Без рубрики

Миссия по оценке табачного налога: отзывы о слушаниях в Сенате Франции

27 февраля представители компаний Philip Morris France, Japan Tobacco France, British American Tobacco France, Imperial Tobacco Seita и президент Конфедерации табачников были опрошены в Сенате в рамках миссии по оценке и контролю социального обеспечения, посвященной поведенческому налогообложению в сфере здравоохранения. Однако ряд аргументов и элементов не соответствует реальности, отраженной в научной литературе и данных о состоянии здоровья населения.

Источник: Generation Sans Tabac

Медицинская, социальная и фискальная эффективность повышения налогов на табак

Все опрошенные заинтересованные стороны отметили неэффективность налоговой политики как с точки зрения здоровья, сокращения социального неравенства, так и с точки зрения налоговых поступлений. По мнению различных докладчиков, эту неэффективность подтверждают и публичные данные, например, данные организации Public Health France:

О целях здравоохранения. Фискальная политика в период с 2017 по 2020 год в рамках пакета 10 евро привела к историческому снижению ежедневного курения: с 29,4 до 24 % во Франции в период с 2016 по 2019 год[i]. Начиная с 2020 года, стагнация или даже ухудшение ситуации объясняется совокупным воздействием пандемии COVID-19, периодов затворничества и отсутствием фискальной траектории. Таким образом, после введения налогового моратория в период с 2020 по 2022 год государственная политика ограничилась индексацией налогов в соответствии с инфляцией, просто обеспечив, чтобы относительная цена пакета не снижалась. Остальной рост цен на пачки обусловлен политикой повышения цен производителями табачных изделий[ii].Налоговая политика также способствовала массовому снижению курения среди молодежи. Так, в 2018 году 21,5 % студентов выпускных курсов объявили себя ежедневными курильщиками, по сравнению с 8,2 % в 2022 году. Вопреки утверждениям представителя Imperial Tobacco Seita, общественное здравоохранение Франции в своем Еженедельном эпидемиологическом бюллетене за 2023 год напоминает, что повышение цен «показало свою эффективность в снижении приобщения к курению».

О сокращении неравенства. Данные Public Health France согласуются с остальной научной литературой, показывая, что повышение налогов повышает эффективность среди нестабильных категорий населения. Так, в период с 2016 по 2019 год в терциле населения Франции с самым низким доходом распространенность курения увеличилась с 38,8 до 29,8 %, в то время как в терциле с самым высоким доходом она снизилась менее чем на три пункта (с 21 до 18,2 %). Неравенство увеличилось с 2020 года, когда закончилась политика введения табачного налога.

В сочетании с улучшением поддержки отказа от курения повышение налогов стимулирует популярные категории населения отказаться от табака и высвобождает у них свободный доход, который можно направить на другие статьи расходов (питание, образование и т. д.). )[iii].

О налоговых поступлениях. Несмотря на небольшое снижение, наблюдаемое в 2022 году, данные свидетельствуют о постоянном росте налоговых поступлений на протяжении более чем 20 лет. В период с 2003 по 2022 год налоговые поступления, связанные с продажей табачных изделий, выросли более чем на 50 %. Однако эти доходы не компенсируют затраты на здоровье и окружающую среду, связанные с курением. Также уместно упомянуть, что налогообложение табачных изделий является частью не логики прибыльности, а логики общественного здравоохранения, целью которой является снижение человеческих последствий, вызванных деятельностью этого сектора (75 000 смертей в год и сотни тысяч пациентов, которые ложатся тяжелым бременем на систему здравоохранения).

Налогообложение табака и незаконная торговля: обновление

Ответственность производителей за международную незаконную торговлю. Этот вопрос не поднимался в ходе слушаний, однако важно отметить, что участие в организации незаконной торговли табачными изделиями всех опрошенных производителей является общеизвестным фактом[iv]. Эта практика, происходящая в том числе в зонах вооруженных конфликтов (Западная Африка)[v], названа одним из основных источников дестабилизации региона и источников финансирования этнических ополчений, вооруженных групп, международного терроризма или даже программ вооружений таких государств, как Северная Корея[vi]. Это участие также стало причиной судебных разбирательств и исторических санкций (635 миллионов долларов США в 2023 году против British American Tobacco). По этой причине Протокол ВОЗ о ликвидации незаконной торговли табачными изделиями, ратифицированный Францией и Европейским союзом, напоминает о необходимости гарантировать полную независимость борьбы с незаконной торговлей от влияния табачной промышленности[vii].

