Подрыв идеологии концепции снижения вреда
Далеко не полезный вклад нелегальной продукции для вейпинга
Питер Ворстер и Судханшу Патвардхан
Источник: Tobacco Reporter
Распространение вейпинга как альтернативы курению сулит значительные выгоды для здоровья населения, но в то же время создает не менее серьезные проблемы в сфере регулирования. В то время как легальные вейп-продукты могут служить мощным инструментом снижения вреда для взрослых курильщиков, распространение нелегальных вейп-продуктов породило множество проблем, которые требуют тщательного рассмотрения.
В этой статье мы рассмотрим различные последствия распространения нелегальной продукции для вейпинга — от риска для здоровья и потери налоговых поступлений до употребления несовершеннолетними, экологических проблем и потенциального роста преступности. В странах, где вейпинг-продукты запрещены, нелегальный рынок вейпов не только захватил власть, но и привел к порочному кругу очернения целой категории продуктов, которые потенциально предлагают гораздо менее рискованную альтернативу потребителям горючего табака. Сопутствующая стигматизация и криминализация курильщиков, которые ищут более безопасные альтернативы, является нарушением прав человека. Мы также рассмотрим основные движущие силы нелегального рынка и возможные решения по их снижению.
Риски для здоровья, связанные с нелегальными продуктами для вейпинга
Основной проблемой нелегальных вейп-продуктов является отсутствие нормативного надзора. Легальные производители должны придерживаться стандартов безопасности, чтобы их продукция не представляла ненужного риска для потребителей. Эти нормы касаются состава продукта, маркировки и раскрытия информации об ингредиентах. В отличие от них, нелегальная продукция обходит эти стандарты, что приводит к появлению вредных веществ в электронных жидкостях, небезопасных уровней никотина или неисправного оборудования, например, плохо сконструированных аккумуляторов.
Потенциальные риски для здоровья включают в себя:
- Загрязненные ингредиенты: Жидкости для нелегального вейпинга могут содержать опасные добавки, такие как вредные химические вещества или некачественный никотин, что повышает риск возникновения проблем с дыханием и других проблем со здоровьем.
- Нерегулируемый уровень никотина: Нелегальные продукты могут содержать концентрацию никотина, значительно превышающую установленные законом пределы, что усугубляет зависимость или приводит к никотиновому отравлению.
- Неисправные устройства: Некачественные или контрафактные устройства могут приводить к неисправностям, таким как взрывы аккумуляторов или неадекватные механизмы нагрева, представляя физическую опасность для пользователей.
Потеря налоговых поступлений и разрушение рынка
Незаконные продукты для вейпинга не только представляют опасность для здоровья, но и имеют экономические последствия. В странах, где вейпинг-продукты облагаются акцизами или налогом с продаж, как, например, во многих европейских странах и некоторых регионах США, продажа необлагаемых продуктов представляет собой значительную потерю доходов для правительств. Эти средства часто предназначены для поддержки программ общественного здравоохранения, инициатив по борьбе с курением или инвестиций в инфраструктуру. Отсутствие налогов на нелегальную продукцию подрывает эти усилия и способствует более широкому ощущению несправедливости на рынке.
Кроме того, разница в цене между легальной и нелегальной продукцией искажает рынок. Легальные операторы, соблюдающие налоговые и нормативные требования, сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны более дешевой нелегальной продукции. Более низкие цены на нелегальную продукцию не только делают ее более доступной, но и подрывают усилия легальных предприятий по конкуренции, что ведет к потенциальной потере рабочих мест и инвестиций в легальный сектор.
Использование несовершеннолетними и доступность
Одним из наиболее тревожных аспектов нелегальных вейп-продуктов является их роль в обеспечении доступа и использования несовершеннолетними. В большинстве стран продажа вейп-продуктов несовершеннолетним строго запрещена, а легальные продавцы обычно обязаны проходить процедуру проверки возраста. Однако нелегальная продукция обходит эти ограничения. В отсутствие регулируемых каналов сбыта эти продукты могут быть легче приобретены несовершеннолетними потребителями, что способствует росту числа несовершеннолетних вейперов.
К факторам, способствующим употреблению вейпов несовершеннолетними, относятся:
- Более низкие цены: Доступность нелегальной продукции делает ее более доступной для несовершеннолетних и зачастую более чувствительной к цене.
- Нерегулируемые каналы продаж: В отсутствие надзора, который регулирует законные продажи, несовершеннолетние могут приобретать эти продукты через неформальные сети или онлайн-площадки с минимальной проверкой возраста или вообще без нее.
