Philip Morris International, Carlsberg или Raiffeisen International.
Лоббирование, бизнес и политика
В этом отчете мы можем найти некоторые очень интересные случаи, такие как успешная продвижение законопроекта о запрещении электронных систем доставки никотина (ЭСДН), который российские СМИ связывают с интересами табачной компании Philip Morris International (PMI). Они отмечают, что американский гигант хочет освободить рынок для своего продукта IQOS, который в два раза менее популярен в России, чем вейпинг. Каждый новый миллион потребителей может принести PMI до $500 миллионов в дополнительного дохода в год.
В докладе отмечается, что лоббирование PMI в Государственной Думе (являющейся инициатором законопроекта о полном запрете на продажу сырья [в тексте «веществ»] и жидкостей в России, поддерживаемого Председателем нижней палаты парламента Вячеславом Володиным) и в Министерстве здравоохранения России настолько сильно, что позволяет компании игнорировать позицию Правительства России и других ведомств, выступающих против запрета электронных систем доставки никотина — Министерства финансов и Министерства промышленности и торговли. А также, в целом, игнорировать возможные последствия в виде репетиции опыта запрета для населения и значительных потерь для бюджета Российского государства. И, кроме того, в целом, игнорировать возможные последствия в виде применения запрета на доступность для населения и значительных потерь для бюджета Российского государства.
Другой случай: Raiffeisen Bank рассматривается как пример крупнейшей иностранной компании, которая улучшила свои финансовые результаты благодаря лоббированию. Действительно, Raiffeisen Bank стал крупнейшим оператором сделок между российскими и европейскими банками (включая платежи по энергетике), в условиях жестких санкций со стороны казначейства США и ЕЦБ. Это значительно увеличило прибыль, и российское подразделение обеспечило финансовые результаты всей банковской группы.
Доклад также рассматривает ситуацию с Карлсбергом, который использовал лоббирование для прекращения ряда судебных процедур и разрешения спора с правительством России, которое заблокировало продажу активов и передало их временному государственному управлению.
«Большинство потерь, понесенных крупными компаниями в США и Европе, связаны с их добровольным уходом с рынка и признанием убытков. Случаи национализации иностранных активов немногочисленны. Компании, рассматривающие возможность возвращения на российский рынок после окончания конфликта в Украине, должны сначала инвестировать в восстановление своего лоббистского потенциала», — пишут авторы доклада, независимая исследовательская группа и специальные корреспонденты.
Отмечают, что Philip Morris систематически работает в этой области, даже вопреки интересам Российской Федерации, и поэтому практически не зависит от геополитических факторов. По словам авторов доклада: «Сохранение своего лоббистского потенциала (Philip Morris International, n.d.r) и удаление своих конкурентов с рынка может сделать их крупнейшей иностранной компанией в России с точки зрения оборота.
Если в старой Европе лоббирование по-прежнему остается подозрительной деятельностью, то целом в мире это не так, с начала времён, с финикийцев, лоббирование пересекало конфликты, ненависть и политические санкции в поддержку одного из самых древних благ: торговли. Это единственное вечное оружие, доступное дипломатам и бизнесменам.