Ответственность промышленности в трансграничной торговле. Как отмечалось в недавнем предложении министра здравоохранения и профилактики г-на Валлетукса, тогда члена парламента, табачная промышленность поощряет трансграничную торговлю, практикуя массовое избыточное предложение на некоторых соседних рынках (Люксембург, Андорра и т. д.)[viii].

Какова оценка параллельных рынков? Цифры, представленные на слушаниях, свидетельствуют о «взрыве» нелегальной торговли (40 % национального потребления), и в частности контрафакта. Эти данные из отчета KPMG, полностью финансируемого компанией Philip Morris France, признаны недопустимыми в научной литературе[ix]. В докладе отмечается отсутствие прозрачности и методологические недостатки, направленные на умышленное преувеличение реальности параллельных рынков. Сама фирма KPMG в преамбуле к этому отчету указывает, что она «не пыталась установить надежность источников информации»[x].

Особенно убедительные данные, полученные от организации Public Health France, показывают, что покупательские привычки французов в отношении табака остаются стабильными, по крайней мере, с 2014 года, несмотря на налоговую политику, введенную с тех пор. Доля покупок в табачных магазинах по-прежнему составляет большинство (около 80 %), за ней следуют трансграничные покупки (14-15 %). Доля незаконной торговли представляется относительно ограниченной: например, в ходе последнего исследования (2022 год) доля покупок табака на улице составила 0,8 %[xi].

Во время слушаний представитель компании Japan Tobacco France упомянул, что заключение в 2020 году привело к увеличению продаж в табачных магазинах на 25 %. В действительности, по данным INSEE, этот рост составил не более 9,5 %[xii]. Аналогичным образом, информационный отчет Woerth-Park за 2021 год не соглашается с констатацией «взрыва» параллельного рынка, который он ограничивает между 14 и 17% национального потребления (с учетом легальных и нелегальных компонентов)[xiii].

Контрафакт и изъятия — Ни одно независимое исследование табачной отрасли не указывает на экспоненциальное развитие контрафакта. В отчете KPMG различие между контрабандной и контрафактной продукцией проводят сами производители. Однако, неся ответственность в случае значительного присутствия их продукции в изъятиях в рамках незаконной торговли, производители напрямую заинтересованы в оценке этой продукции на предмет контрафактности.

Наконец, динамика изъятий табачных изделий не является хорошим показателем для оценки уровня параллельных рынков. Во-первых, две трети изъятой на территории страны продукции не предназначались для французского рынка. Кроме того, динамика изъятий зависит, прежде всего, от людских и финансовых ресурсов, выделяемых таможенной службе на эти операции.

Отсутствие корреляции между налогообложением и незаконной торговлей. Не существует корреляции между уровнем налогов и уровнем незаконной торговли[xiii]. Гораздо более определяющими являются другие факторы, помимо цены, такие как уровень коррупции в странах, наличие или отсутствие системы отслеживания и отслеживания, строго независимой от табачной промышленности. Сегодня европейская система не такова. Доля параллельных рынков, приходящаяся во Франции в основном на трансграничные закупки, является прямым результатом практики избыточного предложения на приграничных рынках со стороны производителей.

Наконец, такая взаимосвязь цен и нелегальной торговли, поддерживаемая производителями табака, не помешала последним договориться о согласованном повышении цен (+50 центов в начале 2024 года, в дополнение к индексации на уровень инфляции).

Новые продукты и налогообложение новых продуктов
Нагревательный табак не является продуктом «пониженного риска». Понятие «продукты, не поддерживающие горение» создает путаницу между продуктами совершенно разной природы. В частности, это название позволяет объединить электронные сигареты и нагретый табак как решения «пониженного риска». Однако если электронная сигарета, несомненно, менее вредна, чем промышленная, то этого нельзя сказать о нагретом табаке, потребление которого сопровождается лишь «модифицированным риском»[xv]. Кроме того, по данным немецкого исследования, проведенного в конце 2023 года, потребление нагретого табака не менее вредно, чем потребление промышленных сигарет, с точки зрения дыхательной и сосудистой систем[xvi]. Более того, в обзоре литературы подчеркивается, что 69 % потребителей нагретого табака также являются курильщиками традиционных табачных изделий, тем самым подвергая себя повышенному риску[xvii].

