Без рубрики

Мир без ВОЗ — переломный момент для лидерства США в области глобального здравоохранения

Lawrence O. Gostin, JD; Benjamin Mason Meier, JD, LLM, PhD; Loyce Pace, MPH

JAMA. Published online January 17, 2025. doi:10.1001/jama.2024.28827

США сыграли важную роль в создании Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и уже более 75 лет являются ее крупнейшим государственным спонсором и самым влиятельным членом. Однако существуют обоснованные опасения, что приходящая администрация Трампа выведет США из состава членов ВОЗ. Отказ от многолетнего лидерства в области глобального здравоохранения серьезно ослабит влияние и дипломатию США. Вместо выхода администрация Трампа должна работать над реформированием ВОЗ, чтобы противостоять растущим вызовам здравоохранения, включая грипп H5N1 и mpox clade Ib.

Правовые основания для выхода

6 июля 2020 года тогдашний президент Трамп направил письмо Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций (ООН) Антониу Гутерришу с уведомлением о своем намерении вывести США из ВОЗ за 1 год. Согласно уставу ВОЗ, США являются единственной страной, которая может выйти из состава организации, но в соответствии с совместной резолюцией Конгресса 1948 года они должны уведомить об этом за год и выплатить свои долги агентству.[1] Президент Байден отменил это решение до того, как оно вступило в силу, но избранный президент пообещал выйти из ВОЗ в начале своего второго срока. Это было бы стратегической ошибкой. Хотя у будущей администрации Трампа есть проблемы, которые требуют продолжения переговоров по реформированию организации, выход из нее нанесет непоправимый ущерб лидерству США в области глобального здравоохранения.

Озабоченность США по поводу управления ВОЗ

Во время пандемии COVID-19 тогдашний президент Трамп выразил обеспокоенность тем, что ВОЗ не смогла своевременно и прозрачно получать, проверять и обмениваться информацией, а также тем, что ей не хватает независимости от Китая. В частности, неспособность окончательно определить происхождение вируса атипичной пневмонии (SARS-CoV-2) вызвала напряженность в отношениях США как с Китаем, так и с ВОЗ. Кроме того, избранный президент разделяет обеспокоенность предыдущих администраций по поводу неэффективного управления бюджетом и финансами ВОЗ. В настоящее время уже проводятся реформы, направленные на повышение прозрачности, надзора и институциональной подотчетности — все вопросы, в которых ВОЗ продемонстрировала значительный прогресс.[2] Озабоченность избранного президента требует дальнейшего лидерства США в обеспечении жизненно важных реформ ВОЗ, однако выход из организации будет иметь серьезные последствия для США и всего мира.

ВОЗ имеет решающее значение для лидерства США

После разрушительных событий Второй мировой войны США сыграли важную роль в создании ВОЗ как координирующего органа ООН в области международного здравоохранения. В Уставе ВОЗ признается, что «здоровье всех народов имеет основополагающее значение для достижения мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества… государств «[3]. С момента создания ВОЗ лидерство США имело решающее значение для установления международных норм и стандартов, в первую очередь в Алма-Атинской декларации и Международных медико-санитарных правилах (ММСП). США сыграли ведущую роль в коренном пересмотре ММСП, а совсем недавно, 1 июня 2024 г., внесли в ММСП поправки, отражающие уроки, извлеченные во время пандемии COVID-19.

Лидерство США в ВОЗ сыграло решающую роль в установлении глобальных стандартов здравоохранения и достижении успехов в области глобального здравоохранения, начиная с ликвидации оспы в 1980 году и заканчивая текущим прогрессом в деле искоренения дикого полиовируса. Национальные институты здравоохранения (NIH) и Центры США по контролю и профилактике заболеваний (CDC) обмениваются важнейшими научными данными с обширной системой сотрудничающих лабораторий ВОЗ. Взаимодействие США с ВОЗ предоставляет жизненно важную информацию о транснациональном распространении патогенов, выступая в качестве глобальной системы оповещения, предупреждающей и защищающей население США от новых патогенов. Помимо наблюдения за заболеваниями, ВОЗ играет важную роль в научных разработках американских фармацевтических компаний. Например, ежегодные сезонные прививки от гриппа основаны на доступе к образцам вируса, совместных медицинских исследованиях и международных стандартах безопасности, координируемых ВОЗ.

