Китайский государственный табачный гигант процветает, бросая вызов мировым тенденциям и усилиям по борьбе с курением
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
- Табачная промышленность Китая, монополизированная государственной компанией China Tobacco, в 2023 финансовом году получит доход в размере около 1,5 триллиона юаней (210 миллиардов долларов), что на 4,3% больше, чем в предыдущем году, и в шесть раз превысит чистый доход Philip Morris International, второй по величине табачной компании.
- По мнению исследователей и сторонников борьбы с курением, компании удалось добиться роста благодаря благоприятной политике и связям с регулирующими органами.
- Кроме того, компания все активнее работает над освоением новых международных рынков.
Китай опережает мировые тенденции курения, поскольку продажи сигарет в стране растут благодаря «крупнейшей табачной компании, о которой большинство людей никогда не слышали«.
Китайская национальная табачная корпорация, широко известная как China Tobacco, обладает практически монополией на продажу табачных изделий в Китае, благодаря чему государственная компания превратилась в крупнейшего производителя сигарет в мире, несмотря на свою относительную безвестность за рубежом.
Розничные продажи сигарет в Китае растут на протяжении последних 4 лет и в 2023 году достигнут 2,44 триллиона штук, свидетельствуют данные Euromonitor. Исследовательская группа прогнозирует, что продажи продолжат увеличиваться ежегодно и достигнут 2,48 триллиона к 2028 году.
Euromonitor добавляет, что рост совпал с увеличением популярности «тонких» сигарет, часто рекламируемых как «с низким содержанием смол», и различных видов ароматизированных сигарет.
Эти тенденции, поддерживаемые China Tobacco, проявляются на фоне долгосрочного снижения продаж сигарет во всем мире. По данным Euromonitor, в период с 2019 по 2023 год ежегодные продажи сигарет во всем мире сократятся примерно на 2,7% до 5,18 триллиона штук.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в Китае проживает более 300 миллионов курильщиков сигарет, что составляет почти треть от общего числа курильщиков в мире.
Хотя Пекин взял на себя обязательства по ограничению распространенности курения, это, как оказалось, не оказало существенного влияния на продажи табака.
Государственное управление табачной монополии, контролирующее деятельность China Tobacco, сообщило, что в 2023 финансовом году доходы табачной промышленности Китая составили около 1,5 триллиона юаней (210 миллиардов долларов), что на 4,3 % больше, чем в предыдущем году. По оценкам, на долю China Tobacco приходится 97 % производства и продаж табака в стране.
Philip Morris International, вторая по величине табачная компания в мире, сообщила о чистом доходе в 35,2 миллиарда долларов в 2023 году.
‘Конфликт интересов’
Одним из основных факторов, способствовавших сокращению потребления табака в мире, особенно в богатых странах, стала Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, направленная на сокращение потребления табака в мире, сообщили эксперты CNBC.
Гань Цюань, старший вице-президент отдела по борьбе с табаком компании Vital Strategies, сказал: «Как правило, мы видим меньший прогресс в тех странах, где промышленность способна влиять на политику правительства».
В случае с China Tobacco промышленная и государственная политика напрямую пересекаются. Компания была основана в 1982 году с явной целью объединить промышленность под единым централизованным зонтиком.
По словам Куана, китайская STMA принимает непосредственное участие в разработке политики по борьбе с табаком в стране. Таким образом, China Tobacco функционирует и как компания, и как регулирующий орган для китайского табачного рынка, что создает «очевидный конфликт интересов».
«China Tobacco использует этот статус инсайдера и использует свое влияние в правительстве, чтобы эффективно блокировать принятие политики по борьбе с табаком», — добавил он.
К 2014 году в компании работало более полумиллиона сотрудников, она контролировала 33 провинциальных бюро по контролю за табаком, 57 сигаретных предприятий и более 1000 других малых коммерческих предприятий.
По оценкам Университета Бата, эта компания приносит до 12% налоговых поступлений в бюджет Китая.
Джудит Маккей, директор Азиатской консалтинговой компании по борьбе с табаком, рассказала CNBC, что в Китае убеждены, что выращивание табака необходимо фермерам, а налог на табак является важным вкладом в национальную экономику, что препятствует ужесточению государственного регулирования.
Компания China Tobacco и ее гонконгская дочерняя компания China Tobacco International (HK) не ответили на запрос CNBC.
Глобальная экспансия
Дженнифер Фанг, научный сотрудник и руководитель проекта в Тихоокеанском институте патогенов, пандемий и общества, рассказала CNBC, что монопольный статус China Tobacco обусловил ее быстрый рост на родине, а также большое количество курящего населения в Китае и отсутствие конкуренции со стороны западных брендов.
Такие бренды, как Marlboro от Phillip Morris, продаются в Китае, но только через лицензионные соглашения с China Tobacco.
Учитывая свое доминирующее положение на внутреннем рынке, компания China Tobacco на протяжении большей части своей истории была практически полностью ориентирована на китайский рынок. По этой причине она прошла мимо внимания исследователей, занимающихся вопросами борьбы с табаком, которые были сосредоточены на транснациональных табачных компаниях, считающихся «Большим табаком», — говорит Фанг.
Однако исследование, проведенное ею в отношении China Tobacco в период с 2016 по 2020 год, показало, как компания расширяла свою деятельность в глобальном масштабе в рамках пекинской инициативы «Один пояс, один путь», столкнувшись с потенциально более насыщенным рынком и более строгим регулированием табачных изделий в стране.
По состоянию на 2019 год China Tobacco расширила свой глобальный охват до 20 стран, осуществляя свою деятельность через 34 офшорных предприятия, которые включают в себя торговые представительства, производственные предприятия и специализированные компании по закупке табака, по словам Фанга.
Судя по данным китайского экспорта, эта тенденция сохраняется и в последние годы.
По имеющимся данным, в 2023 году объем экспорта табачных изделий из Китая значительно увеличится и составит 9,173 миллиарда долларов, что на 22,2 % больше, чем в прошлом году.
Важным элементом недавней экспансии стала дочерняя компания China Tobacco International (HK), которая провела IPO на Гонконгской фондовой бирже в июне 2019 года.
Акции компании выросли более чем на 376 % с момента дебюта в Гонконге, согласно расчетам, основанным на данных LSEG. В этом году они выросли почти на 160 %.
Во время IPO аналитик Tobacco Control писал, что «целью IPO было финансирование расширения рынка на целевых рынках CNTC и установление стратегического сотрудничества с другими сигаретными компаниями».
По словам Маккей из Азиатской консалтинговой компании по борьбе с табаком, расширение показывает, что China Tobacco стремится пойти по стопам таких международных табачных гигантов, как Philip Morris International и British American Tobacco.
«Конечная цель — продать больше сигарет или никотиновых изделий — это цель каждой табачной компании», — сказала она. «Последствия не могут быть иными, кроме как пагубными».