Несмотря ни на что, все больше людей выбирают более безопасные варианты никотина
Источник: Filter Magazine
«Люди говорят о войне с курением, войне с никотином или войне с вейпами», — сказал Гарри Шапиро в интервью Filter. «Но вы не ведете войну против неодушевленных предметов. Это война против людей».
Шапиро — британский писатель и журналист, чье обширное резюме включает биографии таких музыкальных деятелей, как Джими Хендрикс, и книги о наркокультуре и политике, такие как Fierce Chemistry: История наркотических войн Великобритании (2021). Он также работал в благотворительных организациях, связанных с наркотиками, и является директором организации DrugWise.
Но я хотел поговорить с Шапиро в контексте другой его роли — ведущего автора бесценной серии двухгодичных отчетов «Глобальное состояние снижения вреда от табака», публикуемых организацией Knowledge-Action-Change. Как уже сообщал портал Filter, в их число вошли доклады «Ни огня, ни дыма» (2018), «Горящие вопросы» (2020) и «Правая сторона истории» (2022).
По оценкам авторов доклада, с 2015 года мировые продажи более безопасных альтернатив горючему табаку выросли в шесть раз.
Ранее в ноябре я присутствовал на мероприятии в Лондоне, посвященном презентации последнего издания «Глобальное положение дел в области снижения вреда от табака в 2024 году: Ситуационный отчет«. На его более чем 200 страницах содержится множество сведений о том, как и в какой степени использование безопасных никотиновых продуктов (SNP) заменяет курение в жизни людей.
Это происходит все чаще и чаще. По оценкам авторов доклада, с 2015 года мировые продажи более безопасных альтернатив горючему табаку выросли в шесть раз.
«Этот рост свидетельствует о том, что SNP вышли за рамки своего нишевого статуса», — говорится в докладе. «В 2015 году на долю SNP приходилось всего 1,4 % от общего объема рынка табака и никотина. К 2024 году эта цифра увеличилась до 8,8 %, при этом доля [нагреваемых табачных изделий] составила 4,2 %, никотиновых вейп-продуктов — 3,2 %, никотиновых пакетиков — 1,1 %, а снюса — 0,3 %».
Исключение из общего числа огромного табачного рынка Китая делает влияние других стран еще более очевидным, отмечается в докладе. На Китай приходится более трети мировых продаж горючего табака; несмотря на то, что эта страна является крупнейшим в мире производителем вейпов, лишь немногие из них продаются внутри страны. Без учета Китая 12,3 процента мировых продаж табака и никотина приходится на более безопасные продукты, тогда как в 2004 году этот показатель был практически нулевым.
Шапиро и его соавторы опираются на различные факты, чтобы показать, как эти продажи связаны с сокращением числа курящих, причем темпами, намного превышающими традиционные меры по борьбе с табаком.
Однако этот глобальный переход часто происходит вопреки, а не благодаря правительствам стран, и идет медленнее, чем если бы правительства поддерживали его.
Почти треть населения планеты до сих пор не может легально купить более безопасные никотиновые альтернативы.
Швеция — одна из самых успешных стран. Она только что стала первой в мире страной, получившей статус «свободной от курения», где уровень курения составляет менее 5 процентов. Но даже там Шапиро не ставит в заслугу властям.
«Честно говоря, я не уверен, что правительство сделало много для того, чтобы стимулировать это», — сказал он. «В основном это результат того, что шведские курильщики признали опасность курения, а также наличия доступного, недорогого и приемлемого продукта в виде снуса».
Между тем, почти треть населения Земли до сих пор не может легально купить более безопасные никотиновые альтернативы, такие как вейпы, саше или нагреваемые табачные изделия. И хотя жители почти 130 стран могут получить доступ хотя бы к одному из этих вариантов, очень немногие могут получить доступ ко всем из них таким образом, чтобы наилучшим образом помочь разным людям бросить курить.
Горючий табак доступен повсеместно и ежегодно уносит жизни 8,9 миллионов человек, говорится в докладе.
«Те, кто выступает против снижения вреда от табака, не хотят, чтобы люди использовали более безопасные никотиновые продукты», — сказал Шапиро, описывая то, что равносильно поддержке продажи сигарет.
