Использование средств снижения вреда от табака
Источник: The Lancet
Снижение вреда является успешной стратегией общественного здравоохранения, например, в минимизации вреда от употребления наркотиков. 1 Поэтому снижение вреда от табака 2 должно стать основной стратегией Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) в дополнение к мерам по снижению спроса и предложения, которые являются необходимыми, но недостаточными. РКБТ ВОЗ сыграла важную роль в стимулировании глобальных мер по борьбе с табаком, 3,4 но при этом было сложно показать сильную и последовательную связь между реализацией мер РКБТ и распространенностью курения и результатами потребления сигарет.5, 6 РКБТ не запрещает подходы, направленные на снижение вреда, но оставляет за странами право решать, как регулировать электронные сигареты и другие новые никотиновые продукты.3 Отсутствие поддержки ВОЗ в отношении снижения вреда от табака ограничивает выбор более здоровых вариантов для 1-3 миллиардов человек во всем мире, которые курят и подвергаются повышенному риску ранней смерти.4
Позиция ВОЗ, согласно которой к электронным сигаретам и другим новым никотиновым продуктам следует относиться так же, как к табачным изделиям, не имеет научного обоснования.7, 8 Эта позиция не учитывает соразмерный риск. Мы считаем, что ВОЗ должна обеспечить позитивное лидерство и техническую поддержку странам при рассмотрении вопроса об использовании электронных сигарет и других устройств доставки никотина, включая снюс, пакетики, нагретый и бездымный табак.9 Нынешний подход ВОЗ к этим продуктам с более низким уровнем риска10 заключается в том, чтобы поощрять страны, такие как Индия, за запрет электронных сигарет11 ; 34 страны, в основном с низким и средним уровнем дохода, в настоящее время запрещают электронные сигареты.10
В некоторых странах значительное сокращение распространенности курения совпало с распространением новых никотиновых продуктов. Например, в Новой Зеландии распространенность ежедневного курения среди взрослых резко снизилась с 13-3% в 2017-18 годах до 6-8% в 2022-2312 годах после того, как электронные сигареты стали широко доступны, что на 49% меньше за 5 лет. За тот же период при поддержке правительства и регулировании вейпинга,13 распространенность ежедневного курения среди взрослых выросла с 2-6% до 9-7%.12 Недавнее снижение курения в Новой Зеландии произошло при отсутствии какой-либо другой крупной политики по борьбе с табаком, кроме ежегодного повышения цен на продукты питания на уровне стоимости жизни.14 Сокращение курения в Новой Зеландии за этот период показывает, чего можно достичь, и превосходит цели ВОЗ по сокращению распространенности курения на 30% за 15 лет с 2010 по 2025 год.15 Законодательство Новой Зеландии 2022 года о запрете курения включает «поколение, свободное от табака», сокращение на 90% торговых точек, продающих курительный табак, и обязательную деникотинизацию табака в розничной торговле.16 Правительство Новой Зеландии, избранное в ноябре 2023 года, намерено достичь цели «Запрета на курение 2025» — 5% (или менее) распространенности курения среди взрослого населения, но собирается отменить законодательство о запрете курения 2022 года.17 Однако, учитывая сроки реализации, опасения по поводу того, что эта отмена поставит под угрозу достижение цели по борьбе с курением к 2025 году, можно развеять; ни одна из трех основных мер, как ожидается, не окажет влияния до 2025 года и может иметь негативные непредвиденные последствия.18 Судя по недавнему прогрессу, цель Новой Зеландии по борьбе с курением к 2025 году, скорее всего, будет достигнута путем согласия, а не принуждения, и благодаря дальнейшей поддержке перехода на никотиновые продукты без дыма.19
Другие страны с высоким уровнем дохода также добились успеха в снижении распространенности курения благодаря использованию ряда устройств доставки никотина с пониженным риском в дополнение к мерам по снижению спроса и предложения, предусмотренным РКБТ. В Швеции с давними традициями употребления снюса отмечается самый низкий уровень распространенности ежедневного курения среди взрослого населения в мире — до 6% в 2022 году, что сопровождается низкой смертностью от заболеваний, связанных с табаком.20 Норвегия добилась аналогичного успеха в снижении распространенности курения в контексте более широкого использования снюса и электронных сигарет 21, а в Англии вейпинг помогает взрослым бросить курить.7,22 Значительное снижение потребления сигарет в Японии связано с быстрым распространением продуктов, которые нагревают, а не сжигают табак.23 Меньший прогресс был достигнут в странах с низким и средним уровнем дохода, где потенциал борьбы с табаком и политическая воля к принятию мер по борьбе с табаком слабее, а потенциал снижения вреда от табака не реализован.5
Есть две причины, по которым снижение вреда от табака не принимается более активно, несмотря на то, что оно связано со снижением распространенности курения. Первая заключается в том, что по сравнению с сигаретами, вред от которых известен уже более полувека, долгосрочные эффекты электронных сигарет неизвестны. Хотя вейпинг не может быть безрисковым, особенно для людей, которые не курят22 , риск того, что компоненты электронных сигарет нанесут существенный долгосрочный вред, скорее всего, невелик, особенно по сравнению с вредом, наносимым табачным дымом.7
Вторая проблема заключается в том, что широкая доступность электронных сигарет в отсутствие адекватного контроля и регулирования способствует развитию никотиновой зависимости у молодежи и позволяет вейп-индустрии действовать неэтично.24 Существует мало доказательств того, что вейпинг приводит к курению среди молодежи, и хотя доля некурящих подростков, которые вейпят, растет, она остается на довольно низком уровне. 25,26 Для профилактики вейпинга среди молодежи необходимы более строгие правила, в том числе ограничения на продажу, и соответствующие кампании по пропаганде здорового образа жизни, но эти меры должны быть сбалансированы с потребностями здоровья пожилых людей, которые курят и нуждаются в поддержке, чтобы бросить курить.