Доступность нелегальной продукции для несовершеннолетних пользователей создает более широкую проблему для общественного здравоохранения. Хотя долгосрочное воздействие никотина на развивающийся мозг остается предметом споров, обеспокоенность по поводу раннего воздействия никотина, потенциальной зависимости и его влияния на когнитивные функции продолжает вызывать дискуссии в области общественного здравоохранения и стала ключевым фактором для введения Управлением по контролю за продуктами и лекарствами США жестких ограничений на предварительную продажу табачных изделий.
В других странах рост числа несовершеннолетних вейперов, подпитываемый доступностью нелегальной продукции, вызвал призывы к более строгому регулированию легального рынка. Например, в Великобритании опасения по поводу употребления несовершеннолетними привели к предложениям о введении более строгого контроля над всеми продуктами для вейпинга, что может непреднамеренно ограничить доступ к ним взрослых курильщиков, которые используют вейпинг как инструмент снижения вреда от табака.
Экологические проблемы
Еще одной важной проблемой является воздействие нелегальной продукции для вейпинга на окружающую среду. Многие из этих продуктов, особенно одноразовые вейпы, не предназначены для вторичной переработки. Поскольку для нелегальных производителей экономия средств зачастую важнее экологических соображений, их продукция с меньшей вероятностью будет соответствовать нормам утилизации или переработки отходов.
Экологические риски включают:
- Одноразовые вейпы: Многие нелегальные одноразовые вейпы выбрасываются ненадлежащим образом, способствуя образованию пластиковых отходов и электронного мусора.
- Проблемы с переработкой: Легальные продукты часто являются частью схем переработки или разработаны с использованием материалов, пригодных для вторичного использования, но нелегальные продукты не следуют этим экологическим протоколам.
Отсутствие надлежащих механизмов утилизации нелегальной продукции не только усугубляет более широкие экологические проблемы, такие как электронные отходы и загрязнение пластиком, но и способствует призывам к более строгому регулированию или запрету легальной продукции.
Криминальное насилие и нелегальный рынок
Помимо последствий для здоровья населения и экономики, нелегальный рынок вейпинга способен подпитывать преступную деятельность, в частности организованную преступность. Продажа не облагаемых налогом и нерегулируемых продуктов может обеспечить значительный поток доходов для преступных организаций, что, в свою очередь, может привести к росту насилия. В Австралии, которая ввела фактический запрет на вейпы, используя модель рецептурного отпуска, растет обеспокоенность по поводу преступного насилия, связанного с незаконной торговлей продуктами для вейпинга. По мере роста нелегального рынка растет и вероятность насилия между конкурирующими группировками, борющимися за контроль над черным рынком.
Нелегальный вейпинг — биполярная проблема?
Рост рынка нелегального вейпинга обусловлен целым рядом факторов. Как ни странно, наибольший риск представляют две крайние точки спектра регулирования: чрезмерные ограничения или запреты на одном конце и уведомления с плохим правоприменением на другом. Легко понять, почему запрет или чрезмерные ограничения могут способствовать появлению на рынке запрещенных продуктов — десятилетия запретительных экспериментов с алкоголем, наркотиками и даже жевательными резинками показали, как это может перекосить рыночную экономику в пользу плохих игроков.
Нормативные акты, которые воспринимаются как чрезмерно ограничивающие, могут подтолкнуть потребителей и продавцов к черному рынку. В таких странах, как Австралия и США, где правила регулирования вейпинга особенно строги, высокая стоимость соблюдения правил, ограниченный доступ к легальной продукции и высокие налоги могут стимулировать спрос на нелегальные альтернативы. Такие чрезмерные ограничения, хотя и призваны защитить здоровье населения, могут невольно подтолкнуть потребителей к поиску более дешевых, нерегулируемых вариантов, обходящих требования законодательства.
В США, где FDA выдало разрешение на продажу лишь ограниченному числу продуктов (ни один из которых не является одноразовым), на одноразовые вейпы, по оценкам, приходится около 60 % национальных продаж в отслеживаемых каналах сбыта.
Австралия — еще один широко освещаемый пример бурных продаж нелегальных вейпов в ответ на драконовскую нормативную базу, и на этом список не заканчивается. В Индии и Таиланде, где продажа вейп-продукции запрещена, тоже появились значительные черные рынки.
