Как крупные табачные компании используют электронные сигареты для улучшения своего имиджа
Источник: The Conversation
Iona Fitzpatrick, University of Bath
Мировая табачная промышленность по-прежнему остается крупным бизнесом, стоимость которого составляет около £730 млрд в год. Это может показаться странным для продукта, который, как известно, стал причиной более 200 миллионов смертей за последние 30 лет.
Но люди продолжают курить. А новые продукты, такие как электронные сигареты, позволили индустрии разнообразить ассортимент и расширить свою привлекательность.
Крупные табачные компании рассматривают это расширение как важнейший инструмент для улучшения общественного мнения и нормализации дальнейшего использования табачных изделий. В конце концов, PR может стать сложной задачей, когда существует доказанная связь между вашим продуктом и смертью.
В связи с этим табачные компании стали громко заявлять о своих обязательствах по «преобразованию» и «снижению воздействия на здоровье» своего бизнеса. И хотя эти заявления часто бывают расплывчатыми и неопределенными, две крупнейшие табачные компании открыто заявили о своих обязательствах.
Компания Philip Morris International (PMI) делает ставку на «будущее без курения«. В British American Tobacco (BAT) заявляют о стремлении к «лучшему завтра«. На первый взгляд, такая смена направления развития отрасли, наносящей огромный вред здоровью человека и планеты, кажется обнадеживающей.
Но табачные компании имеют долгую историю использования тщательно продуманных нарративов для поддержания прибыльности и ограничения репутационного ущерба. Исследование, которое я провела вместе с коллегами, показывает, что надуманные заявления об улучшении здоровья и потребительском выборе отвлекают внимание общественности от серьезных проблем со здоровьем, вызванных употреблением табака.
Привлекательность электронных сигарет для потребителей вполне объяснима. Как и другие персональные электронные устройства, электронные сигареты могут быть подобраны в соответствии с индивидуальными вкусами, с различными ароматами, содержанием никотина и дизайном. Табачные компании явно видят потенциал в этих продуктах. На веб-сайтах и в видеороликах на YouTube они неоднократно выступают за «индивидуальный выбор» и «свободу».
PMI утверждает, что это «наиболее перспективный путь к предоставлению лучшего потребительского выбора для тех, кто в противном случае продолжал бы курить». BAT упоминает «свободу инноваций» как центральный элемент своего стремления предоставить потребителям то, что они хотят.
Обе компании подчеркивают, что индивидуальный потребительский выбор — это главная задача. Однако факты свидетельствуют о том, что подобные формулировки сбивают с толку и вводят в заблуждение.
Наше исследование показывает, как эти новые продукты неоднократно связываются табачными компаниями с сообщениями об улучшении здоровья и возможности изменить жизнь взрослых курильщиков. Однако, делая выбор потребителя и индивидуальные свободы главными в своих сообщениях, крупные табачные компании возлагают на потребителя обязанность сделать правильный выбор. При этом они игнорируют свою собственную роль в разработке и продвижении продуктов, вызывающих привыкание.
Путаные заявления
Путаницу усугубляет огромный выбор новых продуктов. Одноразовые электронные сигареты, «снюс» (оральный табачный продукт) и кальяны — вот многие из предлагаемых вариантов.
Со своей стороны, табачные компании не очень любят термин «электронная сигарета». BAT предпочитает называть их «паровыми» или «негорючими» продуктами, а PMI использует термины «электронный пар» или «бездымный».
В других странах, несмотря на международные договоры, направленные на предотвращение политического вмешательства крупных табачных компаний, промышленность продолжает лоббировать правительства против более жесткого контроля над табаком. Тем временем увеличиваются инвестиции в традиционные табачные изделия, такие как сигареты.
Хитроумная корпоративная реклама стала частью более широкой бизнес-стратегии, которая усугубляет непонимание общественностью рисков и создает препятствия для эффективной реализации политики общественного здравоохранения. Все это продолжает усугублять страдания, причиняемые табаком всему миру.
Представитель PMI назвал исследование «ненадежным» и попыткой «дискредитировать законные корпоративные преобразования, а не поддержать усилия по постепенному отказу от потребления сигарет».
Он добавил: «Наши преобразования говорят сами за себя. В 2023 году глобальный чистый доход нашей флагманской бездымной альтернативы IQOS (табачные изделия с подогревом) превзойдет наш самый продаваемый бренд сигарет Marlboro, менее чем через десять лет после его запуска».
Представитель компании заявил, что PMI планирует, что к 2030 году на долю бизнеса без табачного дыма будет приходиться «более двух третей чистой выручки».
Компания BAT не ответила на просьбу прокомментировать эту статью.