Пандемия COVID-19 наглядно продемонстрировала важную роль ВОЗ в координации международных ответных мер. ВОЗ выступила инициатором создания Акселератора доступа к средствам COVID-19, чтобы стимулировать разработку, производство и обеспечение равного доступа к тестам, методам лечения и вакцинам COVID-19. Она сотрудничала с Gavi, Альянсом по вакцинам и Международным чрезвычайным детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), чтобы обеспечить доступность вакцин COVID-19 для стран с низким и средним уровнем дохода. ВОЗ поддерживает партнерские отношения с этими учреждениями для реагирования на текущие чрезвычайные ситуации в области здравоохранения, включая mpox [оспу?] и полиомиелит.

Однако реакция на пандемию выявила глубокие недостатки в глобальной архитектуре безопасности здравоохранения, что потребовало проведения фундаментальных реформ в области глобального здравоохранения. Так, администрация Байдена сыграла ведущую роль в улучшении надзора за Программой ВОЗ по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения и другими важнейшими аспектами глобальной готовности.[4] Продолжение участия США в текущих переговорах ВОЗ по соглашению о борьбе с пандемией будет иметь важное значение для обеспечения интересов США и подготовки к будущим чрезвычайным ситуациям.

Последствия выхода США из ВОЗ

Выход США из ВОЗ приведет к серьезным последствиям для глобального здравоохранения, существенным международным изменениям в ресурсах и власти — и все это к значительному ущербу для США. Являясь крупнейшим государственным спонсором ВОЗ, США выделили ВОЗ 1,284 миллиарда долларов на двухлетний период с 2022 по 2023 год.[5] Это финансирование способствует глобальному сотрудничеству, от вспышек заболеваний и неинфекционных болезней до цифрового здравоохранения. Лишив ВОЗ ресурсов, США лишатся глобального влияния. В то время как Всемирная ассамблея здравоохранения продолжает переговоры о реформах глобального законодательства в области здравоохранения[6] , США даже не будут присутствовать за столом переговоров. Финансовый пробел, возникший в результате ухода США, позволит противникам США добиться влияния, которым ранее обладали американские дипломаты. Если США выйдут из организации, возникнет финансовый вакуум, и другие страны будут стремиться расширить свою власть, предоставляя финансирование ВОЗ таким образом, который может подорвать фундаментальные национальные интересы и ценности США.

Уход США сместит международное лидерство в сторону конкурирующих силовых структур, в том числе таких блоков, как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которые в настоящее время бросают вызов мировому порядку, возглавляемому США. Не будучи связанной каким-либо общим видением нового мирового порядка, эта коалиция стремится расширить и скоординировать дипломатические позиции по глобальным нормам и приоритетам финансирования, претендуя на роль представителя стран Юга.[7] Уход США подкрепит риторику БРИКС о том, что США не ценят сотрудничество с Югом, ослабит партнерские отношения и поставит под угрозу лидерство США в мире.

мир.

Если США выйдут из состава ВОЗ, союзники США, учитывая их собственные политические реалии, вряд ли вмешаются и спасут организацию, как это было в 2020 году. Без финансирования глобального здравоохранения и лидерства во взаимосвязанном мире США окажутся гораздо менее защищенными от новых вспышек, таких как H5N1, и более уязвимыми перед широким спектром глобальных угроз здоровью. В сочетании с проблемами, стоящими перед отечественными научными учреждениями, население США столкнется с растущими рисками при ослабленной защите общественного здоровья. Мир без сильной ВОЗ будет гораздо более опасным.

Необходимость участия США в работе ВОЗ

Для того чтобы мир был более безопасным и здоровым, не обойтись без мощной и хорошо финансируемой ВОЗ. ВОЗ является ведущим учреждением, ответственным за установление глобальных научных стандартов, создание национальных систем здравоохранения, оказание технической помощи и координацию международных ответных мер на транснациональные угрозы здоровью. Ни одно государство, действующее в одиночку, не может предотвратить трансграничные угрозы здоровью и отреагировать на них. Учитывая стремительные темпы международных путешествий и торговли, США как место назначения и транспортный узел находятся в уникальном положении.

