Компания Zyn вызывает у инвесторов ажиотаж — пока что
Никотиновые пакетики быстро набирают популярность
Источник: The Economist
Положив маленький белый пакетик Zyn между губами и десной, вы получите приятный никотиновый удар. Его производитель тоже на подъеме. Акции Philip Morris International (pmi), крупнейшей в мире публично торгуемой табачной компании, находятся на рекордно высоких отметках. Энтузиазм инвесторов, возросший после ошеломительного отчета о прибылях в начале февраля, имеет мало общего с продажами Marlboro или других сигарет компании pmi. Он подогревается бурно развивающимися «бездымными» продуктами компании (в общем, всем, что не содержит горящего табака) — и в первую очередь Zyn. В 2024 году поставки Zyn выросли до 644 миллионов банок (по 15-20 пакетиков с никотином в каждой), что более чем на половину больше, чем годом ранее. В Америке, где Zyn стал чем-то вроде фаворита мага, pmi с трудом справляется со спросом. Компания планирует расширить завод в Кентукки и построить новый в Колорадо. В январе американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) разрешило продажу Zyn взрослым на том основании, что он безопаснее сигарет (хотя и не лишен риска).
Инвесторам есть что сказать о продукции, запрещающей курение. Маржа на них выше, чем на сигаретах, и она растет. Они также обеспечивают защиту от угрозы существования табачных компаний: падения спроса на их основной продукт. Во всем мире потребление табака сократилось примерно на четверть с 2010 года благодаря кампаниям по охране здоровья и более жесткой государственной политике. Некоторые богатые страны даже подумывают о полном запрете. Привлекательность альтернативы, которая нравится потребителям и которую терпят регулирующие органы, очевидна.
Немногие табачные компании так активно, как pmi, выступают за запрет курения. Яцек Ольчак, исполнительный директор компании, знает толк в курении. Однажды он рассказал о том, как посоветовал потенциальному жениху бросить курить, иначе «вы никогда не будете встречаться с моей дочерью». Компания взяла на себя обязательство к 2030 году получать две трети своих доходов из источников, свободных от курения. Компания решила не заниматься вейпами, основной альтернативой сигаретам, но заявляет, что потратила миллиарды на разработку iqos, устройства, которое нагревает, а не сжигает табак. А в 2022 году она потратила $16 млрд на приобретение контрольного пакета акций компании Swedish Match, изобретателя Zyn.
Может ли успех Zyn стать источником проблем? Никотиновые пакетики набирают популярность среди подростков. Согласно последнему Национальному опросу молодежи о табаке, 1,8 % американских детей среднего и старшего школьного возраста (11-18 лет) приобщились к этой привычке; более популярным источником никотина является только вейпинг — 5,9 %. «Зинфлюенсеры» публикуют видеоролики о том, как они используют пакетики, на TikTok. Пока что ФДА выглядит спокойной. В январе она заявила, что риск для детей, использующих пакеты, не перевешивает пользу для взрослых, переходящих от сигарет.
Однако продукты без дыма и раньше приносили крупным табачным компаниям головную боль. В 2018 году Altria, еще одна крупная табачная компания, приобрела долю в Juul, в то время ведущем производителе вейпов, за 12,8 млрд долларов. В течение четырех лет Juul была почти обанкрочена из-за судебных исков, обвиняющих ее в том, что она способствовала повальному увлечению вейпингом среди молодежи. Это должно послужить предостережением.
Поправка (27 февраля): январское решение ФДА разрешить продажу Zyn взрослым не позволяет компании утверждать, что этот продукт безопаснее сигарет, как предполагалось в первоначальной версии этой статьи.