«Дым и зеркала»: Truth Initiative скрывает преимущества вейпинга
Иллюзии заставляют нас задуматься о природе реальности
Нил Гейман, «Дым и зеркала»
Источник: American Council on Science and Health
Последние данные CDC и FDA показывают, что потребление электронных сигарет (вейпинг) среди молодежи продолжает снижаться. Странно, но ведущие антиникотиновые группы, такие как The Truth Initiative («Инициатива Правды»), делают все возможное, чтобы свести к минимуму снижение потребления среди молодежи, игнорируя взрослых, которые миллионами меняют свои сигареты на вейпы с низким уровнем риска.
Прим.: Дым и зеркала (Smoke and Mirrors) — то, что называют дымом и зеркалами, призвано заставить вас поверить, что что-то делается или является правдой, хотя это не так © Кембриджский Словарь
За время своей карьеры научного журналиста я усвоил важный, но удручающий урок: экспертам позволено вводить общественность в заблуждение относительно некоторых тем, касающихся здоровья. Один из самых вопиющих случаев — никотиновый вейпинг. Эта привычка, продлевающая жизнь, позволила миллионам курильщиков навсегда отказаться от сигарет, и именно поэтому ее следует считать важной медицинской инновацией.
Однако многие ведущие деятели общественного здравоохранения считают вейпинг не таким. Рассмотрим недавно опубликованный отчет от Truth Initiative, пожалуй, самой влиятельной антиникотиновой группы в США [финансируется Bloomberg Foundation]. В докладе, опубликованном 21 ноября, говорится о 47-процентном росте продаж электронных сигарет в розничных точках США в период с 2019 по 2023 год, причем 80 процентов этих продаж придется на ароматизированные паровые продукты.
Правильный вывод, который можно сделать из этих результатов (как мы увидим), заключается в том, что взрослые курильщики массово переходят с сигарет на никотиновые паровые продукты, что является замечательной победой в области общественного здравоохранения, поскольку вейпинг гораздо менее вреден, чем курение. Но Truth сделала не такой вывод из своих результатов.
Цифры меняются, а выводы — нет
Я уже упоминал, что исследователи в области общественного здравоохранения регулярно вводят американцев в заблуждение относительно вейпинга. Вот хрестоматийный пример из резюме, которое Truth поместила в пресс-релиз к своему отчету:
«Рост продаж электронных сигарет, особенно с привлекательными для молодежи вкусами и графикой, вызывает глубокую озабоченность…»
Обратите внимание на осторожность в формулировках. Ароматизированные вейпы удобны для детей и популярны в США. Правда подразумевает, что вейпинг среди подростков широко распространен именно из-за ароматизированных продуктов — нечестный вывод, о котором пресса с готовностью сообщила. Сравните эту обманчивую формулировку с результатами последнего Национального опроса молодежи о табаке (NYTS), проведенного CDC и FDA, представленными на графике ниже:
Исследование показало, что «текущее употребление» вейпов и сигарет среди всех подростков, определяемое как любое употребление в течение последних 30 дней, неуклонно снижается на протяжении многих лет. Текущее употребление вейпов составляет 5,9 процента, а текущее курение еще меньше — 1,4 процента. Это означает, что американская молодежь все меньше интересуется вейпингом и уж точно не использует его в качестве «пути» к курению. Truth сообщила (стр. 11), что «употребление электронных сигарет молодежью снизилось с момента пика в 2019 году», но не объяснила, насколько существенно оно снизилось с тех пор.
