Без рубрики

Российский рынок никотиновых продуктов нового поколения растет на 20% на фоне проблем с регулированием: Эксклюзивное интервью с Федотовым

Источник: 2first

Российский рынок никотиновых продуктов нового поколения, поколения Next (NGP), должен вырасти на 20 % в 2025 году, но регулятивное давление и доминирующий нелегальный сектор создают проблемы. В эксклюзивном выпуске программы 2Firsts Евгений Федотов из Fedotov Group делится своими соображениями о доминировании PMI на рынке нагреваемых табачных изделий (HTP), сдвигах в сфере ЭСДН и растущей роли Китая. Смогут ли легальные бренды остаться в выигрыше?

Примечание редактора

Россия является третьим по величине рынком NGP в мире после США и Европы. В последние годы из-за уникального мирового политического ландшафта российский рынок NGP приобрел отличительные черты от других регионов, что сделало его ключевой целью для многочисленных вейп-брендов, стремящихся к экспансии.

Компания 2Firsts, являющаяся мировым лидером в области медиа и консалтинга в сфере NGP, располагает сетью отчетов, охватывающей все мировые рынки. Чтобы получить более полное представление о текущем состоянии и тенденциях российского рынка, 2Firsts связался с Евгением Федотовым, основателем и генеральным директором Fedotov Group, одной из самых влиятельных исследовательских организаций в области табака и NGP в России.

Российский рынок продуктов нового поколения (NGP) переживает трансформацию, обусловленную развитием потребительских предпочтений, изменением законодательства и постоянно присутствующим нелегальным сектором. По прогнозам, в 2025 году рынок вырастет на 20 %, однако растущее налогообложение и строгие меры по соблюдению законодательства угрожают легальным операторам, а нелегальная продукция продолжает наводнять розничные каналы.

Чтобы глубже понять эту динамику, 2Firsts побеседовал с Евгением Федотовым, основателем Fedotov Group, ведущей российской консалтинговой компании, специализирующейся на табачной и никотиновой промышленности. Федотов поделился своим мнением об устойчивости Philip Morris International (PMI) в сегменте HTP, изменениях в сегменте ЭСДН и о том, как меняется роль Китая на рынке.

Евгений Федотов, основатель Fedotov Group|source:Fedotov

Рост рынка и ключевые драйверы

Расширение рынка: показатели 2023 года и перспективы на 2024 год

Российский рынок NGP, оцениваемый в 2,68-2,92 млрд долларов в 2023 году, остается одним из крупнейших в мире. Несмотря на небольшое снижение продаж одноразовых ЭСДН на 3,7 %, рынок компенсировал это ростом общего объема продаж на 29 %, что было обусловлено переходом потребителей на одноразовые устройства большей емкости. В результате общая выручка выросла на 15,8 %.

«NGP больше не являются нишевой категорией», — говорит Федотов. «Они являются неотъемлемой частью российского никотинового ландшафта, и, несмотря на препятствия со стороны регулирующих органов, спрос на них продолжает расти».

Одним из главных катализаторов этого роста является постепенный переход от традиционных сигарет к альтернативам с пониженным риском. В России по-прежнему насчитывается около 27-29 миллионов курильщиков, но с 10,5 миллионами пользователей NGP переход идет полным ходом.

Что приведет к 2025 году к 20-процентному росту?

Забегая вперед, Федотов прогнозирует 20-процентный рост рынка в 2025 году, в основном за счет роста электронных жидкостей и многоразовых ЭСДН. Он отмечает, что, хотя одноразовые ЭСДН продолжают доминировать по объему, повышение акцизов подталкивает некоторых потребителей к использованию перезаправляемых устройств.

«Профиль потребителей меняется», — объясняет он. «Раньше многие пользователи предпочитали одноразовые устройства из-за удобства. Однако чувствительность к цене заставляет все больше людей рассматривать многоразовые системы и электронные жидкости как экономически выгодную альтернативу».

Разбивка сегментов NGPs: HTP, ЭСДН и не только

HTP: Можно ли оспорить доминирующее положение PMI?

