Швейцария: Пересмотр законодательства о табачных изделиях
Обзор наиболее важных изменений по состоянию на 1 октября 2024 г.
Источник: Baker McKenzie
Вкратце
Новый закон о табачных изделиях (TPL) и пересмотренный ордонанс о табачных изделиях (TPO) вступают в силу сегодня, то есть 1 октября 2024 года. Новый закон вносит важные изменения в действующее законодательство. В частности, они касаются регулирования электронных сигарет (e-cigarettes), табачных изделий для нагревания и табачных изделий для орального употребления (snus). Кроме того, были приняты дополнительные меры по защите детей и молодежи.
Предпосылки и цели пересмотра
Действующее законодательство о табачных изделиях в Швейцарии является сложным и разбросанным по нескольким законам и постановлениям. Кроме того, действующее законодательство Швейцарии о табаке распространяется только на табачные изделия. Продукция, не содержащая табак (например, электронные сигареты, снюс и т. д.), считается изделиями, предназначенными для контакта с человеком, в соответствии с законодательством о пищевых продуктах и полезных изделиях. Кроме того, на федеральном уровне не существует ограничений по минимальному возрасту и рекламе, но в разных кантонах они регулируются по-разному.
Приняв новый TPL и пересмотренный TPO, швейцарский законодатель намеревался создать единые правила регулирования табачных изделий на всей территории Швейцарии и поставить вышеупомянутые альтернативные продукты, не содержащие табака, в равные условия с обычными табачными изделиями. В отношении традиционных табачных изделий (сигарет, сигар и т.д.) существующие правила в принципе мало что изменят. Новое законодательство вступило в силу сегодня, т.е. 1 октября 2024 года.
Сфера применения нового законодательства
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 МНП применяется к табачным изделиям и электронным сигаретам. В соответствии со статьей 3 МНП прямо распространяется на следующие подкатегории: (i) табачные изделия для курения; (ii) табачные изделия для нагревания; (iii) табачные изделия для перорального употребления или нюхательного курения; (iv) травяные курительные изделия; (v) никотиносодержащие электронные сигареты; и (vi) безникотиновые электронные сигареты.
Кроме того, аналогичные продукты могут быть отнесены к одной из подкатегорий в соответствии со статьей 4, что гарантирует, что (будущие) новые продукты также могут быть включены в сферу действия нового законодательства. Цель состоит в том, чтобы не допустить отставания законодателя от новейших разработок, как это было в случае с электронными сигаретами, в частности, до сих пор.
Таким образом, сфера применения TPL включает в себя не только продукты для курения и нагревания, содержащие табак, но и продукты, содержащие никотин для перорального применения (например, снюс), травяные курительные продукты (например, CBD-сигареты) и электронные сигареты (при этом под действие попадают электронные сигареты как с никотином, так и без него). Ограничения на рекламу в TPL также распространяются на предметы повседневного использования, которые составляют функциональную единицу с табачным изделием, например, сигаретную бумагу или сигаретные фильтры.
Состав и упаковка продуктов
В предыдущей версии ТПО добавки регулировались в виде позитивного списка, то есть были прописаны все разрешенные вещества и их максимальные количества. В новом TPO этот подход изменен: он содержит список запрещенных добавок и максимально допустимые количества для каждого продукта.
Упаковка табачных изделий и электронных сигарет должна содержать обязательную информацию, чтобы потребители были проинформированы о рисках для здоровья. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 TPL, на упаковке должна быть указана следующая информация: (i) название продукта; (ii) название компании или обратный номер отечественного производителя или импортера; (iii) страна производства; (iv) предупреждения о вреде для здоровья (они зависят от продукта — см. статью 13 и статью 14 TPL); и (v) содержание никотина в миллиграммах на миллилитр для никотиносодержащих жидкостей.