С другой стороны, есть страны, где разрешение как таковое не требуется, а базовый процесс уведомления считается достаточным. Действительно, может показаться нелогичным, что цели снижения вреда могут быть достигнуты путем введения барьеров для выпуска продукции и быстрого внедрения инноваций. Однако чрезмерное упрощение процесса уведомления может возложить на правоприменительные органы чрезмерную ответственность на рынке. Например, в юрисдикциях, где вейпинг-продукт/SKU может быть запущен после простого процесса уведомления о содержании и соответствующих оценках риска, существует возможность для недобросовестных производителей и дистрибьюторов вывести на рынок продукты, содержащие запрещенные добавки или более высокие, чем разрешено, уровни никотина, казалось бы, законным способом. Директива ЕС по табачным изделиям и ее перенос в местные нормативные акты в странах ЕС и бывших странах ЕС, таких как Великобритания, создают такую ситуацию. Ассоциация вейп-индустрии Великобритании (UKVIA) считает, что от 40 до 60 процентов одноразовых вейпов, продаваемых в Великобритании, скорее всего, являются нелегальными.
Отсутствие достаточных ресурсов у правоохранительных органов также способствует сохранению нелегального рынка. Без достаточного финансирования и персонала для проведения расследований и пресечения деятельности нелегальных операторов незаконная торговля вейп-продуктами продолжает процветать. Сочетание нерегулируемой цепочки поставок и слабого правоприменения позволяет нелегальной продукции поступать на рынок относительно бесконтрольно.
Потенциальные решения
Решение проблемы нелегальной продукции для вейпинга требует многогранного подхода, включающего как реформу системы регулирования, так и усиление механизмов правоприменения. Некоторые потенциальные решения включают в себя реформу регулирования, укрепление правоохранительных органов и кампании по повышению осведомленности общественности.
Реформа нормативно-правовой базы
Правительства должны найти баланс между защитой здоровья населения и обеспечением того, чтобы нормативные акты не приводили потребителей на черный рынок. Приняв нормативно-правовую базу, которая позволит взрослым потребителям получить доступ к легальной продукции для вейпинга при соблюдении соответствующих стандартов безопасности и качества, политики смогут снизить спрос на нелегальные альтернативы. Это может включать в себя:
- Согласование нормативно-правовых актов: стандартизация нормативно-правовых актов в разных юрисдикциях для предотвращения расхождений в нормативно-правовом регулировании, которые подпитывают незаконную торговлю.
- Умеренное налогообложение: введение разумных акцизов, не создающих значительного ценового разрыва между легальной и нелегальной продукцией.
- Предоставление легального доступа взрослым курильщикам: Предоставление взрослым курильщикам доступных, недорогих и удовлетворительных регулируемых альтернатив будет препятствовать использованию нерегулируемых продуктов.
Укрепление правоприменения
Чтобы эффективно бороться с нелегальным рынком, правительства должны предоставить правоохранительным органам необходимые ресурсы для расследования и пресечения деятельности нелегальных операторов. Это может включать в себя:
- Увеличение финансирования расследований: выделение правоохранительным органам дополнительных ресурсов для пресечения незаконных цепочек поставок вейпов.
- Международное сотрудничество: Поскольку незаконная торговля часто включает в себя трансграничные сети, международное сотрудничество между таможенными и правоохранительными органами может сыграть жизненно важную роль в пресечении потока нелегальной продукции.
- Лицензирование и ужесточение наказаний: В Великобритании UKVIA предложила ввести обязательную систему лицензирования для розничных продавцов и дистрибьюторов вейпов, предусматривающую штрафы до 10 000 фунтов стерлингов (13 038 долларов США) для розничных продавцов и 100 000 фунтов стерлингов для дистрибьюторов. Эта схема призвана обеспечить дополнительное финансирование правоохранительных органов, которое оценивается в 50 миллионов фунтов стерлингов в год.
Кампании по повышению осведомленности общественности
Информирование общественности о рисках, связанных с нелегальной продукцией для вейпинга, может помочь снизить спрос. Кампании по повышению осведомленности населения могут информировать потребителей о рисках для здоровья, потенциальных правовых последствиях и вреде для окружающей среды, связанных с использованием нерегулируемых продуктов.
Устраняя коренные причины нелегального рынка вейпинга и внедряя эффективные решения, правительства могут защитить здоровье населения, защитить потоки доходов и гарантировать, что вейпинг-продукты останутся доступными для взрослых потребителей, стремящихся к снижению вреда.