«Цели ВОЗ по снижению числа жертв неинфекционных заболеваний могут быть достигнуты с минимальными затратами для правительств или вообще без них».
Его последний отчет состоит из двух разделов: «Глобальная перспектива» и «Региональные и национальные аспекты». Последний включает в себя подробную оценку двух регионов с очень сложной ситуацией — Латинской Америки и Восточной Европы/Центральной Азии, а также подробную информацию о четырех странах, добившихся значительного прогресса: Великобритании, Японии, Норвегии и Новой Зеландии.
По словам Шапиро, в целом доклад «демонстрирует потенциал SNP для внесения значительного вклада в снижение смертности и заболеваний от курения и использования опасных оральных [табачных] изделий».
По его мнению, законодателей должно привлекать то, что «цели Всемирной организации здравоохранения по снижению смертности от неинфекционных заболеваний могут быть достигнуты с минимальными затратами или вообще без затрат для правительств».
Это объясняется тем, что простое предоставление людям доступа к SNP не требует особых затрат; правительствам просто «нужно создать условия, которые побуждают взрослых курильщиков отказаться от курения», — сказал Шапиро.
Среди рычагов, которые правительствам следует использовать для поощрения более безопасного выбора, — налогообложение, продолжает он. Отсутствие налогов на SNP может сделать их более привлекательными, чем сигареты, облагаемые высокими налогами.
Что касается ароматизаторов — большой части привлекательности для взрослых, но так часто становящейся мишенью для противников SNP из-за их предполагаемой роли в молодежном использовании — Шапиро предположил, что в Новой Зеландии есть разумный способ отразить подобные нападки. В стране запрещены «ненужные этикетки со вкусами, которые могут быть расценены как поощряющие вейпинг среди молодежи, но при этом разрешено множество вкусов и описаний вкусов», — сказал он, сохраняя суть способности вкусов способствовать переключению.
«Это как если бы ваша местная воскресная футбольная команда играла с мадридским «Реалом»!»
Еще одна вещь, которую Шапиро хотел бы видеть от правительств, также бесплатную, но часто дефицитную: мужество.
«Те страны, которые придерживаются более прагматичного подхода, например Великобритания, должны быть в большей мере готовы открыто поддержать SNP», — сказал он, — «и не позволять подростковому вейпингу доминировать в истории, как это происходит сейчас».
Что касается Великобритании, то и там, и в соседней Ирландии призывы к запрету на ароматизаторы и другие ограничительные меры в последнее время набирают политический оборот.
«Когда речь заходит о прогрессе в деле принятия мер по снижению вреда от табака, часто бывает два шага вперед и один шаг назад», — комментирует Шапиро. Поэтому подобная политика, не основанная на доказательствах, явно препятствует прогрессу». Все это — часть нарратива об эпидемии подросткового вейпинга, который не выдерживает тщательной проверки. Например, подростковый вейпинг в Штатах снижается на протяжении последних шести лет».
В отчете также рассматриваются добровольно созданные группы по защите прав потребителей SNP, и я спросил Шапиро об их важности, а также о препятствиях, с которыми они сталкиваются.
«Несмотря на все препятствия, более безопасные никотиновые продукты должны остаться».
«Очень трудно услышать голос групп потребителей, когда перед ними стоит глобальная сеть хорошо организованных, хорошо финансируемых НПО — медицинских и общественных организаций здравоохранения вплоть до ВОЗ», — ответил он. Это все равно что местной воскресной футбольной команде противостоять мадридскому «Реалу»!»
«Но они не сдаются и делают нечто уникальное в истории потребительского активизма», — продолжил он. «Обычно такие группы выступают против транснациональных компаний по тем или иным причинам — влияние фастфуда на здоровье, загрязняющие энергетику и воду компании, небезопасные продукты и так далее. В данном случае активисты потребительского движения борются за доступ к потребительскому продукту ради своего здоровья».
Именно в потребителях и в том, как все больше и больше людей делают более безопасный выбор, даже если их завалили дезинформацией, сторонники снижения вреда от табака могут найти надежду.
Когда Шапиро спросили о том, какой главный вывод он сделал из своего нового отчета, он ответил следующее: «Несмотря на все препятствия, более безопасные никотиновые продукты должны существовать».