Существует понятный скептицизм в отношении мотивов табачной промышленности, которая продает продукты, запрещающие курение, продолжая расширять табачные рынки в странах с низким и средним уровнем дохода. 24 Чтобы оставаться прибыльной, табачная промышленность в конечном итоге должна будет перевести свой глобальный бизнес на менее вредные альтернативы, поскольку сигареты больше не будут монополизировать доставку никотина.
Конференция Сторон РКБТ ВОЗ 10 (КС10), руководящий орган РКБТ, пройдет в Панаме с 5 по 9 февраля 2024 года. В критических справочных документах к КС10 рекомендуется рассматривать никотиновые продукты как эквивалент сигарет и регулировать их аналогичным образом. 27,28 Такой подход является ретроградным шагом, поскольку они не являются сопоставимыми продуктами с точки зрения наносимого ими вреда; в конце концов, именно сжигание табака наносит вред, а не никотин.29 Хуже того, такая стратегия в конечном итоге будет благоприятствовать глобальному рынку сигарет и может препятствовать вейпингу.
В центре внимания должна оставаться главная проблема общественного здравоохранения — пагубные последствия потребления табака для здоровья. Сокращение курения сигарет — самый эффективный способ предотвращения смертности от табака15 , а снижение вреда от табака — самый быстрый и справедливый способ снизить распространенность курения. ВОЗ необходимо принять эти инновации в области доставки никотина. Страны, которые пользуются преимуществами снижения вреда от табака, такие как Новая Зеландия, Швеция, Норвегия, Англия и Япония, должны призвать страны-участницы COP10 поддержать предложения, которые позволят быстро снизить уровень курения. 1-3 миллиарда курящих людей в мире, половина из которых умрет раньше времени, заслуживают такого лидерства.
Ссылки:
References
1.Harm Reduction International
What is harm reduction?.
https://hri.global/what-is-harm-reduction/
Date: 2024
Date accessed: January 23, 2024
2.Hatsukami DK Carroll DM
Tobacco harm reduction: past history, current controversies and a proposed approach for the future.
Prev Med. 2020; 140106099
3.Arnott D Lyndoff K Goddard A
Tobacco control: the FCTC provides the route to the finish line.
Lancet. 2022; 400: 427
4.Ghebreyesus TA
Progress in beating the tobacco epidemic.
Lancet. 2019; 394: 548-549
5.Warner KR
Understanding the association between the WHO Framework Convention on Tobacco Control, adoptions of tobacco control policies, and reduction in smoking prevalence.
Lancet Public Health. 2017; 2: e158-e159
6.Hoffman SJ Poirier MJP Van Katwyk SR et al.
Impact of the WHO Framework Convention on Tobacco Control on global cigarette consumption: quasi-experimental evaluations using interrupted time series analysis and in-sample forecast event modelling.
BMJ. 2019; 36512287
7.McNeill A Simonavičius E Brose LS et al.
Nicotine vaping in England: an evidence update including health risks and perceptions, September 2022. A report commissioned by the Office for Health Improvement and Disparities.
Office for Health Improvement and Disparities, London2022
https://assets.publishing.service.gov.uk/media/633469fc8fa8f5066d28e1a2/Nicotine-vaping-in-England-2022-report.pdf
Date accessed: January 23, 2024
8.Akiyama Y Sherwood N
Systematic review of biomarker findings from clinical studies of electronic cigarettes and heated tobacco products.
Toxicol Rep. 2021; 8: 282-294
9.Beaglehole R Bates C Youdan B Bonita R
Nicotine without smoke: fighting the tobacco epidemic with harm reduction.
Lancet. 2019; 394: 718-720
10.WHO
WHO global report on the global tobacco epidemic, 2023: protect people from tobacco smoke.
