Вейп& nbsp;Вейпинг& nbsp;Взрослые вейперы& nbsp;Взрослые потребители& nbsp;Девиантное поведение& nbsp;Подростки

Чтобы подростки перестали курить электронные сигареты, им нужно воспринимать это как нечто неприятное, а не крутое.

Источник: The Conversation

[“Сказка ложь, да в ней намёк”. В статье, практически, даётся некий нарратив для хейтеров вейпинга. Возможно, такая пропагандистская модель “отвлечет” подростков от вейпинга. Но тогда пагубное курение, ставшее социально приемлемым явлением, снова выйдет на первое место по привлекательности среди подростковых девиаций. С другой стороны социальное уничижение вейпинга сделает его малопривлекательным для взрослых, разрушающих своё здоровье традиционным курением.

Предлагаемая модель негативного позиционирования вейпинга среди подростков возможна исключительно при условии просветительской работы среди взрослых курильщиков, нормализующее вейпинг как социально приемлемое поведение, аналогичное курению, но приносящего значительно меньший вред здоровью в перспективе продления жизни.]

Доля молодых людей, которые вейпят, значительно выросла за последний год. По данным благотворительной организации Action on Smoking and Health, доля молодых людей в возрасте от 11 до 17 лет в Великобритании, которые пробовали вейпинг, выросла с 15,8% в 2022 году до 20,5% в 2023 году.

Более того, молодые люди могут рассматривать вейпинг как безопасную альтернативу курению. В обзоре 2015 года, подготовленном организацией Public Health England, утверждалось, что электронные сигареты “на 95 % безопаснее” сигарет. Эта информация подтверждается PHE ежегодно, но она предназначалась для взрослых, страдающих зависимостью от сигарет, но в итоге привела к формированию мнения, что вейпинг абсолютно безвреден.

Тем не менее, вейпы могут содержать потенциально вредные вещества, вызывающие привыкание, такие как никотин.

Разрушить связь между вейпингом и социальным одобрением могла бы помочь информационная кампания, обращенная непосредственно к молодым людям, которые уже вейпят или склонны к вейпингу, и направленная на то, чтобы это казалось не круто, а неприятно.

Почему подростки вейпят

Популярность вейпинга может быть связана с давлением со стороны сверстников – молодые люди могут начать вейпить, чтобы вписаться в общество или произвести впечатление на сверстников, экспериментируя с новыми вещами. Молодые люди находятся в критическом возрасте, когда они учатся отстаивать свою независимость и больше ценят одобрение и поддержку сверстников, чем родителей.

Мозг подростков более чувствителен к чувствам и волнению, возникающим при риске, чем мозг взрослых.

Когда молодые люди думают, что их сверстники наблюдают за ними, они с большей вероятностью пойдут на риск – реакция на вознаграждение усиливается. Это связано с тем, что подростки более предрасположены к рискованному поведению, например, к вейпингу.

В социальных сетях можно найти огромное количество постов, в которых вейпинг позиционируется как увлекательное и интересное занятие для подростков. Среди популярных и модных хэштегов – #vapetrick, #vapefam и #vapelife. Они служат для создания связей и привлечения подростков в сообщество, подпитывая их потребность в социальном одобрении среди сверстников.

Чтобы вейпинг вызывал у молодежи неприятие, его нужно представить как постыдное, отвратительное и культурно неприемлемое явление – ведь молодым людям важно, как их оценивают окружающие. Ролевые модели, которые фокусируются на негативных социальных последствиях вейпинга, скорее всего, будут более эффективны в мотивации молодых людей воспринимать вейпинг как нечто постыдное.

Разорвать связь с крутизной

Одним из способов разорвать связь с социальным одобрением, который бы пришелся по душе молодежи, было бы привлечение авторитетных людей из социальных сетей. Влиятельные люди пользуются большим авторитетом у подростков, выступая в роли законодателей моды и влияя на социальные нормы.

То, как вейпинг изображается в фильмах и на различных медиаплатформах, таких как онлайн-видеоканалы, также требует тщательного контроля. Ограничение изображения вейпинга в тех местах, где он присутствует, представление его как нежелательного поведения, а не как “крутого”, может в некоторой степени сдержать желание молодых людей вейпить.

Необходимо усилить регулирование вейпинг-контента на платформах социальных сетей, популярных среди молодежи, например, отслеживать использование популярных хэштегов. Некоторые платформы уже начали это делать. На TikTok при поиске вейп-контента появляется предупреждающее сообщение “Будьте информированы и осведомлены” со ссылкой на дополнительную информацию о поддержке при употреблении психоактивных веществ.

Образовательные программы обычно направлены на то, чтобы научить молодых людей критически оценивать информацию, с которой они сталкиваются в сети, а не на то, как алгоритмы социальных сетей влияют на контент, который им подсовывают. Школьные образовательные программы должны открыто обсуждать потенциальное вредное влияние алгоритмов на их опыт потребления.

Однако необходимо также быть осторожными, ограничивая доступ подростков к вейпинговой продукции. Когда поставки энергетического напитка Prime – продукта, также популярного среди молодых потребителей, – были ограничены, это привело к возникновению черного рынка. Молодые люди шли на многое, чтобы приобрести этот продукт как символ статуса и получить одобрение общества. Если сделать вейпы труднодоступными, это может привести к тому, что молодые люди будут курить, чтобы получить признание среди своих сверстников.