Нейробиолог Чарльз Гарднер предоставил несколько других примечательных результатов из данных NYTS, на которых стоит остановиться:
- Количество подростков, ежедневно использующих вейп, составляет всего 1,6 процента
- Более 94 процентов подростков не вейпят вообще
- В целом, с 2019 года подростковый вейпинг сократился на 70 процентов
В отчете Truth эти цифры были исключены, скорее всего, потому, что они разрушительны для уловок группы о «стойкой никотиновой зависимости» среди подростков. [1]
В докладе Truth было еще несколько странностей в представлении данных NYTS. Во-первых, в отчете говорится, что «в 2019 году 27,5% подростков сообщили о текущем использовании электронных сигарет. В 2024 году о текущем использовании электронных сигарет заявили 1,63 миллиона молодых людей». Сравнивая процент с целым числом, Truth еще больше затушевывает снижение количества вейперов среди молодежи с 2019 по 2024 год. «Не зная знаменателя, вы не можете понять, как изменился процент», — добавил мой коллега доктор Чак Динерштейн. «Смешение показателей в двух предложениях — это либо намеренное введение в заблуждение, либо незнание того, как правильно отображать и предоставлять данные».
Вторая проблема заключается в том, что текущее использование электронных сигарет среди подростков (всех учащихся средних и старших классов) в 2019 году составляло чуть менее 20 процентов. Truth ошибочно назвала текущее употребление среди старшеклассников в 2019 году (27,5 %) текущим употреблением среди учащихся средних и старших классов, а затем сравнила эту цифру с текущим употреблением среди учащихся средних и старших классов в 2024 году, которое составит 5,9 % (или 1,63 миллиона учащихся). Это совершенно бессмысленное сравнение.
Наконец, верхняя линия графика Truth составляет 30 процентов, что делает подростковый вейпинг гораздо более высоким в целом с 2011 года. Сравните график Truth с графиком, предоставленным Гарднером выше, который доходит до 100 процентов, и вы поймете, что я имею в виду.
К чему такая ловкость рук?
Инициатива Правды отчаянно пытается затушевать тот факт, что никотиновый вейпинг является чрезвычайно популярной заменой курению среди взрослых. Мы знаем это по нескольким причинам. Во-первых, популярность вейпинга среди взрослых значительно возросла на фоне снижения уровня курения (график ниже). Данные о продажах в отрасли подтверждают эту взаимосвязь: снижение продаж сигарет зеркально отражает снижение продаж вейпов. Если у вас аллергия на цифры, предоставленные промышленностью, вот опрос 2018 года, в котором взрослые курильщики сообщили, что «они считают вейпинг приятным и приятным занятием, которое не просто заменяет, а со временем становится более предпочтительным, чем курение табака».
В 2022 году Национальное бюро экономических исследований также представило несколько полезных цифр, которые подчеркивают этот факт: анализ данных Nielsen Retail Scanner с 2011 по 2019 год показал, «что увеличение налога на вейпинг на 1,00 доллара … увеличивает продажи сигарет на 10 %». По иронии судьбы, «Инициатива правды» сделала то же самое наблюдение в докладе о налогах на табак за 2019 год:
«[Сравнительно] более низкая ставка налога делает более доступными те продукты, которые помогают курильщикам полностью перейти на значительно менее вредные продукты, и повышает стимулы к отказу от более дорогих и наиболее вредных горючих продуктов».
Заключение
Давайте соберем все эти данные воедино. Уровень вейпинга и курения среди подростков стремительно падает. Вейпинг среди взрослых растет, а курение среди взрослых падает. Ароматизированные вейпы — самые популярные варианты на рынке, а повышение налогов на эти продукты побуждает взрослых возвращаться к сигаретам. Вывод: вейпинг помогает взрослым бросить курить, не привлекая молодежь к употреблению никотина.
Почему «Инициатива правды», организация, чья миссия заключается в «предотвращении никотиновой зависимости среди молодежи и молодых людей», так охотно преуменьшает беспрецедентный спад вейпинга среди молодежи? Это история для другого дня.
[1] Truth прекрасно осведомлена о рекордном снижении уровня курения и вейпинга среди молодежи, по крайней мере, когда ставит это себе в заслугу. На странице «Наша миссия» группа хвастается тем, что ее «признанные на национальном уровне просветительские кампании … помогли снизить уровень курения среди молодежи с 23 % в 2000 году до менее 2 % сегодня и сократить использование электронных сигарет среди молодежи до самого низкого уровня за десятилетие».