Общество

Не пора ли отказаться от термина «курильщик»?

Источник: Filter Mag

Слова имеют значение, особенно когда они связаны с вопросами идентичности. Ярлыки способны стереть многогранность нашей идентичности, сведя нас к одной характеристике, что, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев происходит с представителями маргинализированных сообществ.

В последние годы в области наркологии, в частности, широко утвердился принцип «личностно-ориентированного языка». В документе 2021 г., автором которого является доктор Нора Волков, директор Национального института по злоупотреблению наркотиками и который сам является объектом призывов к изменению названия, это подтверждается.

«Слова, которые мы используем для описания психических заболеваний и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, — говорится в документе, — могут влиять на вероятность того, что люди обратятся за помощью, и на качество получаемой ими помощи».

В основе этой реальности лежит стигма, и именно поэтому от таких терминов, как «наркоман» или «токсикоман«, отказываются в пользу «человека с расстройством потребления психоактивных веществ» или «человека, употребляющего наркотики».

Все чаще эти проблемы находят отражение в дискуссиях в сообществах по снижению вреда от табака и борьбе с табакокурением, где на недавних конференциях и в сетевых дискуссиях звучат призывы отказаться от термина «курильщик».

«Я хочу, чтобы меня называли «человеком, который курил», потому что сигарета не имеет ничего общего с тем человеком, которого они должны видеть».

Защитник концепции снижения вреда от табака и участник программы Filter Скип Мюррей является известным сторонником этого, и я попросил ее объяснить.

«Моя жизнь была наполнена ярлыками, которые люди навешивали на меня: толстая, ботаник, курильщик, чудак, эмоциональная, аутистка», — рассказала она в интервью Filter. «В большинстве случаев их восприятие меня начинается и заканчивается одним из этих ярлыков».

Такие термины, по мнению Мюррей, служат «дымовой завесой», скрывающей значимые и разнообразные аспекты личности человека.

Я больше не курю, но меня по-прежнему называют «курильщицей» или «бывшей курильщицей», — продолжает она. Я хочу, чтобы меня называли «человеком, который курил», потому что сигарета не имеет ничего общего с тем человеком, которого они должны видеть. Я сильная, смелая, выжившая. У меня большое сердце, я добрая, умная, веселая и отзывчивая. Я всю жизнь стараюсь помогать людям. Чтобы узнать меня, они должны увидеть именно это».

Не вызывает сомнений, что курение стало сильно стигматизированным поведением. Кроме того, сообщества с наиболее высоким уровнем курения — например, люди с низким уровнем доходов, заключенные, ЛГБТК, представители коренных народов, люди с психическими расстройствами — уже маргинализированы еще до того, как вы добавите к этому курение.

Тем не менее, многие представители более широкого круга специалистов пока не пошли на изменение формулировок, и причины этого различны. Конечно, слово «курильщик» менее громоздко, чем «человек, который курит», поэтому некоторые придерживаются его как своего рода стенографии, будь то в речи или при написании научной статьи.

В борьбе с табакокурением есть и те, кто считает стигматизацию курения из-за его вреда благом и проводит политику, которая может отражать это, несмотря на доказательства того, что такая стигма сама по себе несет вред.

Мне, конечно, не стыдно курить или называться курильщиком.

Кроме того, возникает вопрос самоидентификации. Писательница Жозефина Бартош, например, недавно рассказала о том, что после десятилетнего воздержания снова начала курить и «наслаждается» своим «вновь обретенным статусом курильщика».

«Я, конечно, не стыжусь курения или того, что меня называют курильщицей, — сказала Бартош в интервью изданию Filter.

«Я думаю, что существует несправедливая попытка заклеймить курильщиков так, как это не делается в отношении тех, кто употребляет алкоголь или переедает», — добавила она. Мне кажется несправедливым, что взрослые люди, которые предпочитают курить, должны выделяться законами и ограничениями, но что касается слова «курильщик», то я с удовольствием ношу этот ярлык и не считаю его оскорбительным».

Конечно, существует различие между тем, чтобы называть себя «курильщиком» — точно так же, как люди могут называть себя «наркоманами» в некоторых контекстах, — и тем, чтобы применять этот термин к кому-то другому.