Стоит добавить, что структурно гарантировать производителям, что их табачные изделия будут нагреваться только для взрослых курильщиков, невозможно, так как это означало бы планирование этими субъектами собственной экономической смерти, вызванной механической невосполнимостью их потребителей. Опыт показывает, что маркетинговые стратегии производителей, безусловно, направлены на молодое поколение.

Пример Соединенного Королевства — Опыт Соединенного Королевства регулярно приводился ораторами для обоснования необходимости поощрения развития этих электронных сигарет с более общей точки зрения снижения риска. Если Великобритания действительно встала на сторону поощрения электронных сигарет как средства отказа от курения, то такой политике предшествовало значительное снижение распространенности курения, достигнутое благодаря ужесточению табачного законодательства (прозрачная упаковка, увеличение запретов на курение, жесткая налоговая политика), а также реальной политике поддержки курильщиков. Следует также отметить, что с ноября 2023 года средняя цена пачки составляет около 18 евро.

Отсутствие регулирования в этой сфере способствовало быстрому и бесконтрольному развитию электронных сигарет, породив педиатрическую эпидемию среди молодого поколения. Так, уже несколько месяцев Великобритания стремится ограничить доступ к электронным сигаретам, в связи с чем оценивает возможность введения налогов на электронные сигареты, ограничения вкусов, регулирования упаковки, строгого контроля запрета на продажу несовершеннолетним и т. д.


[I] Public health France, Prevalence of smoking and vaping in mainland France in 2022 among 18-75 year olds, May 31, 2023, (accessed February 28, 2024).

[ii] Customs, Nomenclatures of retail sales prices for manufactured tobacco, (accessed February 28, 2024).

[iii] v Furman, J., World Bank Conference: “Winning the Tax Wars: Global Solutions for Developing Countries”, Six Lessons from the US Experience with Tobacco Taxes, 05/24/2016, (accessed 02/28/2024)

[iv] OCCRP, British American Tobacco Fights Dirty In West Africa, February 26, 2021, accessed on 02/28/2024

[v] OCCRP, Marlboro’s Man: Philip Morris’ Representative in Burkina Faso is a Known Cigarette Smuggler, February 26, 2021, accessed on 02/28/2024

[vi] Generation without tobacco, Record fine for British American Tobacco and its illicit activities in North Korea, 04/28/2023, accessed 02/28/2024

[vii] World Health Organization protocol to eliminate illicit trade in tobacco products, consulted on 02/28/2024

[viii] National Assembly, Proposal for a law aimed at applying the World Health Organization protocol defining tobacco delivery quotas to prevent tobacco companies from fueling parallel trade, 07/11/2023, consulted on 02/28/2024

[ix] Tobacco Tactics, KPMG, August 15, 2023, (accessed February 28, 2024).

[x] KPMG, Illicit cigarette consumption in the EU, UK, Norway and Switzerland, 2021, (accessed February 28, 2024)

[xi] Public health France, Places to purchase tobacco in France in 2021: results of the French Public Health Barometer, 2022, (accessed February 28, 2022)

[xii] INSEE, Supplies abroad represent at least 9.5 % of tobacco sales in France, February 15, 2024, (accessed February 28, 2024)

[xiii] National Assembly, relating to the evolution of tobacco consumption and the tax yield applicable to tobacco products during confinement and the lessons that can be learned, September 29, 2021, (accessed February 28, 2024)

[xiii] L, Joossens, How Eliminating the Global Illicit Cigarette Trade Would Increase Tax Revenue and Save Lives, 2009, (accessed February 28, 2024)

[xv] Simonavicius E, McNeill A, Shahab L, et al, Heat-not-burn tobacco products: a systematic literature review, Tobacco Control 2019;28:582-594.

[xvi] Goebel I, Mohr T, Axt PN, Watz H, Trinkmann F, Weckmann M, Drömann D, Franzen KF, Impact of Heated Tobacco Products, E-Cigarettes, and Combustible Cigarettes on Small Airways and Arterial Stiffness. Toxics 2023,11,758.

[xvii] B. Dautzenberg, M.-D. Dautzenberg. Heated tobacco: systematic review of the literature. Respiratory Diseases Review, 2019, 36, pp.82 — 103. ff10.1016/j.rmr.2018.10.010ff. ffhal-03485625f