Существуют также особые требования к электронным сигаретам и табачным изделиям для нагревания: Контейнеры с никотиносодержащими жидкостями должны быть защищены от детей и ударов, а также иметь герметичный механизм для дозаправки (см. статью 16 TPL).
TPL устанавливает особые требования к оформлению обязательной информации. Например, определенные предупреждения для разных товаров, например, «Курение смертельно опасно — бросьте немедленно», должны быть нанесены на упаковку определенного дизайна и размера (см. статью 13 и последующие статьи TPL).
Более подробные правила, касающиеся формы и языка информации, содержатся в постановлении (статья 8 и далее и приложение 1, № 1 TPO). Например, обязательная информация (за исключением предупреждений о вреде для здоровья) в соответствии со статьей 10 TPL должна быть указана как минимум на одном официальном языке (см. статью 11, пункт 1 TPO). Предупреждения о вреде для здоровья (а также информация о продукте в соответствии со статьей 17 TPL) должны быть перечислены на всех официальных языках в следующем порядке: немецкий, французский, итальянский (см. статью 11, параграф 2 и статью 12 TPO).
Хотя новые правила упаковки будут применяться в принципе с 1 октября 2024 года, с момента вступления в силу закона и постановления будет действовать однолетний переходный период. В течение этого переходного периода продукция по-прежнему может производиться и импортироваться, если она соответствует действующим правилам упаковки. После окончания переходного периода оставшиеся запасы могут быть распроданы, но новые продукты должны производиться и импортироваться в соответствии с новым законодательством (см. статью 50 TPL и статью 49 TPO).
Защита несовершеннолетних
На сегодняшний день не существует федерального законодательства, ограничивающего продажу табачных изделий детям и подросткам. Любые запреты на продажу табачных изделий детям и подросткам основываются на кантональном законодательстве. Соответственно, до сих пор продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет, была законной, если не было соответствующего кантонального постановления, что не так только в двух кантонах. Однако многие продавцы табачных изделий добровольно обязались не продавать табачные изделия и другие никотиносодержащие продукты несовершеннолетним.
Как уже говорилось, целью нового законодательства является, в частности, защита несовершеннолетних от рисков, связанных с потреблением табачных изделий и электронных сигарет. Соответственно, МНП регулирует продажу несовершеннолетним (статья 23 МНП) и пробные покупки с целью проверки соблюдения возрастных ограничений (статья 24 МНП). Эти положения вступили в силу 1 октября 2024 года. Переходный период не применяется.
Реклама табачных изделий
Новый МКТ содержит определенные ограничения на рекламу табачных изделий, направленные, в частности, на защиту детей и молодежи (статья 18 и последующие статьи МКТ). Эти ограничения вступили в силу 1 октября 2024 года. Переходный период не применяется. В следующей таблице представлен обзор наиболее важных изменений (на основе фактологического бюллетеня, опубликованного федеральным правительством):
Ограничения на рекламу | Предыдущее законодательство | Новое законодательство |
— Реклама на радио и телевидении — Реклама, ориентированная на несовершеннолетних | Запрещенный | Запрещенный |
— Распространение бесплатных образцов | Запрещено к распространению среди несовершеннолетних. | Запрещенный |
— Реклама на плакатах — Реклама в кинотеатрах — Реклама в общественных зданиях и на них, на спортивных площадках и во время спортивных мероприятий — Спонсорство мероприятий международного характера | Допустимый | Запрещенный |
— Спонсорство национальных мероприятий | Допустимый | Запрещено для несовершеннолетних. |
Дальнейшие ограничения будут приняты в контексте реализации народной инициативы «Да защита детей и молодежи от рекламы табака», которую швейцарский электорат принял в 2022 году. Однако проект изменений, опубликованный Федеральным советом, все еще обсуждается в парламенте (дополнительную информацию см. здесь ).
Мы хотим поблагодарить Элис Келес, стажера-юриста в BakerMcKenzie, за ее сотрудничество в подготовке этого оповещения.