Другие придерживаются иной позиции. Дэвид Брейкспир, наставник сверстников из британской благотворительной организации Revolving Doors, пишет о важности использования языка, ориентированного на человека, чтобы избежать дегуманизации людей, попавших в руки правосудия.

«Коптильня [smoker] — это место, где вы вялите мясо и рыбу!»

«Я не утверждаю, что отказ от использования стигматизирующих выражений — это избавление от тюремных пороков», — сказал он в интервью Filter. Однако «отказ от использования этого языка поможет другим взглянуть на себя через более позитивную призму и, если повезет, изменит отношение общества к людям в тюрьме, потому что в конечном итоге люди в тюрьме — это именно люди!».

На вопрос о «курильщике» [smoker] Брейкспир ответил: «Как человек, который курит, и как тот, кто выступает за использование языка, ориентированного на личность, я предпочитаю, чтобы ко мне обращались как к человеку, который курит — «коптильня» [smoker] — это место, где вы вялите мясо и рыбу!».

Когда я спросил людей в социальных сетях, как они предпочитают называться — «курильщик» или «человек, который курит», — и имеет ли это значение, я получил самые разные ответы.

Майкл Фиарн сказал, что предпочитает формулировки, ориентированные на человека, и что «люди не должны определяться одним видом деятельности». Джеймс А, сторонник борьбы с вредом табака, согласился с этим мнением, назвав термин «курильщик» «элитарной терминологией, используемой для пропаганды ненависти в табачном контроле из башни из слоновой кости».

В отличие от него, сторонник вейпинга Робб Кабансаг сказал: «Я обычно слежу за точностью формулировок, но, честно говоря, мне все равно. Курильщик, вейпер, бегун, гольфист… Я не думаю, что это определяет вас, [это] просто описывает то, чем вы занимаетесь».

Интересно сравнение со словом «вейпер», против которого, похоже, возражает меньше людей. Возможно, вейпинг воспринимается как менее стигматизированное явление, чем курение, хотя многие утверждают, что это не так.

Журнал Tobacco Control не сомневается в этом. В редакционной статье, опубликованной в начале 2023 года, сообщается о новой политике журнала, предусматривающей замену терминов «курильщик», «вейпер», «потребитель табака» и «других поведенческих ярлыков».

«Навешивание на людей ярлыков «курильщик» или «вейпер» предполагает, что такое поведение является неизменной характеристикой, неотъемлемой идентичностью», — пишут авторы. «Когда поведение связано с идентичностью, оно может стать мишенью для открытой дискриминации».

«Это слово вызывает в воображении нерадивого и эгоистичного человека, немытого и вонючего».

Философ Жан-Поль Сартр любил курить и, возможно, согласился бы с тем, что это часть его личности. Он знаменито сказал, что «человек — это не что иное, как сумма его поступков».

Но с тем, что курение — это «неизменная характеристика», как выразились авторы проекта «Tobacco Control», Сартр вряд ли бы согласился. Он мог бы назвать это «недобросовестностью» — ложной верой в то, что если ты куришь, то обязательно и неизбежно будешь продолжать это делать. Термин «курильщик» в этом случае ограничивал бы свободу человека в его самовыражении. Сартр сказал бы, что курение — это его выбор, нечто изменчивое, не заложенное в его сущности.

«Я отношусь к своим отношениям с табаком как к личному делу, — сказал в интервью Filter Дэвид Джон, фрейдистский психоаналитик. «Это похоже на мои отношения с вином. Питье вина не делает меня «пьющим» — или делает?».

Джон сказал, что, хотя он курит сигареты и трубку, он не считает себя «курильщиком», хотя «мой врач может записать «курильщик» в формуляр — они имеют право знать».

Тем не менее, «это слово вызывает в воображении небрежного и эгоистичного человека, немытого и вонючего».

Именно это клеймо, которое общество прикрепило к этому слову, оставляя мало места для нюансов или переосмысления в фиксированном, осуждающем взгляде ярлыка, побуждает все большее число людей отказываться от его использования.