World Health Organization, Geneva2023
https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/372043/9789240077164-eng.pdf?sequence=1
Date accessed: January 23, 2024
11.Mordani S
WHO honours Harsh Vardhan on World No Tobacco Day for banning e-cigarettes. India Today.
https://www.indiatoday.in/india/story/who-honours-harsh-vardhan-on-world-no-tobacco-day-for-banning-e-cigarettes-1809113-2021-05-31
Date: May 31, 2022
Date accessed: January 23, 2024
12.Ministry of HealthNew Zealand Government
New Zealand Health Survey.
https://minhealthnz.shinyapps.io/nz-health-survey-2022-23-annual-data-explorer/_w_258fbcdd/#!/explore-topics
Date: 2022–2023
Date accessed: January 23, 2024
13.New Zealand Government
New Zealand Smokefree Environments and Regulated Products (Vaping) Amendment Act 2020.
https://www.legislation.govt.nz/act/public/1990/0108/latest/DLM223191.html
Date accessed: January 23, 2024
14.Ministry of HealthNew Zealand Government
Vaping and smoke free history and timelines.
https://www.health.govt.nz/our-work/preventative-health-wellness/smokefree-2025/smokefree-and-vaping-history/vaping-and-smokefree-history-and-timelines#sfjou
Date: Aug 22, 2023
Date accessed: January 27, 2024
15.WHO
WHO global action plan for the prevention and control of noncommunicable diseases 2013–2020.
World Health Organization, Geneva2013
https://www.who.int/publications/i/item/9789241506236
Date accessed: January 23, 2024
16.New Zealand Government
New Zealand Smokefree Environments and Regulated Products (Smoked Tobacco) Amendment Act 2022.
https://www.legislation.govt.nz/act/public/2022/0079/latest/LMS708154.html
Date accessed: January 23, 2024
17.Luxon C Peters W
Coalition Agreement between the New Zealand National Party and the New Zealand First Party.
https://assets.nationbuilder.com/nationalparty/pages/18466/attachments/original/1700778597/NZFirst_Agreement_2.pdf?1700778597
Date: Nov 24, 2023
Date accessed: January 25, 2024
18.Bates C Bonita R Youdan B et al.
Review of: Tobacco endgame intervention impacts on health gains and Māori:non-Māori health inequity: a simulation study of the Aotearoa-New Zealand Tobacco Action Plan.
Qeios. 2022; (published online Nov 6.)
https://doi.org/10.32388/8WXH0J
19.Beaglehole R Youdan B
Smokefree laws: New Zealand well on track to be smoke free next year. New Zealand Herald.
https://www.nzherald.co.nz/nz/smokefree-laws-new-zealand-is-well-on-track-to-be-smokefree-next-year/XECMRVXB6JCMFIAQCDAGK2SL6U/
Date: Jan 11, 2024
Date accessed: January 27, 2024
20.Swedish National Institute of Public Health
The use of tobacco and nicotine products by adults.
https://www.folkhalsomyndigheten.se/livsvillkor-levnadsvanor/andts/utveckling-inom-andts-anvandning-och-ohalsa/anvandning/anvandning-av-tobaks-och-nikotinprodukter/vuxnas-bruk-av-tobaks—och-nikotinprodukter/
Date: Dec 15, 2022
Date accessed: January 23, 2024
21.Norwegian Directorate of Health
Tobacco control in Norway.
https://www.helsedirektoratet.no/english/tobacco-control-in-norway
Date: 2022
Date accessed: January 23, 2024
22.Jackson S Bullen C
UK report underscores potential of e-cigarettes to reduce smoking harms.
Lancet. 2022; 400: 1747-1750
23.Cummings KM Nahhas GJ Sweanor DT
What is accounting for the rapid decline in cigarette sales in Japan?.
Int J Environ Res Public Health. 2020; 17: 3570-3571
24.Lee K Egbe CO Bianco E et al.
The 20th anniversary of the WHO Framework Convention on Tobacco Control: hard won progress amid evolving challenges.
Lancet. 2023; 402: 592-594
25.ASH
Year 10 Snapshot Survey 2023. Topline—youth smoking and vaping.
https://assets.nationbuilder.com/ashnz/pages/70/attachments/original/1702170472/2023_ASH_Y10_Snapshot_Topline_smoking_and_vaping_FINAL.pdf?1702170472
Date: 2023
Date accessed: January 27, 2024
26.Action on Smoking and Health
Use of e-cigarettes among young people in Great Britain.
https://ash.org.uk/uploads/Headline-results-ASH-Smokefree-GB-adults-and-youth-survey-results-2023.pdf?v=1684400380
Date: 2023
Date accessed: January 23, 2024
27.Conference of the Parties to the FCTC Tenth Session. Documents.
https://storage.googleapis.com/who-fctc-cop10/Main%20documents/index.html
Date: 2024
Date accessed: January 23, 2024
28.WHO Framework Convention on Tobacco Control
Tenth session of the Conference of the Parties (COP10) to the WHO FCTC.
https://fctc.who.int/who-fctc/governance/conference-of-the-parties/tenth-session-of-the-conference-of-the-parties
Date: 2024
Date accessed: January 28, 2024
29.Russel MAH
The future of nicotine replacement.
Brit J Addiction. 1991; 86: 653-658
Article info
Publication history
Published: February 01, 2024
Identification
DOI: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(24)00140-5
Copyright
© 2024 Elsevier Ltd. All rights reserved.