Первый министр Новой Зеландии Кейси Костелло распорядилась снизить на 50% акцизный налог на нагреваемые табачные изделия
Источник: RNZ
Помощник министра здравоохранения Кейси Костелло снизила акцизный налог на нагреваемые табачные изделия (HTP — Heated Tobacco Products), стремясь сделать их более привлекательными в качестве альтернативы курению.
Костелло, которая также является министром таможни, снизила акцизную ставку на HTP на 50 процентов с 1 июля, о чем без лишнего шума сообщила на сайте таможни.
Костелло отказалась давать интервью RNZ, но ее представитель сказал, что она сделала этот шаг, чтобы снизить стоимость продукции и побудить курильщиков перейти на более безопасные альтернативы. [Вейп продукция
Однако Джанет Хоек, профессор общественного здравоохранения в Университете Отаго, сказала RNZ, что этот шаг, похоже, был сделан в пользу табачной промышленности.
«Безусловно, табачные компании были бы рады такому развитию событий», — сказал Хоек. «Это не совет, который исходит от министерства (здравоохранения). Похоже, что это совет, отвечающий интересам табачной промышленности».
Табачный гигант Philip Morris владеет ведущим брендом на рынке HTP — IQOS, в котором табачные стики вставляются в устройство и нагреваются, а не сжигаются.
Philip Morris лоббировала снижение акциза на HTP, заявив рабочей группе по налогам в 2018 году, что правительство должно «установить налоговую ставку на нагреваемые табачные изделия значительно ниже налоговой ставки» на табак.
В своем заявлении для RNZ Костелло сказала, что вейпинг был успешным средством для отказа от курения, и она хотела бы проверить, будут ли нагреваемые табачные продукты также полезным средством для отказа от курения. [Вейп продукты (ЭСДН и жидкости для них) не подлежат акцизному налогообложению в Новой Зеландии.]
«Вейпинг помогает не всем, и некоторые пытаются бросить курить уже несколько раз. HTP имеют схожий с вейпами профиль риска, и в настоящее время они легально доступны, поэтому мы проверяем, какое влияние окажет снижение акциза на эти продукты в два раза».
Документы, опубликованные Министерством здравоохранения, показывают, что Костелло также просила совета по либерализации регулирования HTP, но ей было отказано в этой идее.
«Нет никаких доказательств в пользу их использования в качестве средства для отказа от курения», — сообщили ей сотрудники министерства. «Мы не рекомендуем либерализовать способы продвижения HTP. Это, скорее всего, усугубит существующую обеспокоенность по поводу потребления никотиновых продуктов молодежью и зависимости от них».
Интерес Костелло к бездымному табаку и никотиновой продукции
В начале этого года правительство отказалось от лейбористской программы по борьбе с курением, которую чиновники от здравоохранения назвали «эндшпилем» для табачной промышленности Новой Зеландии.
Программа предусматривала сокращение числа розничных продавцов табачных изделий с 6000 до 600, удаление 95 % никотина из сигарет и создание поколения, свободного от курения, путем запрета продаж всем, кто родился после 2009 года.
Костелло говорит, что она привержена цели борьбы с курением до 2025 года и рассматривает возможность разрешения продажи оральных никотиновых продуктов, таких как снюс и никотиновые пакетики, для достижения этой цели.
Документы Министерства здравоохранения показывают, что в марте Костелло рекомендовала комитету кабинета министров «в принципе согласиться с разрешением продажи бездымного табака и никотиновых продуктов, если есть доказательства того, что они значительно менее вредны, чем курение».
Однако министерство предостерегло Костелло от разрешения продажи снюса и пакетиков с никотином.
«В целом, мы не рекомендуем расширять ассортимент никотиновых продуктов, доступных для продажи в Новой Зеландии», — говорится в сообщении. «Дополнительные продукты, скорее всего, усугубят существующую обеспокоенность по поводу пристрастия молодых людей к никотину, но не принесут никакой пользы».
Министерство сообщило Костелло, что существуют «слабые доказательства» того, что снюс помогает людям бросить курить. «Риск почувствовать зависимость может быть выше для снюса, чем для курительного табака. Употребление снюса может увеличить риск развития некоторых видов рака».
В министерстве заявили, что никотиновые пакетики — новый продукт, но в отношении него уже возникли опасения.
«На сегодняшний день нет достаточных доказательств в пользу их возможного использования в качестве альтернативы курению с меньшим вредом для здоровья, и в настоящее время нет доказательств их эффективности для отказа от курения», — заявили чиновники в ответ Костелло.
«Есть данные о том, что в других странах их продают детям, и они ассоциируются с никотиновой зависимостью и привыканием. Дети, подростки и некурящие люди считаются подверженными высокому риску зависимости».
В заявлении Костелло для RNZ министр высказалась о никотиновых пакетиках более осторожно, чем это было указано в документе комитета кабинета министров.
«У меня есть опасения по поводу никотиновых пакетиков, которые, похоже, ориентированы на молодежь», — сказала Костелло.
Помощник министра здравоохранения заявила, что будет продолжать обращаться за консультациями по поводу эффективности и безопасности альтернатив курению.
«Если существуют бездымные табачные или никотиновые продукты, которые значительно менее вредны, чем курение — то есть имеют схожий с вейпингом профиль риска, — тогда я хочу получить рекомендации о том, стоит ли их использовать, чтобы помочь людям бросить курить», — сказала она.
Баланс, который мы должны найти, заключается в том, что мы не хотим, чтобы молодые люди попадали в никотиновую зависимость». В Новой Зеландии вейпинг не регулировался до тех пор, пока не стало слишком поздно, и вейпинг среди молодежи вышел из-под контроля».
Никотиновые пакетики, которые пользователи помещают между десной и губой для всасывания никотина в кровь, активно рекламируются молодым людям на TikTok и Instagram.
Крупные табачные компании ухватились за никотиновые пакетики как за альтернативную статью дохода.
Philip Morris купила Swedish Match, которая производит никотиновые пакетики под брендом Zyn, за 27 миллиардов долларов в 2022 году.
British American Tobacco, которой принадлежат никотиновые пакетики под брендами Velo и Lyft, лоббировала в правительстве легализацию этой продукции.
«То, что правительство не включило бездымные оральные никотиновые продукты в ту же нормативную базу, что и вейпинг-продукты, является значительным упущением в продвижении программы Smokefree 2025«, — заявила компания в документе 2021 года, посвященном планам правительства по борьбе с курением.