PMI остается безусловным лидером в категории нагреваемых табачных изделий (HTP) благодаря своим хорошо зарекомендовавшим себя брендам Marlboro и Heets. Согласно опросу, проведенному среди розничных продавцов в 2024 году,

● 31 % магазинов сообщили об увеличении продаж HTP, что свидетельствует о стабильном принятии продукции потребителями.

47 % ритейлеров заявили, что спрос остается стабильным, что свидетельствует о достижении продукцией PMI определенного уровня зрелости рынка.

Федотов считает, что, несмотря на сильные позиции PMI, китайские производители HTP могут стать более конкурентоспособными в ближайшие годы. «Рынок развивается, и по мере появления новых игроков, внедряющих инновационные технологии, мы можем увидеть сдвиги. Но пока PMI находится далеко впереди».

ЭСДН: Поведение потребителей и новые тенденции

Электронные системы доставки никотина (ЭСДН) стали основным компонентом российского рынка NGP. Одноразовые ЭСД занимают 60 % рынка, а многоразовые — 40%.

Федотов отмечает растущий тренд на одноразовые вейпы с большей емкостью, превышающей 10 000 затяжек. «Потребители ищут более выгодные предложения, и производители отвечают на это устройствами, которые работают дольше и обеспечивают более сильный никотиновый удар».

За пределами ЭСДН: рост жевательного табака, сигарилл и кальяна

В то время как ЭСДН и HTP доминируют в заголовках газет, другие табачные альтернативы спокойно расширяются:

  • Продажи жевательного табака выросли у 53% опрошенных ритейлеров, что свидетельствует о нишевом, но устойчивом спросе.
  • Сигариллы, ставшие третьим по величине никотиновым продуктом в России, все чаще используются ежедневно, а не от случая к случаю.
  • Табак для кальяна остается устоявшейся категорией, причем за долю рынка борются как отечественные, так и импортные бренды.

Китай расширяет свое присутствие на российском рынке NGP

Влияние Китая на российский рынок NGP. В 2024 году общий объем китайского экспорта NGP в Россию достиг 536,4 млн долларов¹, составив 4,9 % мирового экспорта. В то же время экспорт китайских HTP в Россию достиг $7,44 млн¹, что составляет 46,5% от общего объема экспорта HTP из Китая.

Однако китайским брендам все еще трудно преодолеть доминирование PMI в секторе HTP. Федотов объясняет: «PMI потратила годы на то, чтобы завоевать доверие потребителей и обеспечить соответствие нормативным требованиям, что сложно для новых игроков».

Тем не менее, Федотов видит возможности для китайских компаний в сфере ЭСДН. «Сильные стороны Китая в области производства и эффективности цепочки поставок дают ему преимущество в конкурентоспособности по цене. Если они смогут ориентироваться в строгом российском нормативном ландшафте, то смогут отвоевать большую долю».

Дальнейшая судьба российской индустрии NGP

Несмотря на ужесточение законодательства и доминирование нелегального рынка, российская индустрия NGP остается на траектории уверенного роста. Позиции PMI в области HTP вряд ли будут оспорены в ближайшем будущем, в то время как бренды ЭСДН продолжают бороться за лидерство на рынке.

Федотов считает, что будущее рынка будет определяться соблюдением нормативных требований, инновациями и авторитетом бренда. «Компании, которые смогут соблюдать нормативные требования и при этом предлагать качественные и доступные продукты, выйдут победителями».

По мере того как конкуренция будет обостряться, гибкость и стратегическая адаптация станут ключом к процветанию на развивающемся российском никотиновом рынке.

¹ Данные о китайском экспорте в этом отчете получены от 2Firsts на основе статистики экспорта китайской таможни. Все остальные данные предоставлены Fedotov Group.

О Fedotov Group 

Fedotov Group — международное табачное консалтинговое агентство, базирующееся в России. Мы работаем для профессиональных компаний на рынке табака и вейпинга по всему миру. Мы можем решить любую проблему на всех этапах — от создания продукта до его продажи. Наша команда возьмет на себя самые сложные задачи, чтобы вы могли посвятить все свое время и силы самому важному — вашему продукту.


Добавить комментарий