Дональд Трамп выиграл второй срок благодаря кампании «Америка прежде всего». Обеспечение национальных интересов США в области экономики и безопасности является неотложной и оправданной задачей, но это не может означать «Америка в одиночку», поскольку США гораздо более уязвимы без таких партнеров, как ВОЗ. Многосторонность, глобальное равенство и техническое сотрудничество — все это необходимо для обеспечения интересов США. Без ВОЗ американские исследователи, агентства и промышленность лишатся доступа к ключевым научным данным, включая образцы патогенов, геномное секвенирование и наблюдение за заболеваниями. Когда новые вспышки начнут распространяться за пределы национальных границ, у США не будет связей и ресурсов, необходимых для сдерживания этих угроз. Когда США утратят лидерство и финансирование, вакуум заполнят наши противники, что подорвет наши национальные интересы и поставит под угрозу жизни американцев.

20 января 2025 года президенту Трампу предстоит сделать выбор, который будет иметь решающее значение для позиции США в мире. Он может направить письмо Генеральному секретарю ООН о выходе из ВОЗ и отказе от лидерства США. Или же он может заключить сделку по реформированию ВОЗ, чтобы сделать ее более сильной, эффективной и подотчетной. Мы призываем президента Трампа сделать выбор, который обеспечит долгосрочную безопасность здоровья нашей страны и сохранит наше влияние на мировое здравоохранение.

Информация о статье

Корреспондирующий автор: Лоуренс О. Гостин, JD, Институт О’Нила по национальному и глобальному законодательству в области здравоохранения, Джорджтаунский университет, 600 New Jersey Ave NW, Washington, DC 20001 (gostin@georgetown.edu).

Опубликовано онлайн: 17 января 2025 г. doi:10.1001/jama.2024.28827

Раскрытие конфликта интересов: Г-н Гостин сообщил, что является директором Центра сотрудничества Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по национальному и глобальному законодательству в области здравоохранения. Г-жа Пэйс сообщила, что является бывшим помощником секретаря по глобальным вопросам в Министерстве здравоохранения и социальных служб США, работала заместителем представителя США в исполнительном совете ВОЗ и ведущим делегатом на Всемирной ассамблее здравоохранения. Других сведений о раскрытии информации не приводится.

Ссылки

  1. Gostin  LO, Koh  HH, Williams  M,  et al.  US withdrawal from WHO is unlawful and threatens global and US health and security.   Lancet. 2020;396(10247):293-295. doi:10.1016/S0140-6736(20)31527-0PubMedGoogle ScholarCrossref
  2. World Health Organization. Tracking Secretariat Implementation Plan (SIP) action. 2024. Accessed December 28, 2024. https://www.who.int/about/governance/member-states-portal/tracking-secretariat-implementation-plan-(sip)-actions
  3. Constitution of the World Health Organization. July 1946. Accessed December 28, 2024. https://apps.who.int/gb/bd/pdf/bd47/en/constitution-en.pdf
  4. Pace  L, Kim  SC.  Strengthening global health security under the Biden-Harris administration.   J Law Med Ethics. 2025:1-4. doi:10.1017/jme.2024.177PubMedGoogle ScholarCrossref
  5. World Health Organization. The United States of America: partner in global health. Updated December 23, 2024. Accessed December 28, 2024. https://www.who.int/about/funding/contributors/usa
  6. Meier  BM, Habibi  R, Gostin  LO.  A global health law trilogy: transformational reforms to strengthen pandemic prevention, preparedness, and response.   J Law Med Ethics. 2022;50(3):625-627. doi:10.1017/jme.2022.103PubMedGoogle ScholarCrossref
  7. Ferragamo  M. What is the BRICS group and why is it expanding? Council on Foreign Relations. October 17, 2024. Accessed December 13, 2024. https://www.cfr.org/backgrounder/what-brics-group-and-why-it-expanding